Смекни!
smekni.com

"Философические письма" П.Я. Чаадаева. История публикации и реакция общества и власти (стр. 2 из 2)

«Философические письма» вызвали огромный общественный резонанс. Надо сказать, что первое «Философическое письмо» публиковалось на французском языке, поэтому оно стало известно и в Европе, что вызвало отклик и европейских мыслителей.

Согласно Русскому Биографическому Словарю « : «Как только появилось письмо, - говорит Лонгинов, - поднялась грозная буря». «После «Горя от ума» не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление», - рассказывает по этому же поводу Герцен».

И далее: «Жихарев (М.И.) пишет: «журнальная статья Ч. произвела страшное негодование публики и поэтому не могла не обратить на него преследования правительства. На автора восстало все и вся с небывалым до того ожесточением в нашем довольно апатичном обществе».

«Жихарев приводит подлинный текст бумаги, в которой Ч. объявлялся сошедшим с ума: «появившаяся тогда-то такая-то статья, - гласила эта бумага, - выраженными в ней мыслями возбудила во всех без исключения русских чувства гнева, отвращения и ужаса, в скором, впрочем, времени сменившаяся на чувство сострадания, когда узнали, что достойный сожаления соотечественник, автор статьи, страдает расстройством и помешательством рассудка. Принимая в соображение болезненное состояние несчастного, правительство в своей заботливости и отеческой попечительности предписывает ему не выходить из дому и снабдить его даровым медицинским пособием, на который конец местное начальство имеет назначить особого из подведомственных ему врача».

Так общество и правительство расправилось с неугодным ему автором, посмевшим высказать своё собственное мнение о стране и народе.

Чаадаев, тем не менее, не прекратил занятия литературой. В 1837 г. он пишет «Апологию сумасшедшего», позже посещает публичные лекции в Московском университете, переводит статью А.С. Хомякова «Мнения иностранцев о России», пишет отзыв о книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями», критически высказывается о статьях Ф.И. Тютчева «Россия и революция» и «Папство и римский вопрос с русской точки зрения».

Чаадаев умер в 1856 г. и был похоронен в Донском монастыре.

Как мы видим в русской истории, П.Я. Чаадаев был не первым противником официальной версии развития русского государства и народа, и не последним. И его смелый голос заставлял общество переосмысливать многие, казалось бы, незыблемые ценности, и воспринимать мир и историю по-новому. И это несомненная заслуга П.Я. Чаадаева.


Список литературы

1. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века), Искусство, 2008 г., СПБ.

2. «Философические письма. Апология сумасшедшего», П.Я. Чаадаев, Терра-Книжный клуб, 2009 г, г. Москва.