Идейной доминантой творчества Петрарки стала “любовь к древним”, Петрарка был лучшим среди своих современников знатоком античной литературы, поэзии,философии, истории и мифологии. Он стремился уподобить свою жизнь античному образцу, считал себя преемником поэтов древности и, находя свой век испорченным, искал убежище в Античности. Занятия античностью поглощали львиную долю его времени: он неутомимо разыскивал рукописи (этим также были продиктованы многие его поездки и путешествия), нашел не известные в средние века 2 речи и письмо Цицерона, трактат о красноречии римского писателя Квинтилиана и др. Ему удалось собрать весьма ценную библиотеку античных рукописей (она включала множество сочинений более 30 древних авторов), он же был их первым текстологом и комментатором и смог заложить основы ренессансной классической филологии.В целом, усилия Петрарки положили начало характерному для культуры Возрождения процессу восстановления преемственных связей с Античностью.
Писатели Античности для Петраки были живыми людьми, он писал им письма и мысленно общался с ними. Первым из гуманистов Петрарка очень высоко оценил Платона и, очистив идеи античных авторов от позднейших искажений, использовал их под новым углом зрения. Первым он начал осознавать необходимость критического отношения к древним авторам. И, обратившись к классической латыни, он открыл ее силу и изящество.
Свое увлечение Античностью Петрарка не противопоставлял христианским идеалам, они у него не противоречат друг другу. Мало того, на протяжении всей жизни он пытался примирить языческую Античность и христианство, т.е. Христа с Цицероном. И считал, что светская образованность, знание античной философии, поэзии не противоречит принципам христианства, а скорее наоборот, наследие древних и языческая мудрость (например, языческой поэзии) способны обогатить мир христианства.
Петрарка первым (чем и объясняется сила его воздействия на умы современников) выразил основные принципы гуманизма (В его произведениях содержались в неразвернутом виде все те идеи, которые его преемники развили и затем превратили в стройную систему) и первым почти полностью подчинил свою жизнь занятиям литературой и философией. В сущности, Петрарку можно рассматривать как первого интеллигента в узком смысле слова, поскольку он занимался исключительно умственным трудом.
Главным содержанием его произведений – трактатов и писем – является нравственная философия, рассматривающая эти проблемы. В трактате “Об уединенной жизни”он утверждал, что для того, чтобы иметь возможность погрузиться в науку, нужны уединение и деятельный досуг (в сочетании с науками уединение и есть (по Петрарке) свобода и наслаждение).
Он считал необходимым обращение всей системы знаний к проблемам человека. Главными среди образовательных дисциплин ему представлялись филология, риторика, поэзия и особенно моральная философия. Он заложил основы новой гуманистической этики, главным принципом которой было достижение нравственного идеала путем самопознания, а также образования, смысл которого Петрарка видел в широком овладении культурным опытом человечества.В его этике одним из основных понятий стал термин “humanitas” (т.е. ,как мы уже говорили, дословно “человеческая природа”, “духовная культура”). Именно он лег в основу построения новой гуманистической культуры, которая в свою очередь дала толчок для развития комплекса studiahumanitatis. Петрарка считал, что главное достоинство, возвышающее человека над толпой, это не его знатное происхождение, а высокая образованность, занятия науками, поэзией, которая придает человеку его «человечность». В одном из писем он писал, что «Многое весьма удивительное создал Господь… но самое удивительное из всего созданного им на земле – человек». Эта мысль о человеке, владеющем могущественным разумом, и легла в основу гуманизма. Далекий от душевной гармонии, человек беспокойной натуры, Петрарка был снедаем внутренними сомнениями и противоречиями (чем в определенной степени также объясняется его страсть к частой перемене мест). Наиболее яркое воплощение колебания Петрарки нашли в трактате “Моя тайна”, написанном в почти 40-летнем возрасте. Это большое прозаическое произведение – исповедь мятущегося в поисках истины человека. В этом сочинении были заложены почти все этические идеи и основные черты мировоззрения Петрарки. Трактат представляет собой диалог Августина и Франциска (т.е. Петрарки). Это спор между двумя сторонами сознания поэта.
Петрарка автор многочисленных писем, основные из которых были собраны в 2 сборника: “Книгу писем о делах повседневных” (350 писем) и “Старческие письма” (125 писем)(последний сборник он предполагал закончить автобиографией “Письмом к потомкам”),в которых он делится своими размышлениями, обращенными ко всем образованным людям (в большей степени к людям будущего, поскольку он не сомневался, что его занятия, история его жизни, склонности и т.д. принесут пользу и последующим поколениям). В его произведениях частенько звучит мотив (характерный,впрочем, для дальнейшего развития гуманизма) о том, что мудростью и разумом наделены лишь немногие образованные люди, остальные же – “глупцы”, “стада лишенных разума животных”, лишь внешне сохранивших облик человека.Он противопоставляет узкий круг достойных уважения – "народу"”(под которым подразумевает людей неученых), свою ученость – “толпе жаждущих низменных прибылей” и ее невежеству. “Образованных всегда мало, а в наше время – чрезвычайно мало…,” -- писал Петрарка, и эти слова великого поэта как ни странно не потеряли своего смысла и сейчас.
Еще при жизни слава о Франческо Петрарке перешагнула границы Италии. Для гуманистов он стал классиком: его переводили на языки разных стран Европы, ему подражали, его сочинения комментировали, его яркой индивидуальностью восхищались.Особенно сильным влияние Петрарки оказалось в поэзии – его”Книга песен” дала импульс общеевропейскому явлению петраркизма.
Младшим другом Петрарки был итальянский писатель Джованни Боккаччо (1313—1375). Уроженец Флоренции, купеческий сын, Джованни Боккаччо свои лучшие юные годы провел в Неаполе. Здесь он изучал каноническое право и коммерцию, но главным его увлечением была поэзия (сочинения Вергилия, Овидия, Данте) и рыцарская литература. Боккаччо – автор многих поэтических и прозаических произведений, написанных на народном итальянском языке - вольгаре. Первые, наиболее ранние его сочинения – стихи, воспевающие Фьямметту, роман “Филоколо” (начат в 1336 г.), поэма “Филострато” (1338). В 1340 г.Боккаччо вернулся во Флоренцию, где пробовал свои силы на поприще дипломатии и торговли, занимался литературной деятельностью.
В это время он (обратившись к новым жанрам) написал роман в прозе и стихах “Амето, или Комедия флорентийских нимф”,начало ренессансной пасторали; роман-исповедь о любви “Элегия Мадонны Фьямметты”; и возвеличивающую человека лирическую поэму “Фьезоланские нимфы”.
Самым известным и значительным произведением Боккаччо, вершиной его творчества является сборник новелл “Декамерон”( в переводе на русский язык означает “Десятиднев”;греческое название этого сочинения в сущности было данью греческому языку, которым Боккаччо овладел одним из первых среди гуманистов), созданный в конце 40-х-начале 50-х гг. Х1У в. “Декамерон” состоял из 100 новелл, рассказанных в течение 10 дней поочередно, уединившимися от чумы в предместья Флоренции, девушками и юношами из благородных семей. Новеллы были популярны среди современников, имели колоссальный успех. В своих новеллах Джованни Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека и высказал ряд чисто гуманистических идей (Например, благородство человека, по мнению Джованни, коренится не в знатности и богатстве, а в нравственном совершенстве и доблести).
Кроме того, в своих новеллах автор с необычайной проницательностью раскрыл пестроту окружавшей его реальной жизни с богатством людских характеров и обстоятельств. Герои новелл – это представители разных общественных слоев (купцы, врачи, школяры, ремесленники, судьи и т.д.,являвшиеся этим разнообразным итальянским обществом эпохи Треченто), но вместе с тем люди, ценящие земные, плотские радости и удовольствия (кстати, считавшиеся церковью низменными, так что в данном смысле автор фактически выступил против церковного аскетизма.И недаром официальная римская церковь с неприязнью отнеслась к “Декамерону”, осудив его как произведение безнравственное, и настаивала на отречении автора от своего сочинения).
Вклад Боккаччо в создание литературы Возрождения, безусловно, огромен. Его считают подлинным новатором городской новеллы Ренессанса, жанр которой он довел до совершенства, открыл путь всей новеллистике эпохи Возрождения.
В “Декамероне” и других своих произведениях Боккаччо выступил со смелой светской концепцией человека, с реалистическим изображением нравов своего времени.
“Декамерон” имел огромную популярность в Италии, где Боккаччо имел немало продолжателей (Например, Франко Саккетти, Мазуччо и др.). В Х1У в. его сборник новелл был переведен на французский и английский языки. Сюжеты “Декамерона” в дальнейшем часто заимствовались в писателями-гуманистами других стран Европы (Например, в ХУ1 в. во Франции в подражание “Декамерону” появился ”Гептамерон” Маргариты Наваррской).