1962 – начат набор по специальности "художник-скульптор театра кукол".
1962 – ЛГТИ им.А.Н.Островского объединен с Научно-исследовательским институтом театра, музыки и кинематографии (который был преобразован в научно-исследовательский отдел) и получил название Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).
1962 – открыт Учебный театр в здании бывшего ТЮЗа (ул.Моховая, 35).
1963 – организована кафедра театра кукол. Начат набор по специальности "режиссер телевидения".
1965 – начат набор по специальности "актер театра музыкальной комедии".
1968 – начат набор на отделение организации театрального дела на театроведческом факультете.
1973 - начат набор на постановочном факультете по специальности "художник-постановщик" и "актер театра эстрады" на драматическом факультете.
1976 – организована кафедра эстрадного искусства.
1984 – ЛГИТМиКу присвоено имя Н.К.Черкасова.
1988 – образован факультет театра кукол.
1990 – научно-исследовательский отдел выделен в Российский институт искусствознания (Исаакиевская пл., 5). Начат набор по специальности "технология театрального костюма" на постановочном факультете и "художник-технолог" на факультете театра кукол.
1993 – институт переименован в Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства (СПГАТИ).
Датой основания Санкт-Петербургской академии театрального искусства является 1779 год, когда открылось универсальное учебное заведение - Петербургская театральная школа, и было положено начало профессиональному образованию в подготовке драматических артистов для императорской сцены.
Неоценимый вклад в развитие театрального образования внес Иван Афанасьевич Дмитревский (1736-1821) - ведущий актер, режиссер, педагог, академик РАН. Еще в 1760-е годы при российском театре он имел малолетних учеников. В XVIII веке драматическому искусству обучали и в других учебных заведениях, например, в открывшейся в 1760-е годы Академии художеств. Но именно в 1779 году на основе Танцевальной школы Ж.-Б. Ланде, существовавшей с 1738 года, и драматической школы И.А.Дмитревского произошло объединение балетной, драматической, музыкальной и живописной школ в училище, где стали готовить ко всем театральным профессиям. Собственно, с этого момента и можно говорить о возникновении регулярного государственного театрального образования в России.
Ведущим педагогом драматических классов в начале века стал князь Александр Александрович Шаховской (1777-1846) - драматург, режиссер, критик, организатор театрального дела, сменивший Дмитревского в художественном руководстве драматической сцены. Он первым разглядел трагический талант Екатерины Семеновой, комедийный дар Ивана Сосницкого, собиравшегося стать машинистом сцены. Шаховской был одним из авторов нового Устава училища 1809 г., который так определял цель заведения: "Усовершенствование российских спектаклей и балетов, пополнение и, ежели возможно, самое составление оркестров, заменение иностранных художников театральными воспитанниками". Указывалось, что точное время выпуска "не может быть определено", поскольку зависит от успехов учащихся и "от надобности, которую могут иметь в них труппы или оркестры", но обычно выпускались не ранее 17 и не позже 20 лет. В уставе были разработаны правила приема и программы обучения
10 мая 1829 года было утверждено новое "Положение и штат Петербургского театрального училища". Училище разделялось на мужскую и женскую половины и на два разряда: 1) для подготовки драматических, оперных артистов и музыкантов, с числом учеников - 40 (поровну обоего пола), 2) балетный, с числом учеников 60. Возросло внимание к общеобразовательным предметам: увеличилось число уроков по истории, географии, мифологии. В библиотеке, организованной при училище в 1830 году, имелись книги Тацита и Плутарха, "История государства российского" Карамзина, сочинения Ломоносова, Плавильщикова, Державина, Крылова, Капниста, Озерова, Жуковского, Пушкина, Дельвига и даже казненного поэта-декабриста Рылеева.
В первой трети века главным педагогом и по сути главным распорядителем в училище был выдающийся балетмейстер Шарль Дидло. Драматические актеры тоже прошли через его суровую школу обучения, о которой остались легенды. В его балетах на императорской сцене танцевать должны были все воспитанники, в том числе и музыканты, и часто в ущерб другим занятиям. Эта традиция сохранялась и после Дидло.
Более всего из училища выпускали в балетную и драматические труппы, затем в оперную, оркестр, в декорационную часть, изредка в иностранные труппы и цирк.
Устав 1863 года не предусматривал выпуск музыкантов, но русская оперная труппа комплектовалась в основном из выпускников театрального училища до 1870-х годов. В конце века училище все более ориентировалось на воспитание балетных кадров. Драматическое образование приходило в упадок, а в 1884 г. училище прекратило набор на драматическое отделение. Но 21 августа 1888 года высочайше утверждено новое положение об императорском училище, на основании которого утверждались 3-х годичные Драматические курсы (по проекту С.А.Юрьева). Принимались на курсы девушки с 16, юноши с 17 лет (обучение платное, 100 рублей в год), окончившие средние учебные заведения. Программа обучения отвечала программе вуза и включала, кроме занятий по драматическому искусству, танец и пластику, пение сольное и хоровое, фехтование, грим, литературу русскую и зарубежную, историю драмы и театра, историю быта, французский язык, рисование. среди преподавателей - В.Н.Давыдов, М.П.Писарев, Н.С.Васильева, Н.О.Сазонов, В.П.Острогорский.
Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре — старейшее высшее театральное учебное заведение в России.
Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России – старейшая театральная Школа Москвы. История его создания восходит к Московскому императорскому театральному училищу, официально учрежденному императором Александром I 28 декабря 1809 года. Благодаря своему солидному возрасту и богатой творческой биографии, школа является уникальным явлением, как школа многовекового опыта в области актерского мастерства со своими устойчивыми художественными традициями. Имена многих наших выпускников, ставших великими мастерами сцены, вошли в сокровищницу русского театра: И.В. Самарин, С.В. Шумский, В.И. Живокини, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, династия Садовских, А.П. Ленский. Школа – неиссякаемый источник талантов и в 20 столетии – А.А. Остужев, В.Н. Пашенная, Е.Д. Турчанинова, В.Н. Рыжова, Ф.Н. Каверин, Н.А. Анненков, Ю.М. Соломин, С.В. Немоляева, П.Б. Луспекаев, С.А. Любшин, Т.Н. Панкова, О.И. Даль, В.М. Соломин, И.М. Чурикова, Э.Е. Марцевич и многие другие. О высоком профессионализме актеров-выпускников последних лет говорят такие имена, как О. Меньшиков, Д. Харатьян, Е. Глушенко, О. Мысина, А. Домогаров, Д. Назаров, Н. Вдовина, Е. Бероев, М. Башаров, И. Петренко, А. Чадов, П. Красилов. Все они удостоены высоких почётных званий, наград и премий.
Школа прославилась именами великих театральных педагогов – М.С. Щепкин, А.П. Ленский, В.Н. Пашенная, П.Я. Судаков, К.А. Зубов, В.И. Цыганков, Л.И. Дейкун, Л.А. Волков, М.И. Царев, М.О. Кнебель, А.Д. Дикий, Н.Н. Афонин, В.П. Селезнев.
Художественную политику и высокое качество актеров определяют в настоящее время художественные руководители курсов и студий, профессора Школы: В.И. Коршунов, Ю.М. Соломин, О.Н. Соломина, Б.В. Клюев, В.М. Бейлис, В.Н. Иванов, Д.Г. Кознов .
Училище славится своей методикой работы в подготовке национальных кадров. Начиная с первого набора 1950 года Якутской студии, на сегодняшний день Школа выпустила более 50 национальных студий. Училище-кузница национальных кадров для СНГ, его авторитетный, надежный партнер в деле развития национального театрального искусства. С 1943 года училище – Высшее учебное заведение. В нем созданы 5 кафедр: мастерства актера, пластического воспитания, сценической речи, искусствоведения, философии и культурологии.
В случае с национальными студиями к этой творческой бригаде в обязательном порядке добавляются педагоги по родному языку и переводчики. Особенностью работы с национальными студиями в нашем ВУЗе является углубленное изучение педагогическим составом национальных особенностей того или иного народа, и как результат учебные отрывки и дипломные спектакли, студенты играют только на своем родном языке. Это одна из принципиальных позиций школы Малого театра, поскольку бывали и есть выпуски в других творческих вузах, когда национальные студии и обучаются и играют на русском языке. Это в итоге, по нашему мнению, размывает национальную культуру, ее особенности, связанные с языком, приводит к дисбалансу психофизического аппарата студента. Специфика преподавания мастерства актера, хотя и имеет единую теоретическую базу – систему К.С. Станиславского, дополненную разработками практиков театра, тем не менее, воспитание актера всегда носит практический, экспериментальный характер. Тут нет той заданной определенности, какая имеет место при чтении того или иного теоретического курса. Каждый новый набор группы студентов, каждый новый курс обладает своими неповторимыми психофизическими и творческими данными и потому требует от преподавательского состава новых путей и подходов к каждой творческой индивидуальности – новых упражнений, привлечения нового драматургического материала, подходящего конкретно каждой индивидуальности. Это заставляет всех педагогов, включая и самых маститых, вновь и вновь изучать специальную литературу, драматургию и круг материалов сопутствующих ей, ее автору, ее стране или региону, ее историческому периоду.
Идея возрождения к новой жизни драматического отделения принадлежала крупнейшим театральным деятелям, мастерам сцены Малого театра А.И. Южину, С.В. Айдарову, В.Н. Пашенной, Н.А. Смирновой. Осенью 1918 года драматические классы вновь были открыты, а Школа теперь называлась "Драматические курсы при Государственном академическом Малом театре". Были утверждены новое положение о Школе и программа. Айдаров назначался директором, Пашенная и Смирнова проводили первый набор. Размещались Драматические курсы в том же старом здании на Неглинке. В 1919 году от драматических классов были отделены балетные, начавшие свое самостоятельное существование как первая Государственная балетная школа.