Смекни!
smekni.com

Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции (стр. 4 из 9)

Оракул и святилища.Большое значение в системе греческой религии имели оракулы, т. е. святилища, где верующие получали прорицание от имени бога с помощью жрецов. В Греции было множество оракулов с разной специализацией. С развитием общественной и культурной жизни Греции, спортивных игр и международной торговли многие обще греческие святилищa стали опорой для выработки идей панэллинизма и формирования норм и правил международной жизни.

Государство и религия.Особенностью греческой религии являлось отсутствие в ней строгих норм и влиятельного жречества. Исполнение всех религиозных актов контролировалось государством. Государство возводило храмы, устанавливало алтари и жертвенники богам, назначало жрецов, которых выбирали из представителей древних аристократических родов. Подготовка и проведение религиозных праздников была в руках особых исполнителей, избираемых Советом города.

Отсутствие норм в религии выражалось еще и в том, что у греков не было специальных лиц, надзирающих за обязательным исполнением гражданами религиозных обрядов, а так же строгих судов по делам религии. В результате греческая религия отличалась терпимостью и свободомыслием. До тех пор пока человек не нарушал законы его взгляды были его частным делом. Однако при нарушении законов граждане вступали в конфликт с государством и оно определяло меру их вины и степень наказания.

Общественные праздники

В VI - IV вв. до н. э. обязательной частью религиозного культа стали общественные праздники в честь бога покровителя с участием всех граждан города. Путь торжественной процессии, в которой несли изображение божества, священные предметы дары, шел через весь город и заканчивался у его главного храма. Праздник в честь бога-покровителя рассматривался как демонстрация успеха, силы и могущества города, высший момент единения всего гражданского коллектива.

Олимпийские игры

Самым знаменитым греческим праздником бы Олимпийские игры в честь Зевса, которые проводились в Греции, в не большом местечке Олимпия на се вере Пелопоннеса. Датой первых Олимпийских игр принято считать 776 г. до н. э.

Олимпийские игры проводились летом через каждые 4 года в первое полнолуние после летнего солнце стояния. О времени начала праздника всех греков оповещали специальные послы - спондофоры. В период проведения состязаний вводилась экехерия - священное перемирие, согласно которому греки должны были сложить оружие и прекратить все военные действия. Область Элиды становилась «священной зоной мира», в которую никто не имел права вторгаться силой. Спортсмены съезжались в Олимпию за месяц до начала игр для отборочных состязаний. К участию в играх допускались только греческие граждане, достигшие определенного возраста.

С 632 г. до н. э. были введены состязания для мальчиков. Варвары и рабы допускались на состязания толь ко в качестве зрителей, а женщинам категорически было запрещено как участвовать, так и наблюдать за играми. Из числа граждан Элиды избирали 10 судей. Порядок на играх поддерживали смотрители, вооруженные палками. Сначала атлеты состязались в набедренных повязках, но с 720 г. до н. э. появился обычай соревноваться обнаженными.

В первый день праздника участники игр должны были перед алтарем Зевса Олимпийского принести священную клятву, что они будут соблюдать правила состязаний. Нарушившие эту клятву подвергались наказанию (штраф и позор). Во второй, третий и четвертый день проводились непосредственно соревнования, а в пятый день - торжественное закрытие игр и награждение победителей.

Наградой олимпионикам стал венок из маслины священного дерева Зевса. Олимпионики имели право поставить статую в роще Зевса Олимпийского, величайшие поэты Греции писали в их честь хвалебные оды. На родине они становились национальными героями и нередко делали удачную политическую и военную карьеру. Многие политики стремились использовать популярность Олимпийских игр себе на пользу.

3.3 Литература и театр

Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.

Особенности развития греческой литературы

Архаический и классический периоды греческой литературы - это время создания выдающихся произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы. Греческую литературу отличала взаимосвязь отдельных литературных направлений и художественных стилей с исторической эпохой, и теми особенными условиями, в которых она создавалась. Родовое общество собирало и хранило предания о своих сородичах, совершивших подвиги, проявивших чудеса ловкости и смелости. Позднее они превратились в мифы и песни передаваемые из поколения в поколение. Такой тип эпоса получил название героического. Позже родовые традиции уступили место новым полисным принципам; на смену песням о богах и воинах пришел дидактический эпос, посвященный простому человеку. Такой жанр воспевал поистине героический труд земледельца. На смену родовой собственности пришла частная, родовое сознание было вытеснено индивидуальным, эпос сменила лирика, отразившая период становления классового общества и полиса. Лирический герой уже ясно осознавал как свое единство с полисным коллективом, так и свое собственное «я». Развитие экономики и торговли привело к появлению первых научных трудов, что создало основу для возникновения прозаической литературы. Усиление борьбы между аристократией и демосом, образование внутриполитических группировок под готовило почву для возникновения драмы. Греческий театр зародился в Афинах, где наиболее широкое распространение получил культ бога Диониса, воплотивший в себе чувства веселья, свободы от условностей и повседневных забот. Таким образом, в греческой литературе VIII - IVвв. до н. э. оформились те жанры, на основе которых впоследствии выросла европейская литература.

Язык и письменность.Древнегреческий язык принадлежит к индоевропейской языковой семье. Сами греки выделяли в нем три основных диалекта: ионийский, эолийский и дорийский. На основе ионийского позднее сформировался аттический диалект. Язык древнегреческой литературы не был единым, так как литературные жанры создавались на основе различных диалектов. Так, большинство авторов периода архаики творили на ионийском диалекте, тогда как в период классики их постепенно вытеснили произведения на аттическом диалекте.

В VIIIв. до н. э. в Грецию проник финикийский алфавит, который в видоизмененном, приспособленном к местной фонетике виде лег в осноыу греческой письменности. Этот процесс совпал с формированием у греков понятия «этнической общности». Отныне всех, кто говорил или писал на чуждом грекам языке, именовали «варварами». В различных областях Греции могло существовать одновременно несколько алфавитных систем. Будучи однородными по существу, они различались по количеству и на писанию отдельных букв. В Vв. до н. э. установилось написание строки слева направо. Греки писали на папирусе, не делая интервала между строчкaми. Классический греческий алфавит, состоящий из 24 букв, окончательно сформировался и повсеместно утвердился только в IV в. до н. э.

Эпическая поэзия

Ведущим поэтическим жанром в греческой литературе архаического периода был героический эпос. Это объясняется в первую очередь тесной связью между эпической поэзией и мифотворчеством. Сказания о богах и героях облекались в форму песен, исполнявшихся специальными певцами – аэдами, которые заучивали их наизусть и передавали устно из поколенья в поколенье. Из богатого морфологического материала выбиралась центральная тема, связанная с каким либо героем или событием, часто имевшим реальную историческую основу. Такие песни о героях и легли в основу масштабных эпических поэм. Форма большого эпоса позволяла автору последовательно и подробно излагать те или иные события, что способствовало расширению границ пространства сюжета и глубине его показа. Эпические поэмы декламировались специальными исполнителями - рапсодами, между которыми устраивались состязания по мастерству. В VI в. до н.э. афинский тиран Писистрат специально для состязаний рапсодов, проходившем на празднике Великие Панафинеи, приказал записать тексты гомеровских поэм.

Древнейшими произведениями эпической поэзии античности являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается слепому поэту Гомеру, жившему на рубеже lX- VIll вв. до н.э.

«Илиада» и «Одиссея» по праву считаются величайшими памятникамигреческой литературы. Личность Гомера со временем превратилась в легенду, а имя стало символом поэзии. Многие греческие города боролись за право считаться родиной Гомера. С изучения гомеровского эпоса начиналось классическое греческое образование. Знаменитый философ Платон отмечал, что именно Гомеру Греция обязана своим духовным развитием.

Послегомеровский эпос.К жанру эпической поэзии относятся так называемые киклические поэмы (кикл дкл, круг), сгруппированные по содержанию в мифологические циклы пександрийскими учеными в III в. до н. э. Каждая из поэм продолжает предыдущую, замыкая, таким образом, всю тему. Наибольшей популярностью пользовался Троянский кикл. Троянский кикл начинался с поэмы «Кипреи», включавшей в себя сюжеты о «яблоке раздора», рождении Ахилла, похищении Елены Парисом и начале войны с Троей. Таким образом, события, изложенные в поэме, предшествовали сюжету «Илиады». После «Илиады» следовала поэма «Эфиопию» о помощи амазонок и эфиопского царя Мемнона троянцам, а также о смерти Ахилла. Поэмы «Малая Илиада» и «Разрушение Илиона» включали в себя эпизоды смерти Париса, по тройки деревянного коня и взятия Трои. Завершался троянский кикл поэмами «Возвращение» о судьбах героев после по беды над троянцами.