РЕФЕРАТ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
тема: «ГОТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И СУБКУЛЬТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»
Работу выполнила:
студентка гр. 06-108
Литвина Дарья
МАИ 2007
Содержание
Введение
Эволюция католической музыки средневековья
Основы готической музыки XX века
Готическая музыка: истоки, наши дни
Готическая субкультура: истоки, наши дни
Готическое мировоззрение
Кто такие готы?
Готическая архитектура
Готическая литература
Готическое кино
Классификация готической музыки:
Gothicrock
Gothic metal
Goth electronics
Gothic industrial & crossovers
Synth pop
Dark ambient
Ethno / medieval gothic
Folk gothic – dark folk / apocalyptik folk
Виды готов
Готическая субкультура в России
История группы DreamsofSanity
Библиография
Введение
Не правда ли оригинальная тема? Многие люди даже не представляют что такое современная гот – культура. А некоторые даже не подозревают о её существовании. В своей работе я развею сто и одну небылицу о готах и их культуре. В обществе бытует мнение, что гот – это человек в чёрном, с чёрными волосами, с ярким чёрным или тёмным макияжем, с пентограмой (руна имеющая множество значений, в настоящее время считается, что человек, носящий этот знак является сатанистом) на груди, слушающий очень тяжёлую музыку с сатанинскими текстами (такая музыка действительно существует, но к готической субкультуре имеет весьма смутное отношение!), так вот я разрушу этот стереотип.
Мне самой близка эта тема, я слушаю множество музыкальных течений, в том числе и готику. Решила писать именно о ней, потому что на мой взгляд это направление интересно тем, что оно в стадии развития (а в России вообще только зарождается). Так что в данный момент мы можем наблюдать эволюцию данного музыкального стиля.
Готика – это очень глобальное понятие, подразумевающее под собой огромнейшее количество внутренних течений и направлений. Так же существует целая готик – культура со своими правилами, негласными законами и причудами. Говоря о музыке просто нельзя обойти стороной самих готов, так как ничего не рассказав о них невозможно понять и правильно оценить их музыку.
Я хочу заглянуть глубоко в века. На самом деле, готика – это архитектурный стиль бытовавший в средние века. Его отличительные черты: мрачность, строгость величественность. Но что же тогда происходило с музыкой и имеет ли она какие-либо сходства с готической музыкой XX века?
В искусстве раннего средневековья воплощено дидактическое отрицание всех ценностей земной жизни ради воздаяния после смерти, проповедь аскетизма. Античному культу человеческого тела как совершеннейшей из тем искусства раннее средневековье противопоставляет особую условность в передаче внешнего человеческого облика, всего лишь как бренной оболочки бессмертного духа. И в соответствии с этим, синкретическому единству искусств в античной трагедии противостоит понимание музыки как служанки церкви. Как известно в средние века все сферы жизни человека были подчинены христианской церкви.
На протяжении II-VI веков идёт формирование новых родов церковной музыки, которые в итоге образуют основу григорианского хорала как единого, обязательного свода песнопений, принятых римской церковью. Раннехристианская музыка унаследовала приёмы псалмодии как особого рода речитации с мелодическими вступлением и заключением – из ритуала древнеиудейского пения, а мелизматический склад ряда песнопений (например, широкораспетых аллилуй) – из коренных мелизматических традиций в музыке Сирии, Армении, Египта. Сопоставление стариннейших форм ритуального пения, сохранившихся в европейских общинах Иемена с их замкнутой патриархальной жизнью, - и ряда григорианских напевов позволяет уловить преемственную связь псалмодии в хорале и древнего синагогальского псалмодирования. Исполнительские традиции христианского пения – антифон и респонсорий – сложились на основе восточных образцов. Антифон (вокальный приём : противопоставление двух хоровых групп) сложился в Сирии и Палестине. Респонсорий, то есть чередование сольного пения и «ответов» хора, тоже усвоенное христианами, по мнению исследователей в равной мере имеет восточное происхождение. Весь накопленный ранними христианами опыт был переработан в григорианском хорале.
Григорианский хорал как ритуальное пение господствовало в христианской церкви. Псалмодия, мелизматическое пение, гимны и псалмы – всё это составляло словно бы различные жанровые основания, на которых складывался хорал и которые определили его внутреннее многообразие. Ранний хорал был крайне аскетичен.
Создания антифонария, приписываемое папе Григорию, было подготовлено, по крайней мере, трёхвековой деятельностью римских певцов при участие местного духовенства. В итоге церковные напевы, отобранные, канонизированные, распределённые в пределах церковного года, составили при папе Григории официальный свод – антифонарий. Входящии в него хоровые мелодии получили название григорианского хорала и стали основой богослуженого пения католической церкви. Языком григорианского хорала являлся латинский, и впредь традиционный в письменности средневековья.
Григорианское пение с XI-XII веков, а затем в эпоху Ренессанса послужил исходной основой для создания многоголосных сочинений, в которых культовые напевы получили самую разнообразную разработку: от проведения в качестве cantusfirmus’a до растворения в многоголосной ткани сложной композиции.
Со времён каролингов орган постепенно внедряется в католическую церковь как первый признанный инструмент в ней. Тогда ещё грубый, несовершенный, с резким звуком и неподатливыми клавишами-рычагами, он уже становится традиционным инструментом в католическом богослужении. Его роль на первых порах, видимо, была ограничена поддержкой хорального пения.
На огромном, в подробностях плохо различимом историческом фоне вырисовываются поистине грандиозные крупнейшие сооружения романского и готического стилей, создаются великие памятники литературы, впервые в мире последовательно развивается многоголосная музыка и её сложные формы, впервые выступают значительные индивидуальности поэтов-компазиторов, оставляющих обширное творческое наследие.
Сведения о бродячих народных музыкантах средневековья становятся от IX к XIV веку всё более обильными и определёнными. Это жонглёры, менестрели, шпильманы позднее появились трубадуры, труверы и миннезингеры. Они были родоначальниками светской музыки, основные жанры их песен: альба (песня рассвета), пастурель, сирента, «песня прялки», песни крестоносцев, песни-диалоги, плачи, танцевальные песни. Любовная лирика выражается в альбах, пастурелях, танцевальных песнях, «песнях прялки». Рыцарское воспевание прекрасной дамы, идеал молчаливой верности и прочие куртуазные мотивы.
Первые примеры многоголосного склада приведены в теоретических работах IX-XI веков. Там даются образцы сочетания голосов, из которых один ведёт мелодию хорала, а другой или другие голоса следуют за ним, двигаясь параллельно в интервалах кварты, квинты, октавы (то есть совершенные консонансы). От названия присоединяемого голоса такой склад двух- или многоголосия получил в дальнейшем название органума. Пока что в этих первых примерах происходит лишь удвоение хоральной мелодики. У Гвидо из Ареццо в трактате «Микролог» (ок. 1025 г.) приведены примеры свободного сочетания голосов, идущих нота против ноты (то есть второй голос – за главным), но образующих помимо исходного и заключительного унисона и параллельных кварт, секунду и терцию при переходе от унисона к кварте и обратно. Диафония есть согласованное расхождение голосов, выполняемое по меньшей мере двумя певцами, так что один ведёт основную мелодию, а другой искусно бродит по другим звукам; оба они в отдельные моменты сходятся в унисоне или октаве. Этот способ пения обычно называется органом, оттого, что человеческий голос, умело расходясь, звучит похоже на инструмент, называемый органом. Слово «диафония» значит двойной голос или расхождение голосов. Таким образам, различные авторы на протяжении около двух столетий – даже независимо от того, как они мыслят интервальное соотношении голосов, - допускают лишь один принцип многоголосия: присоединение к григорианской мелодии другого голоса, движущегося в едином с ним ритме.
Есть все основания полагать, что на раннем этапе развития многоголосия в церковной музыке движение голосов «нота против ноты» более или менее широко распространялось и на практике. Оно, конечно, связывало развитие многоголосного склада, препятствуя образованию того, что мы называем полифонией. Ещё более ограничивало возможности многоголосия движение параллельными квинтами, квартами и октавами. Музыкальные памятники , относящиеся примерно к середине XII века, дают уже целый круг образцов другого характера, которые свидетельствуют о возникшей самостоятельности нового голоса, присоединённого к основной хоральной мелодии. Записи многоголосия того времени сохранили образцы мелизматического органума: на замедленную, изложенную большими длительностями основу (григорианскую) мелодию принципалиса наслаивалась более подвижная мелодическая линия органалиса, в котором большие распевы из многих звуков приходились на один звук канонизированной основной мелодии. Хоральная мелодия в больших длительностях даёт опоры для движения, но как целое от части утрачивает своё значение, мелизматический же верхний голос льётся и разливается в легких попевках, захватывая по преимуществу соседние звуки, возвращаясь к сходным интонациям в характерном кружении, и, по существу, очень далеко отходит от самого типа канонизированной церковной мелодики. Если в своё время первое введение секвенций и тропов в контекст григорианской мелодики уже было проявлением антигригорианской тенденции, то присоединение к хоральной мелодии второго, относительно свободного и развитого голоса знаменовало качественное усиление той же тенденции, характерное для нового этапа в существовании католической церковной музыки. Само развитие многоголосия, как оно шло в парижской школе, побудило выдвинуть обозначения: дискант, дискантирование, дискантист. Они связаны с тенденцией к противопоставлению голосов, к противоположному их движению: дискант – «разнопение». По-новому растёт и расхождение между двумя голосами: григорианская мелодия ещё больше растягивается, чем прежде, она образует как бы ряд органных пунктов по отношению к подвижному второму голосу. И как бы далеко по характеру общего звучания новые образцы многоголосия ни отходили от григорианских «подлинников», одно оставалось неизменным в церковной музыке – обязательная, хотя бы внешняя, хотя бы частичная, хотя бы реально не ощутимая исходная опора на григорианскую мелодику.