Введение
В 1922-1991 года Россия входила в состав Союза Советских Социалистических Республик. Строился социалистический строй.
На протяжении всего ХХ века культуру в России правительство пытались как-то контролировать. В начале века ее ставили в строгие рамки, она была под полным контролем. Правительство диктовало свои правила и делало культуру такой, какой хотела ее видеть.
Поэтому на протяжении многих годов этого века культура была на тему войны. Правительство уравнивала все права каждого человека, не выделяя никого.
Это также касалось и музыки ХХ века, музыка была народной, и редко кто-то выделялся из массы.
Но уже в конце ХХ века, когда Советский Союз рухнул, и запрет был снят, культура достигла высот. Что касается музыки, то в России появились рок- и поп-музыка.
Мы считаем, что тема «Культура ХХ века в России. Музыка», является актуальной, особенно в наше время. Хочется выделить тему «Музыка», так как она является неким «идолом» многой молодежи. Многие готовы покланяться своим кумирам, идти на все, ради того чтобы посмотреть хоть одним глазком на знаменитость, подражать им. А что касается рок-музыки в ее эпоху, то можно сказать, что она подчинила себе умы молодых людей. С рок-музыкой связаны многие беды России, такие как наркомания, проституция, преступность.
Конечно же, если поменять свое отношение к музыке, то можно ею наслаждаться, даже рок-музыкой.
Исследованием культуры ХХ века занимаются многие ученые. В данной работе приведены мнения ученых такие как, А.С.Орлов, А.А.Радугин, и многие другие.
Поэтому цель работы, исходя из ее актуальности: проанализировать культуру ХХ века и этапы развития музыки в России.
Исходя из цели, мы поставили следующие задачи работы:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- исследовать этапы музыки в России ХХ века.
Структура работы – обусловлена целью и задачами изучения данной проблемы и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Развитие культуры ХХ века в России
Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
Начало ХХ века, это время расцвета русского театрального искусства, связанного с именами К.Станиславского, Ф.Шаляпина, М.Ермоловой. Музыкальное творчество А.Скрябина, и С.Рахманинова определило развитие мировой культуры ХХ века на многие десятилетия. Русское изобразительное искусство «серебряного века» составило целую эпоху. [3;273].
Одну из важнейших задач в области культуры Советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркома просвещения. Его возглавляли А.В. Луначарский – видный деятель РКП (б), литературный критик и публицист.
С первых дней существования Наркома одним из направлений его деятельности стала работа по охране художественных и исторических ценностей. Был создан Государственный совет по заведению музеями и дворцами республики. В его обязанность входил контроль над деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. К работе совета были привлечены многие деятели искусства в частности, художники А.Н.Бенца, А.М.Васенцов и В.Д.Поленов, архитекторы Р.И.Клейн и В.О. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фотокинопромышлености. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, музей изящных искусств.
Революционные события 1917 века и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. [2;381].
20-30-е годы. Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.
Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития, литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была предоставлена произведениями Д.Д.Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С.С.Прокофьева (опера «Семен Катко»).
На рубеже 20-30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И.Лебедев-Кумач, М.В.Исаковский, А.А.Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И.О.Дунаевский, братья Покрасс, А.В.Александров. [2;296-297].
Противоречивые и сложные процессы в общественно-политической и экономической сферах, положение СССР на международной арене оказывали существенное воздействие на культурное развитие ХХ века. От этих факторов зависели финансирование культуры, международные контакты деятелей литературы, науки и искусства, масштабы приобщения к культурной жизни широких масс населения.
Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества.
На рубеже 40-50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них наряду с представителями науки принимали руководители партии.
Малейшее отклонение в трудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть на научные вопросы рассматривались, как нарушение принципа партийности в науке.[2;478-479].
Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы вызвали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.
Художественный процесс 60-70-х годов отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными политическими процессами, происходившими в стране. Не зря этот процесс называют политической и культурной «оттепелью». На формирование культуры «оттепели» сильнейшее воздействие оказало и бурное развитие научно-технического процесса, определившее многие социально-экономические этого периода. Экологическое изменение в природе, миграция большого количества населения из деревни в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и стало предметом изображения в художественной культуре, в драматургии, в поэзии.
В 60-70-е года по-новому зазвучала тема Великой Отечественной войны в прозе и кинематографе.[3;289].
Подлинным явлением советской культуры стало рождение в период «оттепели» так называемой «деревенской прозы». Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В.Астафьева, В.Белова, Ф.Абрамова, В.Распутина и других не оставляли равнодушными никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих.
Писатели деревень не только зафиксировали глубокие изменения в сознании, морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменениями связи поколений, передачу духовного опыта старших поколений младшим.
Подлинным открытием театральной культуры того времени являлось создание молодых театров студий «Современник» и «Тоганка».[3;289-290].
В целом художественная культура «оттепели» сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем попыталась в своих произведениях эти проблемы решить.[3;290].
На рубеже 80-90-х годов произошли изменения правительственной политики в духовной жизни общества. Это выразилось в частности в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой.[2;486].
В конце 80-х годов несколько московских литераторов сформировали альтернативный Союзу писателей СССР комитет «Писатели в поддержку перестройки» («Апрель»). Идентичное объединение было сформировано ленинградскими литераторами («Содружество»). Создание и деятельность этих групп привели к расколу Союза писателей СССР.
Начавшая «перестройка» вызвала к жизни мощное движение за освобождение культуры от идеологического нажима.
Культурная жизнь в России 90-х годов. Становление новых социально- экономических отношений оказывало глубокое воздействие на развитие российской культуры.
Исчез идеологический диктат, была отменена цензура печати. Резко сократились размеры государственных оснований на нужды культурной сферы.
Во всех сферах культурной жизни прочно утвердилась частное предпринимательство.
В таких условиях происходило реформирование системы народного образования. Окрепла возникшая в годы «перестройки» альтернативная система. Действовали на ряду с государственными негосударственные гимназии, лицеи, колледжи.
Новые моменты появились в художественной культуре. Демократизация общества и идеологический плюрализм способствовали появлению разнообразных течений и стилей в литературе, живописи, скульптуре. Но нередко в художественное творчество проникала культура повседневности, что снижало и обедняло уровень создаваемых произведений. Новым явлением в искусстве стало создание художественных произведений при финансовой поддержке зарубежных инвесторов.
В 1999-2000 годах наметилось заметное оживление в культурной жизни России. В разных уголках страны широко отмечалось 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина. Возобновилось проведение ежегодных Московских международных кинофестивалей. Участились зарубежные турне ведущих театральных коллективов, отдельных мастеров сцены – певцов, музыкантов. Вновь вошли в практику выставки зарубежных художников.
Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и с вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшее традиции культурного наследия России.[2;490-492].