Кустодиев научил нас любить и ценить живые приметы старины, подмечать их, любоваться ими, радоваться им. И если раньше мы вспоминали Кустодиева, заглядевшисьна алую герань в окошке, на резные наличники на окраине Суздаляили Углича, или на кустодиевский овал девичьего лица, то теперь видим, как прошлое становится днем сегодняшним и даже завтрашним.
Картины Кустодиева сберегли для нас этот полузабытый, полузапретныймир, передали его неповторимость, обаяние и простоту. Улыбка, всегда присутствующая в его работах, позволяет и нам воспринимать его как игру, которая нужна нам, которой так не хватает. Возвращается традиция, нарядные красочные праздники вновь входят в наш быт, и мы уже не мыслим Троицубез свежих березовых веток и Пасху без куличей, украшенных цветами. Настоящий художник, как чуткий прибор улавливает вечное среди случайного. И потому не увядают непритязательные сказки Кустодиева. Кустодиев говорит со зрителем без дидактики и ложного пафоса - и этим онтоже близок нам, уставшим от поучений. За лукавой игрой, за россыпью веселых красок мы чувствуем тепло и силу человека, умевшего любить Россию, хранить ее прошлое, думать о ее будущем.
1. Докучаева В.Н. "Жизнь и творчество Б.М. Кустодиева". Москва: изд. "Изобразительное искусство" 1991 г.
2. Лебедева В. "Б. Кустодиев". Москва, 1997 г.
3. Прокофьева М.Н. "Эдуард Мане". Москва: "Изобразительное искусство" 1982 г.
4. Савицкая Т.П. "Б. Кустодиев"; Москва: изд. "Искусство" 1966 г.
5. Саутин Н.А. "Борис Михайлович Кустодиев". Ленинград: изд. "Художник РСФСР" 1987 г.
6. Чегодаев А.Д. "Эдуард Мане". Москва: изд. "Искусство" 1985 г.
7. журнал "Художественная галерея", №43, 2005.