Спектральный желтый цвет сравним с кадмием желтым светлым, лимонной, стронциановой, типографской «yellow». К более теплым и темным оттенкам относятся желтые охры, золотая и бронзовая краски.
Желтый цвет – привлекательный, вызывает симпатию и положительные эмоции: веселье, душевную лёгкость, приятное чувство благополучия, счастья, освобождения, независимости, молодости; провоцирует смелость в делах и поступках.
«В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Он производит исключительно теплое и приятное впечатление. Если посмотреть на какую-нибудь местность сквозь желтое стекло, особенно в серые зимние дни, то… глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее; кажется, что на нас веет теплом».
Загрязненный и более темный желтый вызывает негативные эмоции: отвращение, брезгливость, отчуждение, неприятие. И.В. Гете пишет далее: (желтый) производит неприятное впечатление, если он загрязнен или …сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное. Такое неприятное впечатление получается, если желтая краска сообщается нечистым и неблагородным поверхностям, как обыкновенному сукну, войлоку и тому подобному… Незначительное и незаметное смещение превращает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благородства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия. В. Кандинский ощущает желтый как красочное выражение безумия, слепого бешенства, когда больной бросается на людей и расходует свои силы без плана и без предела. «Это подобно безумной расточительности последних летних сил в яркой осенней листве… Рождаются краски, лишенные совершенно дара углубленности…».
«Создает веселость, способствует общительности, ясности ума (и даже) освобождает от проблем» (что, на наш взгляд, сомнительно).
Согласно индийской поэтике, желтым кодируется откровение (просветление) и изумление, т.к. желтый вызывает именно такие психические реакции.
Спектральный зеленый, а также цвет листьев и травы действует на нервную систему положительно: он успокаивает раздражение, снимает усталость, умиротворяет, бодрит, дает разрядку нервного напряжения, иными словами, психологическое воздействие его обратно действию красного. Каждый человек может почувствовать это, находясь в лесу, в саду, на лугу. Если зеленый становится теплее и темнее, превращаясь в болотный, табачный, торфяной – он воспринимается как цвет гниения, распада, и в этом качестве производит неприятное впечатление. Особенно благоприятное действие оказывает зеленый на обитателей жарких стран. Мусульманский рай – это царство зеленого цвета. Там зелены не только деревья, но и подушки, на которых возлежат праведники и райские гурии.
«Наш глаз находит в нем действительное удовлетворение… глаз и душа отдыхают на нем… Для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета».
В. Кандинский ощущает в зеленом неподвижность, покой, пассивность. «Абсолютно-зеленое есть покойная краска среди всех других: никуда она не движется и не имеет призвука радости, ни печали, ни страсти. Она ничего не хочет, никуда не зовет. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей и их души, но после известного отдохновения может и прискучить… Пассивность есть самое характерное свойство абсолютно-зеленого, причем это свойство как бы надушено некоторою жирностью, самодовольством. Потому зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами».
В индийской поэтике зеленым кодируется отвращение.
Спектральный синий вызывает ощущения покоя, неподвижности, глубины пространства; внушает серьезность, миролюбие, одухотворение, религиозные чувства. С синим, связан флегматический темперамент. Это цвет идеала, духовной красоты; длительное воздействие синего изолирует от реальности, погружает в некий иной мир, свободный от забот и суеты, от власти момента: синий дает ощущение вечности.
«Как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя… Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас… (синее) влечет нас за собой, вызывает чувство холода, напоминает о тени…Комнаты, отделанные в чисто синий цвет, кажутся… просторными, но, в сущности, пустыми и холодными…Синее стекло показывает предметы в печальном виде».
В. Кандинский отмечает главное свойство синего – глубину, бесконечность, сверхчувственность, покой, печаль. Светло-синее «приобретает более равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным…»
В индийской поэтике синим, кодируется любовь, т. к. это чувство во многих случаях жизни приносит гибель и зло.
Выше изложены данные различных исследователей о психологическом воздействии четырех основных цветов. Остальные четыре цвета хроматического круга воспринимаются как переходные между двумя основными: это оранжевый, голубой, пурпурный и фиолетовый (который ощущается как смесь красного и синего).
Оранжевый тонизирующий цвет, возбуждение от него несколько менее, чем от красного, но раздражающее действие чуть ли не больше, чем у красного. Психологи видят источник этого раздражения в неустойчивости оранжевого, в его колебаниях от красного к желтому и обратно (Г. Клар, тест Люшера). Цвет как бы теряет «целевую направленность». (Это выражение говорит скорее об ассоциациях, чем о непосредственном действии цвета, но возьмем на заметку и это). В индийской поэтике оранжевым кодируется мужество.
Голубой – промежуточный между синим и зеленым. Он богат разновидностями и оттенками – от светло-синего (называемого в просторечье голубым) до бирюзового (типа восточной бирюзы или египетской фритты). В наше время чаще всего встречаем в своем окружении типографский и компьютерный «cyan» – ядовито-голубую краску. Природные голубые, конечно, успокаивают, затормаживают очаги раздражения в коре головного мозга, но искусственный «cyan» даже в небольших дозах нервирует и утомляет. Он хорош только при подмешивании к нему желтого или красного, смягчающих его ядовитость.
Светло-синий цвет внушает покой, мир, беззаботное веселье, ощущение легкости и широкого свободного пространства.
Фиолетовый – крайний цвет оптической области спектра, самый коротковолновой. «Фиолетовый – это как бы угасший красный – такой красный, на который набросили синий покров тьмы. Главное его свойство – двойственность воздействия на психику: он и возбуждает, и угнетает, он соединяет эмоциональный эффект красного и синего цветов: одновременно притягивающий и отталкивающий, полный жизни и возбуждающий тоску и грусть».
«Фиолетовый не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство».
Разбеленный фиолетовый называют сиреневым; Гете замечает, что и этот цвет «имеет что-то живое, однако лишенное радости».
«Фиолетовое звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное». Лиловый – это также оттенок фиолетового. Все его светлые модификации оказывают облегчающее действие; ощутимо расширяются легкие, ритм дыхания замедляется.
Пурпурный это цвет промежуточный между красным и фиолетовым. Он производит такое же двойственное воздействие, как фиолетовый, но возбуждающее начало в нем сильнее, чем угнетающее; чем ближе к красному, тем больше первое преобладает над вторым. И. Гете свидетельствует, что этот цвет создает впечатление серьезности и великолепия. «Пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день страшного суда». Апокалипсический образ здесь очень выразителен, т. к. в нем мистическое начало сочетается с «величественным великолепием», высокое напряжение духа с предчувствием гибели.
Один из оттенков пурпурного – малиновый – внушает ощущение полноты бытия, чего-то отрадного, прекрасного, раздольного. «Не жизнь, а малина», – говорят в народе.
Ахроматические цвета – так называют белый, черный и все промежуточные между ними – серые. Все они имеют общую физическую природу: в их спектральный состав входят лучи всех длин волн в равных энергетических долях. Однако, психологическое воздействие ахроматических цветов неодинаково – это обусловлено их энергетической мощностью – от максимальной в белом до минимальной в черном.
Белый – самый энергичный, он заряжает человека бодростью, побуждает к деятельности. Свет дня рассеивает ночные страхи, прогоняет мрачные сны и химерические видения. Он благотворен и для людей, и для животных. Белый внушает представление о чистоте, о пустом пространстве; отождествление с белым при медитации создает ощущение покоя, отрешенности от страстей и забот, направляет мысли на возвышенное, божественное.
Белый цвет равномерно загружает все три цветоощущающие аппарата цветового зрения, поэтому он нивелирует эмоции и в результате успокаивает всякое возбуждение.
Черный. В силу тождества противоположностей черный, подобно белому, успокаивает психическую деятельность, усыпляет и снимает напряжение. Но если белый радует, то черный внушает печаль и депрессию. В белом – активность, в черном – пассивность. Белый призывает к жизни, черный напоминает о смерти. Первый утверждает, второй отрицает. Белый конь из Махабхараты одет в цвет амриты – напитка бессмертия; черный конь Бродского – посланник царства тьмы и смерти. Эти два цвета неразлучны. В природе они сменяют друг друга или сосуществуют, в сознании человека сопровождают непрерывную смену раздражения и торможения.