Смекни!
smekni.com

Античный полис как особая форма культуры в истории Древней Греции (стр. 6 из 9)

Несмотря на четкий и сжатый стиль повествования, Фукидиду удалось создать целый ряд великолепных драматических картин. Критический метод Фукидида стал одним из величайших достижений греческой историографии, уровня которого ученым удалось достичь только в XIX в.

Ораторское искусство. Особенности полисной демократии создали условия для возникновения греческого красноречия. Активная политическая деятельность, регулярное участие в Народном собрании - все это требовало от граждан умения владеть словом, искусством убеждения и наставления. Этому искусству за умеренную плату учили софисты.

Мастером торжественного красноречия был Сократ (436-338 г. до н. э.), открывший в Афинах собственную школу риторики. Родоначальник системы периодов в речи, он стремился к плавности и ритмичности в ней; выработал принципы композиции и основных частей речи. В то же время единственный выход из политического кризиса видел в принятии помощи от Македонии. Противником такой позиции, которая могла привести к потере независимости Греции, был Демосфен (384 - 322 гг. до н.э.), лучшими речами которого являются четыре политические речи против македонского царя Филиппа, по лучившие название «филиппики». Яростная и непримиримая позиция Демосфена поставила его во главе анти македонской партии когда же борьба была проиграна, Демосфен предпочел смерть «македонскому рабству». Речи Демосфена необычайно эмоциональны; в них много обращений к слушателям, воззваний, риторических вопросов, сравнений и метафор. Большое значение оратор придавал манере произнесения речи, используя средства мимики, жестикуляции и высокой патетики.

3.4 Архитектура и изобразительное искусство

Отличительной чертой микенской цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец — средоточие сложной экономической военной и религиозной жизни. “Дворец держал на строжайшем учете реальные и запланированные поступления (в основном продукцию ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу”. Возглавлял деятельность такого дворца царь-жрец. Основная функция царя заключалась в сохранении “священного порядка в природе”. Человек в такой системе был зависим от религиозного мировоззрения. Кстати, идея божественного происхождения каждой профессии долго сохранялась у древних греков. И у Гомера встречается подробное описание многих ремесел, а в качестве их творцов указываются Гефест и Дедал. Мифологическое мировоззрение было типично для микенской цивилизации. Крушение дворцовой системы помогло противоборствующим силам: родовой аристократии и сельской общине. И в гомеровском эпосе вместо царя — “басилевс”, скорее военный предводитель. “Басилевсы” вели свою родословную от богов. Обычно Гомер говорит о них накануне сражения, чтобы подчеркнуть значимость поединка. Интересен в этом отношении диалог Диомеда и Главка: “Тщиться других превзойти, непрестанно пылать отличиться, Рода отцов не бесчестить, которые славой своею Были отличны в Эфире и в царстве ликийском пространном”. Нормами жизни человека в микенской цивилизации и у гомеровских героев были честь, слава, стыд. Платон называл Гомера “воспитателем Греции”.

Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, — храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса — агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственных учреждений, собраний и т.п. Это здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гипподамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (плоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города терли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.

Градостроительство

Градостроительство VII - VI вв. до н. э. экономический подъем, греческая колонизация, развитие торговли все это способствовало бурному росту городов как на территории Балканской Греции, так и в новых колониях. Греческий город был одновременно политическим, культовым и ремесленно-торговым центром. Крупный город обычно делился на две части - верхнюю и нижнюю. Верхняя часть (акрополь), расположенная на холме, служила укреплением и одновременно являлась городским святилищем. Нижняя часть заполнялась жилищами ремесленников и торговцев. В городе была рыночная площадь (агора), служившая одновременно местом Народных собраний. Города за страивались стихийно, без специального плана. Регулярная планировка впервые была применена в VIIв. до н. э. во многих городах. Улицы, пересекавшиеся под прямым углом, оформлялись частными домами. Жилые дома представляли собой небольшие двух этажные постройки на каменном фундаменте, состоящие из нескольких комнат. Стены возводили из сырцового кирпича, а потом оштукатуривали. Жилые кварталы строились вне храмов, которые долго являлись основным типом общественного здания.

В результате греко-персидских войн многие греческие города превратились в руины. Их приходилось заново отстраивать, однако первоначальная, стихийная застройка сменялась в них регулярной планировкой.

Расцвет греческого градостроительства был связан с концепцией регулярного города, создателем которой являлся Гипподам Милетский. Сформулированные им принципы, позволяли трансформировать обычную хаотичную застройку в художественно оформленное городское пространство и создал условия для комфортного образа жизни. Если город располагался на берегу, то там строили порт с доками и верфями. Нечистоты выводились через канализацию за пределы города, а мусор вывозили на загородные свалки. Центральные улицы пересекающие город, обеспечивал: движение воздушных потоков в нем.

В старых городах стихийная планировка сохранялась, однако в V - IV вв. до н. э. и в них появились элементы регулярности: архитектурно украшенный акрополь, центральная площадь, ремесленные кварталы, система оборонительных стен с башнями.

Архитектура

С теорией градостроительства тесно было связано искусство архитектуры, в котором греки достигли больших высот. Греческая архитектура зрения эстетических законов была уникальным явлением, так как каждое здание превращалось в настоящий шедевр. Величайшим достижением греческого зодчества стала «ордерная система», предполагавшая определенный выбор новой постройки.

Архитектура архаического периода

Высоких достижений греки добились в области архитектуры. В архаическую эпоху греческими зодчими были заложены основы тех процессов, которые получили развитие в классический период. В VIII - VIIвв. до н. э. сохранялось деревянное зодчество, а главным строительным материалом оставались глина и дерево. Однако в период экономического расцвета разбогатевшие греческие города смогли позволить себе перейти на более дорогой и прочный материал - камень и стали возводить каменные монументальные здания. В архаический период доминировало храмовое строительство.

Греческий храм

Особенность греческого храмасостояла в том, что его рассматривали в первую очередь как жилище бога - покровителя полиса. В специально отведенном помещении храмахранилась статуя божества, храмовая посуда и принадлежности для празднеств. Жертвоприношения и возлияния богу совершались на специальной площадке вне храма, поэтому все внимание зодчих было сосредоточено на внешнем оформлении здания. Оно было стройным, светлым, украшенным росписью и скульптурами. Чем богаче и могущественнее был полис, тем роскошнее должен был выглядеть его главный храм.

В архаический период отошел на задний план, уступая место новому храму, украшенному колонами. Постепенно сформировалось несколько типов храмов, различавшихся количеством и местом колонн: храм в антах - с двумя колоннами перед главным входом, двойные анты - колонны с двух сторон храма, простиль - четыре колонны перед входом, амфипростиль - с колоннадой по торцам храма, периптер - колоннада, окружающая храм с четырех сторон, двойной периптер - два ряда колонн окружают храм с четырех сторон, псевдопериптер - с настенными колоннами, прилежащими к стене, толос - круглый в плане храм.