Смекни!
smekni.com

Теория композиции в теории Н.Н. Волкова (стр. 6 из 6)

«Как было сказано выше, здание картины выстраивается в своего рода иерархию факторов (систем структуры), начиная с систем распределения изображения на замкнутой плоскости – самого внешнего фактора – и кончая построением сюжета и связью изображения со словом на уровне понимания. Эту иерархию не следует понимать как ряд надстроек или этажей целого. Отдельные системы, переплетаясь между собой, изменяют друг друга. Создавая единство стиля. Так акцентирование плоскости отражается не только на цветовом построении, но и на способах построения сюжета и времени, в конце концов, - на смысле целого. Сюжетно-пространственное построение по типу театральной мизансцены требует особого отношения к построению на плоскости картины, цвету и времени»[32]

В иерархии факторов не предуказана и последовательность творческого процесса. Творческий процесс капризен. Он может начинаться с заданного сюжета и увиденной художником идеи как некоторой цели. Он может начинаться с яркого цветового впечатления, с которым тут же связывается еще только в тумане сознания возникающий сюжет. Распределение изображения на плоскости, цветовой и пространственный строй могут меняться в диалектике творческого процесса, ломая уже сложившиеся, казалось бы формы.

В иерархии нельзя видеть и предуказанной последовательности восприятия картины, будто бы начинающегося всегда на чисто зрительном уровне с рассмотрения пятен и линейного строя на холсте. Проникновение в образ – гладкий процесс с регламентированной последовательностью, а вспышечный процесс. Вырывающий светом понимания и светом красоты то те, то другие элементы – от внешних до самых глубоких.

Волков Н.Н. читает, что организация поля картины в интересах образа решает следующие конструктивные задачи:

1. выделение композиционного узла так, чтобы обеспечивалось привлечение внимания и постоянное возвращение к нему;

2. расчленение поля такое, чтобы важные части отделялись друг от друга, заставляя видеть сложность целого;

3. сохранение целостности поля (и образа), обеспечение постоянного связывания частей с главной частью (композиционным узлом).

Основной тезис автора о времени как факторе композиции гласит: «изображение времени на неподвижной картине сложно опосредованно: 1)изображением движения; 2) изображением действия; 3)контекстом изображенного события; 4)изображением среды события»[33]

Волков утверждает, что в живописи можно различать несколько типов рассказа. Это, прежде всего тип рассказа-повествования, тип фабульного рассказа. Примером такого фабульного рассказа-повествования может служить та же «Боярыня Морозова». В картине есть фабула, распространенная во времени: в прошлое и в будущее. Итак, есть рассказ – повествование. Но есть и рассказ – характеристика, есть рассказ – описание, есть рассказ-стихотворение, построенный на «лирических» и «поэтических» связях.

Книга завершается указанием на роль слова в картине. Не только на связь образа с действительным или возможным названием ее, но и с более глубоким вхождением слова как бы в ее ткань.


Список использованных источников и литературы

1. Волков Н.Н. Восприятие плоских линейных систем Н.Н.Волков. – М. : Вопросы физиологической оптики, 1948. №6

2. Волков, Н.Н. О цветовом строе картины / Н.Н.Волков. – М. : Искусство, 1958. №8-9.

3. Волков Н.Н. Восприятие предмета и картины Н.Н.Волков. – М.: Искусство, 1975. №6.

4. Волков, Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н.Волков. - М. : Искусство, 1979.

5. Волков, Н.Н. Композиция в живописи Н.Н.Волков. – М. : Искусство.1977.

6. Иогансон, Б. Веласкес, «Сдача Бреды» Б.Иогансон.- М. : Художник, 1973. №9.

7. Кибрик Е. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве Е. Кубрик.- М.: Вопросы философии. 1966. № 10.

8. Успенский, Б.А. Поэтика композиции / Б.А.Успенский. - М.: Искусство. 1970.

9. Фоворский, Б.А. О композиции Б.А. Фаворский Искусство - 1933 - № 1.

10. Юон, К.Ф. О живописи / М. : Искусство,1937.


[1] В.А.Фоворский, О композиции.-Журн., «Искусство», 1933, .№ 1.

[2] К.Ф. Юон, О живописи, М..1937

[3] Б.А. Успенский, Поэтика композиции, М., 1970.

[4] ВолковН.Н. Композиция в живописи. М., Искусство,1977. с.20.

[5] Там же. С. 33.

[6] Там же. С. 56-57.

[7] Фоворский, Б.А. О композиции / Б.А. Фаворский.// Искусство - 1933 - № 1.

[8] ВолковН.Н. Композиция в живописи. М., Искусство,1977. С 58.

[9] Там же. С. 69.

[10] Там же. С. 70.

[11] Там же. С. 73.

[12] Там же. С. 75.

[13] Там же. С. 106.

[14] Там же. С.130-131.

[15] Там же. С.132.

[16] Там же. С 133.

[17] Там же. С.134.

[18] Там же.с.136.

[19] Там же. С. 141.

[20] Там же. С.168.

[21] Там же. С. 170.

[22] Там же. 174.

[23] Там же. С.188.

[24] Там же. С.190.

[25] Там же.с.212.

[26] Там же.с.213.

[27] Там же.с 215.

[28] Там же.с.2217.

[29] Е.Кибрик, объективные законы композиции в изобразительном искусстве. – «Вопросы философии» 1966, № 10.

[30] Б.Иогансон, Веласкес, «Сдача Бреды». – «Художник, 1973, №9.

[31] ВолковН.Н. Композиция в живописи. М., Искусство,1977. С 219.

[32] Там же.с.119.

[33] Н.Н.Волков. Композиция в живописи. М., 1977.