Глубина эмоциональной передачи актёров и режиссёров классической школы
Цель: ознакомление с истоками зарождения кинорежиссуры и актёрского мастерства на примере отечественных институтов киношколы.
Задачи:
- освоение главных понятий и развитие интересов у современной молодежной публики
План
Вводная справка о местах проведения экскурсий
1. ВГИК – история становления (Владимир Гардин) ( Продолжительность экскурсии – 1,5 часа - Осмотр здания в сопровождении текста об истории института).
2. ЛГИТМИК. Са́нкт-Петербу́ргская государственная академия театрального искусства (СПбГАТИ) — высшее учебное заведение Санкт-Петербурга, основано в 1779 году как Петербургская театральная школа (1,5 часа).
3. Театральное училище им. М. С. Щепкина (Основано в 1809 году указом Александра I; система Станиславского) (1 час 45 минут).
4. ГИТИС (Российская академия театрального искусства) (1 час 50 минут)
5. Театр им. Моссовета ("Муж, жена и любовник" по мотивам произведений Ф. Достоевского и И. Тургенева. Режиссёр: Ю. Ерёмин) (3 часа)
6. Московский театр сатиры (Поход в театр:"Малыш и Карлсон, который живет на крыше" Астрид Линдгрен, автор инсценировки Софья Прокофьева, режиссёр Маргарита Микаэлян) (2 часа, большая сцена)
7. Школа-студия МХАТ (1 час 50 минут)
8. Театр "Современник" (Премьера "Сон Гафта, пересказанный Виктюком") (3 часа 20 минут с антрактами)
Экскурсии предназначены для молодежной аудитории, учащихся в театральных ВУЗах, или в той или иной степени интересующихся театральным искусством.
1. ВГИК
Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) — государственное образовательное учреждение высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации.
Мы начинаем наше посвящение и исследование мастерства актерского искусства с ВГИКА, как кладези рождения талантов и истинных мастеров своего дела.
1 сентября в Москве открывается первая в мире Государственная киношкола. Руководит киношколой артист и режиссер Владимир Гардин. Он набирает в мастерскую кинонатурщиков (так тогда называли артистов) из подвергшихся испытанию свыше 660 абитуриентов только 40 человек. Из них педагог стремится воспитать новый тип актера, который умел бы выразительно передавать на новом в то время приеме "крупного плана" богатство мыслей и чувств Актеры мастерской Гардина играют в бархатных рамках, которые создают иллюзию экрана…
Задуманная как учебно-производственный комбинат, Госкиношкола с первых же дней работы приступает к съемкам фильмов силами студентов. Уже к 7 ноября выпущен киноскетч "Железная пята", через полгода – агитационный фильм "В дни борьбы", начинается работа над постановкой первого советского художественного фильма "Серп и молот". В работе Госкиношколы наряду с педагогами: С. Волконским – движение и пластика, Л. Леонидовым – актерское мастерство, О. Преображенской – актерское мастерство, А.Петровым – физкультура и акробатика и др. активно работают первые ученики: В.Пудовкин, Н.Шатерникова, А.Горчилин, Н.Вишняк, А.Чекулаева, и др.
1920 год
В стенах Госкиношколы организован класс кинонатурщиков под руководством Льва Кулешова. Его мастерская становится центром экспериментов и поисков новых форм революционной кинематографии. Мастер ставит фильмы без пленки - спектакли, представленные на площадке в монтажном исполнении. Здесь отрабатываются новые приемы режиссерской организации пространства и актерского исполнения. Л.Кулешов добивается от актера эмоциональной насыщенности жеста, четкой и продуманной организации движений. Наряду с изучением общеобразовательных и искусствоведческих дисциплин "натурщики" учатся боксу, акробатике, ритмике, пластике. Среди его учеников А. Хохлова, В. Пудовкин, В. Фогель, П. Подобед, Б. Барнет, П. Галаджев, С. Комаров, А. Чистяков, Г. Кравченко. С их участием Лев Кулешов снимает агитационный фильм "На красном фронте".
История ВГИКА
Профессионализм вгиковцев, их владение средствами экранной выразительности были и остаются востребованы телевидением. Они – создатели многочисленных телевизионных фильмов и сериалов, познавательных и образовательных программ и передач. Выпускниками ВГИКа – Т. Лиозновой, С. Говорухиным, Е. Ташковым, В. Краснопольским и В. Усковым заложена успешно ныне развивающаяся традиция создания отечественного телевизионного сериала. Уникальный педагогический опыт, сформированный выдающимися деятелями киноискусства – Л. Кулешовым, С. Эйзенштейном, В. Пудовкиным, А. Довженко, Г.Козинцевым, С.Герасимовым, М.Роммом, Р.Карменом, С.Ростоцким, Л.Кулиджановым, С.Бондарчуком, Э.Тиссэ, Ан.Головней, Б.Волчеком, В.Туркиным, Н.Зархи, Е.Габриловичем, А.Каплером, Ф.Богородским, И.Ивановым-Вано и другими мастерами ВГИКа и сегодня служит методической базой художественного образования в области экранных искусств не только для российских вузов, но и школ кино и телевидения многих зарубежных стран. Российской киношколе обязаны своим созданием национальные кинематографии бывших республик СССР, целого ряда стран Азии и Восточной Европы. При активном участии ВГИКа созданы киновузы Болгарии, Вьетнама, Египта, Китая, Чехии, Польши и других стран. Вгиковские образовательные программы и методики успешно используются сегодня в США, Мексике, Англии, Германии, Польше, Чехии, Индии, Вьетнаме, Китае и других странах. С момента своего основания ВГИК был и остается носителем культурной традиции, духовно-нравственных ценностей и созидательного духа нашего народа. И сегодня вгиковцы разных поколений, определяют поступательное движение отечественного кинопроцесса. В их числе: Кира Муратова, Никита Михалков, Александр Сокуров, Вадим Абдрашитов, Сергей Соловьев, Александр Рогожкин, Алексей Учитель, Сергей Сельянов, Сергей Мирошниченко, Александр Петров, а вместе с ними выпускники нового поколения: Дмитрий Месхиев, Геннадий Сидоров, Федор Бондарчук, Алексей Федорченко, Лариса Садилова, Филипп Янковский, Анна Меликян, Алексей Герман-младший и многие, многие другие.
Обладая обширным научным и методическим наследием, ВГИК, получивший в 2007 году статус университета, продолжает наращивать свой научный и педагогический потенциал. Наряду с динамично развивающимися творческими школами – сложившимися и только формирующимися – научные школы, составляющие основу системы фундаментального вгиковского образования, вносят вклад в теоретическое осмысление новых реалий аудиовизуальной культуры. Откликаясь на потребности растущей экранной индустрии, ВГИК не только расширяет спектр собственной специализации, но, как базовый вуз в области подготовки творческих кадров кино и телевидения, активно содействует становлению профессионального образования в общенациональном масштабе. Благодаря усилиям возглавляемого ВГИКом Учебно-методического объединения вузов экранных искусств начата подготовка специалистов медиасферы в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Челябинске, Новосибирске, Екатеринбурге, Орле. Оставаясь верным традициям, ВГИК, признанный всемирной моделью кинообразования, устремлен в будущее. Осуществляется модернизация образования, научной и творческой деятельности, внедряются инновационные технологии, методики обучения. Интенсивно развивается система непрерывного профессионального образования. При университете открыт колледж, успешно работают Центр дополнительного профессионального образования, курсы по выбору профессий для школьников. Расширяющееся международное сотрудничество, многочисленные совместные проекты с зарубежными вузами кино и телевидения определяют последовательное движение российской киношколы к интеграции в мировой культурный и образовательный процесс.
Роль ВГИКа в развитии экранного искусства невозможно переоценить. Другого подобного примера в практике мирового кино и кинообразования не существует. Он появился на заре кинематографа, когда кино еще никто не считал искусством. Стремительный взлет советского кино 20-х годов, увенчавшийся непревзойденными шедеврами мирового киноискусства, начинается с открытия 1 сентября 1919 г. первой в мире "Государственной киношколы". Ей суждено было стать не только местом, где получили образование многие поколения корифеев советского кино, но и лабораторией, где создавалась теория первого массового искусства ХХ века, а ее принципиальные положения впервые проверялись на практике. Именно во ВГИКе был снят первый советский полнометражный художественный фильм "Серп и молот". Здесь под руководством выдающегося теоретика и практика монтажа Льва Кулешова, воспитавшего другого титана 20-х годов – Всеволода Пудовкина, возникла советская школа киноактера. Здесь в начале 30-х годов Сергей Эйзенштейн, возглавивший руководство экспериментальной мастерской, где учились создатели "Чапаева" братья Васильевы, разработал первые в мире учебный курс и программу по кинорежиссуре.
В 1931 году во ВГИКе организована фильмотека, выросшая впоследствии в Госфильмофонд России – ныне особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации. Основатель французской национальной синематеки Анри Ланглуа писал: "Первая в мире фильмотека художественных фильмов создана в Москве при школе киноискусства… Большинство собрания Московской фильмотеки имеет уникальное значение…". В 1937 году организация фильмотеки была отмечена "Гран при" Международной выставки в Париже. В 1934 году в институте открывается первый в нашей стране научно-исследовательский сектор, объединивший крупнейших теоретиков, историков и практиков – Н.Лебедева, В.Вишневского, С.Гинзбурга, Г.Авенариуса, Л.Кулешова, С.Эйзенштейна, В.Пудовкина, А.Довженко, В.Туркина и многих других, чьими усилиями создано отечественное киноведение, написаны основополагающие труды по истории и теории экранного искусства. Уникальная роль отечественной киношколы состояла не только в том, что она опередила время (лишь в 1935 году в Италии был создан Римский экспериментальный киноцентр, и только в 1939 году во Франции организована Высшая школа кинематографии – ИДЕК), но и в том, что, впервые занявшись подготовкой творческих работников кинематографа, она противопоставила узкоремесленническому подходу в кинообразовании концепцию воспитания творческой личности, художника-творца и патриота.