3.6 Философия, естествознание, образование
Философия
Философия - наука об общих законах природы, человеческого общества и мышления. Особенности греческой культуры, такие как отсутствие замкнутой жреческой касты и религии разных догматов, способствовали отделению философии от религии. Взгляд греческих ученых был обращен к первооснове, причине явлений, что, послужила толчкам для развития научной мысли. Используя опыт восточной науки, греческие философы, освобожденные от религиозного мистицизма, утверждали рационалистическое объяснение мира. Усложнение общественной жизни, накопление знаний способствовали дальнейшему движению философской мысли. В греческой философии у - IV вв. да н. э. были заложены основы многих направлений; она стала фундаментом, на котором развивалась мировая философия.
Философия VII - VIвв. до н. э. Появление первых философских концепций связана с подъемам уровня социального, экономического и культурного развития общества. На первом этапе своего существования философия была тесно связана с религиозным мировоззрением, преодоление которого привела к появлению собственно философской науки.
Эта стадия развития философии была представлена ионийской, пифагорейской и элейской шкалами.
Ионийская школа.Основное развитие греческой философской мысли шла в ионийских городах Малой Азии - богатых, быстро развивавшихся, дававших возможность выделиться самостоятельным творческим личностям. Философы ионийской школы - Фалес, Анаксимандр и Анаксимен - пытались проникнуть в первооснову мира, т. е. материю, некое первичное вещество, из которого состоят все вещи. Анаксимандр (ок. 610- 546 г. до н. э.) предположил существование некой беспредельной и неопределенной материи, состоящей из отдельных малых частиц.
В духе материалистической диалектики разрабатывал свою теорию великий ученый Гераклит (ок. 530-470 г. до н.э.). Первоматерией он считал огонь: мир возникает из огня и снова обращается в огонь. Гераклит вычислил высший закон природы, согласно которому все в мире находится в процессе непрерывного движения; каждое явление есть лишь момент всеобщего развития.
Пифагорейцы.Идейным противником Гераклита и философов ионийской школы был знаменитый ученый Пифагор (ок. 580-500 г. до н.э.).Переехав в г. Кротон (Южная Италия), он основал там школу. Углубленное исследование математики привело Пифагора к выводу, что не материя, а абстрактный порядок в мире. Количество и форма - вот те критерии, по которым существуют вещи. Мир состоит из количественных неизменных противоположностей: чет - нечет, конечное бесконечное. Именно со спора Пифагора и Гераклита и началось в истории философии противостояние материализма и идеализма.
Элейская школа.Младшим современником Пифагора был философ и поэт Ксенофан (ок. 570 480 г. до н. э.). Путешествуя по городам в качестве странствующего рапсода, Ксенофан критиковал антропоморфизм греческих богов в поэмах Гомера, отрицая их внешнее и внутреннее сходство с людьми. Он высказывал идею существования единого божества, которое силой своей мысли правит миром. Идеи Ксенофана воспринял и развил его ученик Парменид (ок. 540-480 г. до н.э.). Основатель философской школы элеатов. Источником знания по Пармениду являлся разум, а не ощущение. Мысль человека могла охватить только то, что существует. Следовательно, бытие вечно, неизменно и неподвижно. Ученик Парменида Зенон (ок. 490-430 г. до н.э.) путем логических парадоксов развил теорию неподвижности мира.
Философия V - IVвв. до н. э. В этот период благодаря софистам произошло отделение собственно философии, которая стала доминантой в духовной жизни нового общества и натурфилософии, которая продолжала тенденцию поиска сущности и происхождения вселенной.
Демократ.Большим достижением греческой науки стала атомистическая теория, разработанная Левкиппом (500-440 гг. до н.э.) Согласно ей мир состоит из мельчайших неделимых частиц материи - атомов (от греч. атом - «неделимый» ), которые непрерывно движутся в пустоте. Атомы разных тел отличаются друг от друга формой, порядком соединения, плотностью. Из атомов состоят не только предметы и люди, но и душа. Атомистическая теория Левкиппа оказала большое влияние на развитие научной мысли.
Софисты.Во второй половине Vв. до н.э. получило развитие другое философское направление, названное софистикой. Софисты - странствующие философы, обучающие за плату основам философии и риторики, учили, что сколько существует людей, столько и истин, что никакое положение не может быть признано на веру, если оно не доказано. Идеологический и политический кризис в обществе способствовал критике софистами сложившихся традиционных убеждений. В учении софистов сам человек становился предметом исследования. Снижение интереса к активной политической жизни приводило людей к желанию задуматься над своим личным счастьем, к желанию самосовершенствоваться. Софисты часто отрицали общеизвестные истины, доказывая справедливость прямо противоположных мнений; ставили под сомнение божественное происхождение государства и законов, а Продик из Кеоса усомнился в религии.
Естествознание
В Х – IX вв. до н. э. греческой науки как таковой еще не существовало, и начальные практические знания греки заимствовали с Востока - у египтян и вавилонян, персов и хеттов. Развитие собственно греческой науки началось с VIII- VIIвв. до н.э. в Ионии, самой богатой и передовой области Греции. В этот период получили развитие медицина и математика, астрономия и картография. На основе опыта египтян Пифагор сформулировал свою знаменитую теорему. Первую карту земли составил философ Анаксагор. Большой вклад в науку внес врач и философ Алкмеон (конец VI в. до н.э.). Он препарировал трупы животных для выяснения строения функций отдельных органов; первым провел операцию на глазе; составил учение об ощущениях; определил четыре типа темперамента человека. Объяснения солнечных и лунных затмений пытались дать философы Фалес и Анаксагор. Астрономы составляли поправки и уточнения к солнечному и лунному календарям.
Научные знания вV - IV ВВ. дон. э.
В V-IV вв. до н.э. из Ионии центр научной мысли перенесся в Афины и Великую Грецию. Развитие математических теорий было необходимо как для мореплавания и торговли, так и для строительства. В это время были разработаны почти все разделы начальной геометрии. Кроме математики развитие получили физика и астрономия (был упорядочен лунный календарь). Далеко вперед шагнула медицина. Многие научные достижения находили успешное применение в греческих колониях. В связи с ужесточением классовой и политической борьбы в IV в. до н. э. возникли теории о лучшем государственном управлении, социальные утопии и публицистика.
Математика.Больших успехов достигли ученые в математике. Платон среди всех наук на первое место ставил математику, отмечая ее важное значение для образования. Были выведены практические формулы для площадей и объемов квадратных фигур и тел, для круга и цилиндра, конуса, шара. Учение о подобных треугольниках стало началом учения о перспективе. Философ и математик Демокрит вычислил объем конуса пирамиды. Продолжала развиваться геометрия. Выделилась геометрическая алгебра.
Развитие других наук.Математик, астроном и географ Евдокс Книдский доказал, что земля это шар, и попытался вычислить длину ее окружности. Он стал создателем античной теории астрономии и предложил новую модель космоса из 27 равномерно вращающихся вокруг земли гомоцентрических сфер. В 432 г. до н. э. афинский математик Метон ввел новый календарь. Счет лет велся по 19-летнему «метоновскому циклу». В целом год состоял из 353 дней.
Важные исследования по физике оставил Аристотель, а о химических элементах - Эмпедокл. Аристотелю принадлежит монументальный труд по зоологии. В которых была проведена первая классификация животного мира.
В IV в. до н. э. появились первые труды по военному делу. Ксенофонт Афинский написал два трактата, по священных афинской коннице, а Эней из Стимфалы - трактат о защите городов.
Воспитание и образование
Одним из составляющих аспектов греческой культуры являлась система воспитания и образования, отражавшая систему высших духовных ценностей народа. Воспитание было одним из элементов культуры и от эффективности ее развития зависел общий культурный уровень народа.
«Старое» образование.В VIII VI вв. до н. э. система образования была предельно проста. До 6 лет мальчики и девочки воспитывались вместе; уход за ними поручался женщинам. Далее мальчики переходили под опеку отца, которому принадлежала ведущая роль в их воспитании. С 7 лет к мальчику приставляли педагога, чаше всего старого верного раба, которому поручалось наставлять его в правилах поведения и манерах, а также везде сопровождать. Образование включало в себя начальные элементы грамматики, музыки и гимнастики.
В архаический период стали складываться две системы воспитания спартанская и афинская. Система воспитания в Спарте отражала особенности государственной организации и нацеливала своих граждан на военную подготовку, тогда как афинская система стремилась к гармоничному развитию души и тела. Кроме того, юноши получали практические навыки умение вести хозяйство, работать в поле, даже знакомились с элементами медицины. Девушкам вменялось умение прясть, ткать, лечить и вести домашнее хозяйство.
Система государственного воспитания.Образование целиком находилось в руках государства. Воспитывали преданность государству и беспрекословное подчинение законам, уважение к старшим и абсолютную смелость. Еще Ликург отмечал, что цель воспитания состоит в том, чтобы вырастить гоплита. Единственной в Греции профессиональной армии требовались лучшие воины. Поэтому на первое место ставилась физическая подготовка, тогда как музыкальному и литературному образованию отводилось минимальное время. Хоровое пение и военная музыка, марши Терпандра и патриотические призывы Каллина и Тиртея - вот то немногое, что выбрали из гуманитарного образования. Многообразию жанров и пестроте образов греческой литературы они предпочли лаконизм - нарочито краткое и насмешливое изложение своих мыслей. В спортивной под готовке главная роль принадлежала конному спорту и атлетике.