Итак, пора сделать вывод о схожести католической музыки средневековья и готической музыки XX века. Она безусловно присутствует: некоторые составы используют в качестве вокала псалмодирование под скудное музыкальное сопровождение (RaisonD’etre) – их музыка больше походит на богослужение (тексты пишутся на общепринятом английском, а так же на немецком, латыни, старославянском, языках скандинавского полуострова и т.д. и т.п.), некоторые за основу берут григорианский хорал, но в корне изменяют звучание с помощью комьютера, многие группы работают со звучаем, полностью его искажая, создавая сэмплы напоминающие звон колоколов, плач ребёнка, отчаянные крики и т.д и т.п., тем самым делают атмосферу зловещей, угнетающей и депрессивной (CinteceleDiavolui, Mortiis). Другие же пытаются играть акустику, в качестве солируещего инструмента применяется пианино или орган (чаще всего синтезатор, который настроен именно на такое звучание), вокал чаще всего ангельский, женский (исполнительницы зачастую являются профессиональными оперными певицами), возможны дуэты (мужского и женского, мужской тогда гроул или скрим, реже – оперный), тут уж можно встретить различные многоголосия, каноны, секвненции, дискант, мелизмы (Autumn Tears, Theatre Of Tragedy) и т.д. и т.п.
Основы готической музыки XXвека
Готика как музыка является тем, что стало ключевым элементом для входа в субкультуру совершенно разных элементов и основой для создания готической субкультуры, для появления понятия "готы". Готическая музыка - эмоционально-сильная и одновременно утонченно-романтическая как своей музыкальной структурой так и текстами. Впервые термин gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для характеристики произведений KING CRIMSON и VAN DER GRAAF GENERATOR). Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления "готики") в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая а, скорее, "готический" ("черный") роман и стихи эпохи романтизма (Мэри Шелли, Волпоул, Бодлер, и т.д.) со всей их холодной и необычной романтикой, вампирско-вурдалакской образностью, эстетикой кошмара и психологических изысканий. И в то же время различные произведения философии индивидуализма (Сартр, Камю, етс) оказали также решающее действие. Те группы, которые в последствии, в начале 80-тых, стали фактическими основателями готики - THE SISTERS OF MERCY, BAUHAUS, FIELDS OF THE NEPHILIM, THE CURE, etc. уже гармонично сочетали в своем творчество элементы как философии так и мистики, при этом подавая данную смесь, высоко-эмоционально привлекали совершенно нестандартным, невиданным колоритом и тотальной инновативностью идей сочетания музыки, имиджа, философии, етс. Характерным следствием интереса групп к пограничным сторонам сознания и жизни стало воссоздание в готической музыке всего комплекса элементов различных философий, жанрово - стилевых особенностей культово - ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах, необычном имидже и сценическом действе. Если пытаться отследить эволюцию развития такого мультижанрового культурного пласта как готика, то нужно отметить, что в своем развитии "готика" прошла несколько этапов - от прото-готики рубежа 70-80-х к готик-року и начала волны dark wave, goth electronics середины - второй половины 80-х, и, далее, к многообразию "готических" направлений 90-х и до тотальной интеграции во все пограничные жанры на данный момент - 2000-ные. В результате, к началу второго тысячелетия готика - это стиль, диапазон суб-жанров которого, простирается от тяжелых готик-металлических и готик-роковых разновидностей, всех видов электроник и танцевальной музыки (dark wave, synth pop, dark electro, future pop) до чистой акустики, поп-готики, а также нео-классики - оркестровой, оперной и камерной готики, и в том числе - фолковой и этнической готики. Все суб-жанры готики равны по своей роли и важности для формирования готики как музыки так и субкультуры.
Готическая музыка: истоки, наши дни
Нужно отметить, что, несмотря на то, что с точки зрения музыкальных критиков из журналов New Music Express и Sound первые ростки "готики" появились на рубеже 70-80-х, та готика, которую мы знаем, возникла в 1984-1985 году. Она возникла из хмурой силы умирающего пост-панка (Joy Division, Virgin Prunes, Siouxie and the Banshees, etc) и энергии прогрессирующей электронной британской "новой волны" (new wave). В тот момент молодежь уже насытилась простым мраком пост-панка, а рок-музыка четко определила свою заезженную колею и потому не было никакой альтернативы. Тогда-то и обозначилось одно наиболее декадентское, апеллировавшее к самым глубинам человеческого подсознания музыкальное течение - готика. Сам термин "готика" тогда еще широко не использовался (хотя уже был придуман) - беспорядочно употреблялись и смешивались понятия типа dark punk, dark wave, new wave и cold wave (все это определяет термин "прото-готика"). Средипредставителейэтогонаправлениянадоназвать JOY DIVISION, BAUHAUS, SOUTHERN DEATH CULT, TONES ON TAIL, THE LORDS OF THE NEW CHURCH, SEX GANG CHILDREN, RED LORRY YELLOW LORRY, VIRGIN PRUNES, ALIEN SEX FIEND, SPECIMEN идр.
Критика долгое время употребляла различные названия. Но вскоре готик-группы - основатели стиля - THE SISTERS OF MERCY, BAUHAUS, THE CULT, FIELDS OF THE NEPHILIM, THE CURE стали настолько выделятся на фоне остальных музыкальных проектов стилистики post punk / proto goth (пост панка . прото-готики) того времени своей концепцией, что единое обозначение для всего этого стало само напрашиваться. Совершенно необычно то, что несмотря на совершенно разную музыку (у всех групп были свои корни - рок, пост-панк, электроника) и не знание о существовании себе подобных - все готик-групы: a) носили почти тотально черную одежду (в смеси с красным), сугубо серебряные украшения и использовали схожий имидж как на сцене так и в жизни (!) и b) писали тексты песен, сочетающие философию и мистику и c) создавали очень эмоционально напряженную атмосферу исполнением своей музыки. Именно атмосфера музыки, схожие идеи эмоционального индивидуализма и броский "строгий" имидж вызывали одно четкое определение, которое не могло не возникнуть в начале 80-тых - ГОТИКА.
Все это внезапно пришедшее поколение в "монашеском" черном с идеями о возрождении романтики и правды средневековья в душах, умах и внешнем виде сочетало идеи о боге и дьяволе в творчестве, чистоте и порочности в имидже, и еще много несочетаемых элементов. На то время (конец 70-тых, начало 80-тых) не существовало единой музыки и идеи, которая бы объединила людей со схожими интересами в жизни и нестандартными, авангардными, "умными", dark romantic, вкусами, но уже было поколение, которому нужно было больше от жизни, музыки, арта и всех смежных областей. Это поколение, вслед за группами, начало также одеваться в черное, глядя на музыкантов, которые и на сцене и в жизни придерживались черного имиджа и своих взглядов на жизнь. Первыми готами в 1980-тых были люди, которые часто находили в этой музыке свои жизненные принципы и которым была нужна энергия возвышенной, печальной или мрачной готики, с умными и ироническими текстами... В отличие от остальных - ГОТЫ ЧЕРПАЛИ И ЧЕРПАЮТ СИЛУ именно в этой музыки, которая другим казалась просто мрачной, "загружающей" и суицидальной. И тогда же в 1980-тых годах газеты и журналы Melody Maker и New Music Express, а также общество назвало эти группы ГОТИЧЕСКИМИ, а людей, которым нравилась эта музыка - ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ РОК (gothic, gothic rock) и тех, которые начали жить определенным стилем жизни - ГОТАМИ. Повторно и более детально можно остановиться на том, почему же группы называли именно "готическими". Готическими, по всей видимости, по следующим причинам:
Во-первых, мощный, зычный "готический" ("варварский") вокал вызывал сравнение с мощным старинным, мрачным и энергическим зовом племени готов.
А во-вторых, одеты были группы "под" Средневековье: черный бархат и старая средневековая черная одежда, сапоги, сугубо серебряные украшения, длинные буйные и хаотические волосы (часто кстати смешивалась различная стилистика, так, например, много групп выглядели как средневековые ковбои - готы (ковбойские сапоги, средневековые шляпы, старинная стилистика,) например Fields of the Nephilim и The Sisters of Mercy (на определенном этапе) (на сегодня большинство готов преимущественно объединяют в одежде черную кожу и обыкновенную черную одежду).
В-третьих, в текстах групп (особенно The Sisters of Mercy и The Mission) звучали такие элементы как познание, вера, индивидуализм, вера в себя, бог, душевная боль, мистика, борьба против догм общества, призыв дойти к себе через преграды общества и т. д.
И в-четвертых, их композиции несли так называемую "готическую" атмосферу - настроение мрачного пафоса, возвышенности, искренней боли, сосредоточенной скорби, депрессии, отрешенности, и общая атмосфера и тексты были насыщены мотивами познания себя, бесконечного поиска истины, псевдосуицидальной экзальтации, вечного сочетания любви-смерти, ухода в иные миры... При этом музыка оставалась достаточно мелодичной и ритмичной, с оттенками танцевальности, хотя и весьма минималистичной в темброво-драматургическом плане, созданной, к тому же, практически до последней ноты с помощью "бесчеловечных" синтезаторов и драм-машин.