Архитектура V в. до н. э.
Греческое классическое зодчество складывалось на основе уже разработанной в архаике ордерной системы, которая приобрела законченный вид в V - IV вв. до н. э. После войн с персами шло активное восстановление старых городов, а также возведение новых святынь, часто объединенных в целые архитектурные ансамбли.
Показателем высокого мастерства греческих зодчих сюжет служить создание и оформление целых архитектурных комплексов, самым знаменитым из которых, несомненно, являлся афинский Акрополь. Ансамбль афинского Акрополя задумывался Периклом в период наивысшего могущества Афин с целью их превращения в самый прекрасный город Эллады. К западному склону Акрополя подходила Священная дорога, по ко торой на него поднимались праздничные процессии. Входом на Акрополь служили Пропилеи - величественные мраморные ворота, возведенные архитектором Мнесиклом сочетавшие колоннады дорийских и ионийских ордеров. В храме стояла деревянная статуя богини Ники, так как согласно преданию, афиняне оторвали ей крылья, чтобы победа никогда не покидала Афины.
Архитектура IV в. до н. э.
Кризис полиса, экономическое и социальное неравенство, рост индивидуалистических тенденций в обществе - все это отразилось и на архитектуре. Если в V в. до н. э. главным художественным центром Эллады была Аттика, то в IV в. до н. э. на первый план вышли города Пелопоннеса, Малой Азии. Великой Греции и Северного Причерноморья. Архитектуру V в. до н. э. прославило храмовое зодчество IV в. до н. э. - это время господства зданий общественного типа. Дорийский стиль сменился ионийским; все чаше при строительстве использовались коринфские колонны. Одно из ранних применений коринфской колоннны - круглый монумент Лисикрата в Афинах, расположенный около театра Диониса. Уникальным памятником, объединявшим все три стиля.
Продолжали возводить и архитектурные ансамбли, уже заметно отличавшиеся от комплексов V в. до н. э. В 380-330 гг. до н.э. было построено святилище Асклепия в Эпидавре. Наряду с новыми продолжалась и застройка старых архитектурных комплексов.
В IV в. до н. э. шло активное строительство светского характера. Было заведено много театров.
Скульптура
Различные формы пластического искусства прочно вошли в общественную и религиозную жизнь греческих городов. Ранняя архаическая скульптура на первых порах носила преимущественно сакральный характер. В главном храме города воздвигали статую богу-покровителю. Различные части храма были украшены рельефа ми, а во фронтонах размещали скульптурные композиции. Именно в скульптурных образах греки разработали идею прекрасных и справедливых олимпийских богов, покровительствующих людям. В классический период в греческой скульптуре получила развитие тема более реалистического изображения человека. Именно в этот период создавались подлинные шедевры греческой скульптуры. Статуи героев и воинов на центральной площади города прославляли их подвиги. Многие общественные здания украшали статуями богов. Таким образом, назначение произведений пластического искусства могло быть самым разнообразным - от эстетического (наслаждение красотой и мастерством скульптора) до идеологического (прославление воинов, политиков, деятелей культуры и спорта).
В истории архаической скульптуры главным был отход от примитивного изображения деревянного божества и реалистическая трактовка изображения человека. Развитие монументальной архитектуры способствовало развитию монументальной скульптуры, в рамках которой сложились основные школы - дорийская и ионийская.
Скульптура V в. до н. э. Развитие греческой скульптуры в V в. до н.э. характеризуется отходом от архаических традиций и поиском новых форм. Деятелям классического периода удалось преодолеть фронтальность статуй тяжесть их тела они перенесли на ногу, тогда как другая нога освободилась, придавая всей фигуре непринужденное положение. В V в. до н. э. совершался отлив бронзовых статуй и большее внимание уделялось скульптуре из мрамора широко распространилась хрuзоэ.
Скульптура IV в. до н.э.
На смену величественному и торжественному искусству V века пришли новые эстетические идеалы IV века, вызванные менявшимися духовными потребностями общества. В искусстве IV в. до н. э. большее внимание уделялось особенностям человеческой личности. Идеализированный тип человека и божества отличался большей интимностью и интересом к индивидуальным чувствам в трактовке их образов. Появились первые портреты. Стремление к роскоши и гигантомании в архитектуре привело к созданию нового скульптурного типа. Распространение получили грациозные и стройные фигуры, полные нежности и очарования. Эстетические идеалы скульптуры IV в. до н.э. наиболее полно были воплощены тройкой велико ваятелей поздней классики - Скопасом, Праксителем и Лисиппом.
Скопас.Уроженец о. Парос, архитектор и скульптор Скопас создал патетический стиль в греческом искусстве. Его темой стали люди и герои: охваченные сильными эмоциями, такими как страсть и безумие. Тема патетических страстей прослеживается и в рельефе восточного фризагаликарнасского мавзолея, украшенного сценами битв греков с амазонками. Подлинным шедевром Скопаса была признана фигура танцующей Менады, которую скульптор изобразил в приступе вакхического, исступленного безумия. Пораженные тем впечатлением, которое производила Менада, современники говорили, что Скопас оживил камень.
Пракситель.Стиль, прямо противоположный высокой патетики Скопаса, создал его младший современник Пракситель. Стремясь отвлечься от потрясений и проблем окружающей его жизни, мастер обратился к миру красоты и наслаждений. Обнаженная фигура Афродиты, полная неги и ленивой грации, была признана идеалом женской красоты. Работы Праксителя превратились в предметы роскоши, которые мастер поставлял в дома претенциозных богачей. Из них большинство относились ктеме любви и застолья. Многим образам Праксителя подражали, особенно в произведениях декоративной пластики.
Лисипп. Новая историческая эпоха, переход от классики к эллинистическому искусству - все это диктовало новые тенденции в греческой скульптуре второй половины IV в. до н. э., выразителем которых стал Лисипп. Новшеством Лисиппа было свободное изображение объемов человеческого тела в трехмерном пространстве. На смену идеалу Поликлета пришел новый пластический канон Лисиппа: длинные стройные ноги, тонкий стан, небольшая голова, - который был воплощен ваятелем в скульптуре Апоксиомена (юноши, стирающим с себя скребком масло).
Современником Лисиппа был афинский скульптор Леохар, пытавшийся возродить классические образцы греческой скульптуры, соединив их с изысканной декоративностью. Ему приписывают создание статуи Аполлона Бельведерского, Ганимеда, унесенного орлом Зевса.
3.5 Живопись
Высокого уровня развития достигла и греческая живопись. Греческие художники расписывали внутренние стены храмов и их архитектурные детали, стены склепов и каменные надгробия, скульптуры и терракоты. Большая часть этих произведений оказалась нам недоступна, не выдержав испытание временем. Однако следует отметить, что греческие живописцы добились великих достижений, заложив основу мирового искусства. Уже в архаический период были известны картины на деревянных досках и «пинаках» (глиняных табличках).
Греческие художники.Расцвет греческой живописи пришелся на V в. до н.э. И был связан с творчеством вели кого мастера – Полиглота. Он первый применил технику фрески, т. е. рисовал водяными красками на сырой штукатурке, используя при этом только четыре цвета: белый, черный, красный и желтый. В то же время он первый перешел от изображения мифов к бытовым картинам, стараясь раскрыть внутренний мир человека.
К концу V в. до н. э. относится творчество Аполлодора Афинского, который работал в технике темперы: рисовал на деревянных грунтованных досках красками, закрепленными клеем или яичным желтком. Аполлодору принадлежит введение эффекта светотени, за что его прозвали «мастером теней». Он впервые использовал полутона и перспективу изображения, заложив, таким образом, основы современной живописи.
В IV в. до н. э.особо прославились живописцы сикионской школы, глава которойиспользовал новую технику - энкаустику, при которой применялись разогретые и смешанные с воском краски.
Вазопись. Лучше всего греческая живопись сохранилась в изображениях на вазах. В архаику появились основные типы греческой керамики, различавшиеся по форме и функциям: пифосы и амфоры, предназначенные для хранения вина, оливкового масла, зерна. В VIIв. до н. э. многие греческие города являлись центрами гончарного производства - Коринф, Родос, Синопа, Самос, Милет. Господствующий доVIIв. до н.э. геометрический стиль сменился коринфским, в котором проступало сильное восточное влияние. Пестро расписанные вазы украшались растительным орнаментом и изображением животных (бараны, быки, львы, пантеры) и фантастических существ (грифоны и сфинксы).
Во второй четверти VI в. до н. э. в греческой вазописи появился так называемый чернофигурный стиль. На красном фоне ваз черной краской наносили фигуры людей и животных, которые затем покрывались лаком. Уже по лаку художники процарапывали штрихи драпировок. Основными темами для чернофигурных ваз были мифологические сцены и изображение человека, фигура которого избавилась от принципов восточной скованности и демонстрировалась при повороте, в анфас и в профиль.
В конце VI в. до н. э. произошла замена чернофигурного стиля на краснофигурный. Фон вазы покрывался черным лаком, а фигуры сохраняли красный цвет глины. Контуры фи обозначались тонкими линиями различных оттенков, что существенно расширила возможности в изображения человека. Более тщательна прорисовывалась мускулатура тела, дропиравки одежды, выражение лица. В Vв. до н. э. ваза писцы получили возможность существенна расширить круг сюжетов, более реалистична передавать движения, раскрывая внутренний мир человека.