Смекни!
smekni.com

Культура XIV–XV вв. (стр. 4 из 4)

Крепостные сооружения в первой половине века строят в Нижнем Новгороде, Туле, Зарайске, Коломне. В столице появляется стена Китай-города (1530-е г.г.), Новодевичий монастырь (1525 г.)

В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа, по образцу деревянных церквей. Самый выдающийся образец этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного. Современник – летописец не смог удержать чувства восхищения, записывая в свой труд известие об этом архитектурном чудес: «Вельми чудна высотою и красотою, и светлостию, такова же не бываша прежде сего в Руси».

В течение всего столетия деревянное строительство, как и прежде, преобладает. Помимо повсеместных изб, подчас очень сложных в плане и причудливых по форме. Таковы хоромы Строгановых, именитых купцов, в Сольвычегодске (1565 г.).

В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведён по случаю взятия Казани в 1552 г.

Продолжают строить соборы и крепостные стены в монастырях – Соловецком, Троице-Сергиевом и др. В Москве окружили стеной Белый город, в пределах современного Бульварного кольца.

По примеру московского Успенского собора в Вологде строят Софийский собор (1568-1570 г.г.). А в Вяземках, к западу от Москвы, в имении Бориса Годунова появляется величественный пятиглавый храм святой Троицы; позднее его стали звать Преображенским.

Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения – Приказа каменных дел (1580-е г.г). Он организовывал строительные работы очень большие по масштабам (вызов рабочих из разных городов, заготовка стройматериалов).

Живопись. На рубеже XV – XVI в.в. в иконописи и фресковой живописи прославились Дионисий с сыновьями и соратниками. Им принадлежат иконы Успенского собора в Московском Кремле, фрески Ферапонтова монастыря. Они привлекают красочностью, пышной торжественностью. Большей лаконичностью, строгостью отличается иконопись новгородской иконы.

В живописи усиливается преобладание московской школы. В иконопись всё больше проникают жанровые мотивы, имеются элементы реализма. Ещё больше это характерно для второй половины XVI в.

Живопись становится всё больше делом государственным. Церковь после Стоглавого собора 1551 г. усиливает надзор за иконописцами. Икона «Церковь воинствующая» (середина XVI в.) в аллегорической форме воспевает взятие Казани, русское воинство, молодого самодержца. Росписи Золотой палаты в Кремле (1547 – 1552 г.г.) посвящены историческим событиям. Например, фрески Грановитой палаты, рассказывая об Иосифе Прекрасном, повествуют о возвышении Бориса Годунова.

В конце XVI в. получают известность иконы «Строгановского письма». Они отличаются миниатюрностью, тонкостью и изяществом прорисовки, декоративностью и праздничностью. В этой манере работали московские мастера. Прокопий Чирин, Истома Савин и другие «царские иконописцы». Они нередко исполняли иконы по заказам именитых людей Строгановых. На них же работали и собственные мастера из их бывших холопов в Сольвычегодске. Эта школа существовала и в XVII в., под её влиянием впоследствии трудились многие мастера, в том числе в известном Палехе.

Тяга к декоративности и виртуозности, изощрённости и парадности характерна для живописи этой эпохи. Налицо, с одной стороны, рост мастерства, технического совершенства; с другой – потеря глубины, монументальности, широкого дыхания живописи А. Рублёва и Ф. Грека.


Заключение:

Подведём итоги. Я считаю, что Российская империя в этот период развивалась не только политически и экономически, но и духовно. Большое место в литературе заняли житейская героическая темы.

Литературные произведения гуманистов полны красоты, отличаются остроумием, отражают реальную жизнь человека новой эпохи европейской истории.

Гуманисты критически относились к любым авторитетам , в том числе и к авторитету церкви. Они стали понимали, что учение католической церкви не является абсолютной истиной – из древних рукописей они узнали, что греческие и римские мудрецы иначе, чем отцы христианской церкви, смотрели на мир. Вполне естественно, что церковники препятствовали распространению гуманизма, вели борьбу с новыми идеями. Поэтому многим писателям-гуманистам приходилось обращаться к литературному жанру сатиры, чтобы защитить себя и свои взгляды от возможного преследования со стороны властей, протестовать против диктата церкви. Писатели высмеивали все стороны жизни средневекового общества: власть погрязшего в удовольствиях папства и католического духовенства, праздную жизнь дворянства и стремящейся ему подражать городской верхушки, заблуждения средневековой науки и суеверия людей.

Литературные произведения гуманистов полны красоты, отличаются остроумием, отражают реальную жизнь человека новой эпохи европейской истории.


Список литературы:

* История России , ХV– начало ХVI века : А. А. Левондовский , Ю. А. Щетинов ;

* Мир в ХVвеке : О. С. Сороко – Цюпа , В. П. Смирнов , А. и. Строганов;

* Отечественная история : Ш. М. Мунчаев , В. М. Устинов , Ю. П. Кожаев ;

* История России с древнейших времён до конца XVII века : А. Н. Сахаров , В. И. Буганов ;

* Русская литература XV века : Ю. В. Лебедев ;

* Новая история : Л. Н. Жарова , И. А. Мишина ;