Реферат
на тему: Ранний гуманизм в Италии
Мировоззренческой основой Возрождения стал гуманизм. Идейное содержание ренессансной культуры выразилось в научных, литературных, философских, педагогических и иных воззрениях, которые поставили в центр мира человека. Родиной гуманизма (как и Возрождения) стала Италия. В первой половине ХVв. итальянский ученый и писатель Леонардо Бруни назвал новую светскую науку о человеке, его месте в мире и поведении в обществе термином “humanitas” (человеческая природа, духовная культура), от латинского слова “humanus” “человеческий”. Поэтому весьма часто “гуманизм” трактуют как синоним слова “человечный”,”человеколюбие”.
Сами гуманисты (Ф.Петрарка, Лоренцо Валла, Леонардо Бруни) употребляли этот термин в том смысле, который вкладывали в это слово во времена Цицерона - самим Цицероном и его современниками. Например, Авлом Гелием, римским ритором II в. н.э. По Авлу Гелию термин «humanitas” означал не только” проявление человечности”, сколько “человеческую натуру”. Авл Гелий писал, что “гуманизм означает не … доброе отношение и благожелательство ко всем людям без разбора”, а называет гуманизмом – “эрудицию и осведомленность в науке и искусствах”. Итак, гуманизм – это “эрудиция и осведомленность в науке и искусствах”, в таком значении этот термин и употребляли сами гуманисты. Одним словом, в Италии ХV-ХVI вв. термин “humanitas“ означал светскую образованность. Светские науки (studiahumana) были противопоставлены науке церковной (studiadivina).В противовес studiadivinitatis – познанию божественного (наукам о божественном, составившим основу схоластической системы знания) – гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – studiahumanitatis, куда входила грамматика, риторика (традиционные для средневековой системы образования), филология (преимущественно занималась сопоставлением и выверкой текстов античных авторов), история (должна была осмыслить деятельность сильных личностей и великих мира сего, а также изучать достижения культуры и усилия общества), педагогика (должна была сформировать гармонически – духовно и физически – совершенную личность), поэтика (занималась осмыслением как античной, так и современной поэзии), этика (последняя стала стержнем всего этого комплекса). Этот новый комплекс гуманитарных наук основывался на изучении древнегреческого и латинского (классического) языков. В центр всей системы гуманитарных знаний была поставлена моральная философия, в которой особое место было отведено светской этике, которая разрабатывала проблему достоинства человека, основанного на личных качествах и способностях, а не богатстве и знатности.От термина «studiahumanitatis» ведут начало термины »гуманист» (знаток и приверженец studiahumanitatis) и гуманизм.
Окончательно термин «ренессансный гуманизм» (или «гуманизм эпохи Возрожджения») сложился в научной литературе ХIХ в. на основе двух понятий «humanitas” (в значении – приущая человеку духовная высоконравственная культура) и “studiahumanitatis” (т.е. термин, обозначивший новый комплекс гуманитарных дисциплин). Профессионально изучением комплекса наук “studiahumanitatis” занимался новый слой людей - главным образом светской интеллигенции (кстати, весьма разнородный по своему происхождению. Среди ее представителей можно было встретить выходцев из самых в общем-то полярных слоев общества – от представителей купеческой среды и потомственных аристократов до сыновей крестьян и ремесленников) - гуманисты.
Впервые слово «гуманист» встречается в 1490 г. В середине ХУ1 в. оно прочно вошло в обиход ученых. Так стали называть знатоков и преподавателей философии, риторики, истории, поэтики, читавших дисциплины комплекса studiahumanitatis на младших артистических факультетах университетов. Хотя в то же время следует сказать, что термин «гуманист» не имел строго профессионального звучания. Скорее он был признанием определенных качеств или (что особенно важно!) степени образованности в науке и искусстве. Безусловно, в Италии ранее всего выработалось представление о гуманисте как об образованном человеке, владеющем древними языками, знающем историю, древнюю литературу, философию, поэзию и т.д.
Итальянский гуманизм захватил три столетия – с ХIV в. до начала ХVII столетия (в странах Северного Возрождения – Германии, Франции и др. – гуманизм начал развиваться значительно позже – только в конце ХУ в. и достиг своего расцвета, а затем и пережил упадок в течение ХVI столетия). По мнению профессора МГУ Лидии Михайловны Брагиной – крупнейшего специалиста в области изучения итальянского гуманизма – последний имел 5 стадий (или периодов) своего развития: 1. Период раннего гуманизма (в Италии) продолжался со второй половины ХIV в. до начала ХV столетия; 2. Следующий период захватил начало ХVв и длился до середины 40-х гг. ХV в.; 3. Третий период – это 40-е—90-е гг. ХV в.; 4.Четвертый – продолжался до 20-30-х г. ХVI в и, наконец, 5 период – охватывал 40-е—90-е гг. ХVI в. (либо начало ХVII в.), особенности первых трех (что объясняется хронологическими рамками лекциионной темы) мы рассмотрим несколько ниже.
Программа становления новой гуманистической культуры в основных чертах была намечена великим поэтом итальянского Возрождения Франческо Петраркой (1304—1374), а ее разработку завершили его последователи и друзья – Боккаччо (1313—1375) и Салютати (1331—1406), чье творчество пришлось на период Раннего гуманизма, охватившего в Италии более 60 лет и закончившегося с уходом Салютати.
Заметим, однако, что итальянцы со времен Ренессанса считают, что начало итальянской литературе Возрождения положили три флорентийских светоча: предтеча Возрождения, “последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени” (переходная фигура от средних веков к Ренессансу) Данте, Франческо Петрарка и Боккаччо. Впрочем, на наш взгляд, более справедливой представляется позиция тех исследователей, которые считают основателем Возрождения Петрарку. И с его творчеством связывают начало итальянского гуманизма.
Великий поэт и мыслитель, первый гуманист и первый человек Возрождения Франческо Петрарка (1304-1374) родился вдали от родного города Флоренции в г.Ареццо, поскольку его отец состоятельный флорентийский нотариус, принадлежавший к партии белых гвельфов, в 1302 г. был изгнан из Флоренции и вынужден был искать приют на чужбине. В 1312 г. Петрарка с семьей попал в Прованс и поселился вблизи Авиньона, который, как известно, в то время был папской столицей (см.”Авиньонское пленение пап”). Случилось так, что сам Петрарка провел в Авиньоне лучшие годы жизни и переселился на родину в Италию лишь в ее конце. Учился Петрарка в двух университетах – в Монпелье и в Болонье, где изучал право, но юристом становиться не собирался. Еще в юности у него появился покровитель – представитель влиятельного рода Колонна – кардинал Джованни Колонна, при дворе которого он прожил ряд лет.Тогда же (в молодые годы) он решил принять духовный сан. Это и позволило Петрарке, получая церковные бенефиции (пусть и очень скромный, но постоянный доход), вести достаточно независимый образ жизни, а затем всецело заняться любимым творчеством.
Долгие годы Петрарка провел на юге Франции (в Авиньоне (с 1326 г.) и Воклюзе (живописная долина около Авиньона, где в полном уединении, предавясь чтению древних авторов, он провел 4 года.Воклюз – время расцвета его творчества, здесь были написаны либо задуманы и начаты почти все его сочинения, такие, например,как “Жизнь знаменитых мужей” – биографии героев Античности, начиная с Ромула; латинская поэма “Африка”, посвященная Сципиону Африканскому Старшему, за которую 8 апреля 1341 г. на Капитолийском холме он был объявлен “великим поэтом и историком Италии”, а его голова была увенчана лавровым венком); много путешествовал (хотя эти путешествия не были деловыми, что было обычным делом для человека Средневековья:“истинной причиной” путешествий было “желание видеть многое”, а это было новым явлением для ХIV в.), бывал в Германии, Фландрии, северных городах Франции, а последние двадцать лет жизни жил в Милане (с 1353 г. у архиепископа Джованни Висконти), Венеции (с 1361 г.), Падуе, Акве (вблизи Падуи с семьей своей незаконной дочери Франчески, где и умер, как он мечтал, внезапно, за столом, склонившись над древней рукописью, не дожив 2 дня до своего 70-летия).
Наследие Петрарки огромно. Его имя обессмертила лирическая поэзия на вольгаре (народный итальянский язык), собранная в “Книге песен” (“Канцоньере”, 366 стихотворений, из которых 317 -- сонеты) и посвященная Лауре. Благодаря Петрарке эта авиньонская женщина стала бессмертной. Лауру Петрарка встретил в 1327 г. в Авиньоне, и с первого взгляда полюбил, любил всю жизнь, и своими стихами в ее честь обессмертил. Впрочем, нельзя не признать, что до сих пор существуют исследователи сомневающиеся в реальном существовании этой особы, но столь ли это существенно? Как равно и то, что, вероятнее всего, она была не юной и восторженой поклонницей поэта, а женой дворянина, матерью семейства и скорее всего особой весьма равнодушной к сонетам Петрарки. Важнее другое: эта красавица смогла вдохновить 23-летнего поэта на утонченную любовную лирику, которая до сих пор считается эталоном любовной поэзии Ренессанса и одной из вершин мировой поэзии вообще. Ведь, с “Канцоньере”, в сущности, начинается вся ренессансная поэзия, воспевающая красоту вполне обычной земной женщины. Главным содержанием любовной поэзии Петрарки (в отличие от абстрактной любви поэтов предшествующего времени) было глубоко индивидуальное чувство к городской женщине. Любовные сонеты Петрарки обнажили особый внутренний мир автора и глубину его переживаний.
Часть “Канцоньере” (и это, думается, нельзя не отметить) составляли стихи гражданского звучания: политические канцоны, сонеты против авиньонской курии и т.д. Пожалуй, лучшей политической канцоной считается “Моя Италия”, где Петрарка призвал к единству страны и прекращению междоусобиц.
Помимо “Книги песен” на итальянском языке была создана и аллегорическая поэма “Триумфы”. Большинство же сочинений Петрарки написано на классической латыни. Подчеркнутое предпочтение латинского языка было вызвано увлеченностью поэта древностью. На латыни написаны поэма “Африка” (о героических деяниях победителя карфагенян Сципиона Африканского), эклоги “Буколических песен”, произведение биографичесого жанра “О знаменитых людях”, исповедь “Моя тайна”; ряд трактатов: “Об уединенной жизни”, “О невежестве своем собственном и многих других людей”, “О средствах против всякой Фортуны” и др. Обширный пласт латинских сочинений Петраки составляют его эпистолярные циклы – “Стихотворные послания”, “Старческие письма”, “Письма без адреса” и др. Здесь подняты мировоззренческие и научные проблемы, волновавшие поэта, - философские, этические, религиозные, политические и мн.др.