Традиционным видом камнерезных художественных изделий из уральских твердых камней является горка из самоцветов. Она представляет собой декоративное сооружение в виде миниатюрной горки, в которой представлены самые разнообразные виды драгоценных и поделочных камней, встречающихся в природе. Эти камни собраны как своеобразная коллекция. Они представлены в необработанном, отшлифованном или ограненном виде. Некоторые камни даются отдельными кристаллами, другие сростками кристаллов и друзами. Горка в некоторой мере имитирует природные условия залегания камней. Набор образцов крепится на цементном основании. Наиболее распространенные размеры горки 15—40 см в высоту, горки самоцветов предназначаются для музеев, выставок, школьных минералогических кабинетов, а также служат украшением письменных столов. Горки показывают многообразие и богатство месторождения цветного камня в Рос сии и отражают искусство композиции камнерезов.
Массовое изготовление камнерезных художественных изделий из мягкого камня в России началось в 80-х год XIX века. Декоративные вещи из мягкого камня занимают значительное место. Обработка мягкого камня очень проста. Он легко распиливается поперечной или циркулярной пилой, а вырезка художественных изделий осуществляется вручную при помощи стамесок, рашпилей и других несложных инструментов. Красочный и легко поддающийся обработке мягкий камень более всего пригоден для изготовления скульптуры малых форм и мелких бытовых, преимущественно настольных предметов: пепельниц, солонок, вазочек, коробочек и т. п.
Небольшие изделия чаще всего целиком вырезаются на токарном станке, а затем дополнительно укрепляются вручную орнаментальной порезкой. Скульптура вырезается вручную после предварительной обточки камня на токарном станке. Готовые изделия шлифуются и полируются при помощи высушенных и специально обработанных стеблей хвоща.
1.3 Разнообразие камней
Художественная убедительность, красота каменных скульптур зависит от удачного подбора наиболее подходящего по текстуре и расцветке камня. Из селенита, с его слоистым строением, шелковистой фактурой и как бы светящейся медово-желтой золотистой просвечивающей поверхностью получаются очень красивые изящные золотые рыбки; хорошо выглядят селенитовые лисята и белочки. Серовато-коричневый кальцит с неясно выраженными темными полосами служит для воспроизведения медведей, собак, воробьев. Неожиданная и разнообразная окраска гипсового камня различных месторождений, варьирующаяся от самой нежной чисто-белой, желтовато-белой, розоватой с тончайшими золотистыми или голубоватыми прожилками до темно-серой, пятнистой, почти черной, а иногда зеленоватой или голубоватой, делает возможным создание настольных скульптур на самые различные сюжеты. Выразительность и декоративность камнерезной скульптуры обусловливается четкостью и выразительностью силуэта. В настольной скульптуре должно быть соблюдено основное условие декоративности: силуэт животного, птицы или человека должен быть ясным, четким и хорошо смотреться на расстоянии. Каменные скульптуры с человеческими фигурами выполняются только из однотонного светлого камня без пятен и прожилок. Шкатулки и коробочки из мягкого камня обычно украшаются орнаментальной порезкой, рельефом или ажуром на крышке и на боковых поверхностях. Поскольку свет проникает в толщу мягкого камня на значительную глубину, рельеф должен быть тем резче и орнаментальная порезка тем глубже, чем прозрачнее поверхность камня. С наибольшей полнотой текстура и природная красота мягкого камня выявляются в изделиях на токарной основе; вазочка или чашечка выглядят тем привлекательнее и декоративнее, чем красивее по текстуре и расцветке сам камень, из которого они выточены. В некоторых камнерезных художественных изделиях сочетают камень разного сорта, цвета и текстуры. Этот прием повышает декоративность изделия. Так, например, прозрачная золотая рыбка из селенита удачно украшает крышку пудреницы из светлого гипсового камня. Традиционное для камнерезного искусства сочетание камня с металлом широко применяется и в мягком камне. Декоративные бытовые изделия из гипсового камня, кальцита и селенита (туалетные коробочки, туалетные приборы, вазочки, украшенные простыми гладкими металлическими поясками из латуни или оксидированного или анодированного алюминия) имеют очень скромный и строгий вид и по своему характеру очень близки к стилю оформления современной массовой мебели с ее простыми формами и отполированными поверхностями, и к недорогим драпировочным и обивочным тканям. Большой популярностью пользуются изделия из янтаря: миниатюрные скульптурки, изображающие животных и птиц, мундштуки, броши, запонки, бусы и др. Широко известны лампы-ночники из мягкого камня. Они делаются в виде совы со стеклянными глазами, вазочки, рыбки, бутона, букета цветов. Ночники изготовляются из целого куска камня, из которого выбирается (выдалбливается или вырезается) колпак; остается тонкий слой камня, просвечивающий при зажигании лампы в нем, при этом выявляются текстура камня, места различной плотности, включения, благодаря чему создаются фантастические, полные изящества узоры.
1.4 Требования к качеству изделий и транспортировка
Камнерезные художественные изделия считаются полноценными лишь при условии отсутствия на их поверхностях каких бы то ни было трещин или плохо отполированных участков. Изделие должно быть правильным и красивым по своим формам и пропорциям и отполировано до зеркального блеска. Нежная отполированная поверхность камнерезного изделия, выполненного как из мягкого, так и из твердого камня, может быть легко потерта и поцарапана при транспортировании. Поэтому Камнерезные художественные изделия рекомендуется перевозить в специальной упаковке: в коробках, выстланных ватой, или завернутыми в мягкую бумагу и уложенными в ящики, устланные и набитые соломой. Это предохраняет хрупкие изделия из мягкого камня также и от раскалывания в пути.
2.Камнерезное дело Тывы
Тыва – край потомственных мастеров искусства резьбы по камню. С незапамятных времен зародилось это искусство - тувинская резьба по камню, тувинцы, особенно люди старшего поколения, считают животных, зверей, их повадки и жизнь в природе наивысшим проявлением красоты и гармонии бытия.
В тувинской скульптуре малых форм мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя), покрывают фигурку богатым ровным орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня.
2.1 О волшебном камне "агальматолит"
Горы Бай-Тайги, окрестности древнего Тээли богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют "Чонар даш" - камень, который можно резать.
Агальматолит -это непрозрачный декоративный поделочный камень, разновидность минерала пирофиллита. Из агальматолита режут различные фигурки и украшения.
Не случайно его название происходит от греческих слов agalma — "изваяние", "статуя" и lithos — "камень". Впервые термин "агальматолит" был введен в минералогическую номенклатуру в 1797 году.
Агальматолиты бывают белыми, серыми с зеленоватыми и желтоватыми оттенками. Реже встречаются камни красного и даже темно-вишневого цвета. Благодаря гладкой, мыльной" поверхности агальматолит называют "восковым камнем" или "жировиком".
Помимо Юго-Восточной Азии месторождения агальматолитов есть на Южном Урале, в Узбекистане, на Украине, в Чехии, Румынии и США. Обширные месторождения агальматолита существуют на территории Монголии и Тувы.
Камень настолько мягок, что легко поддается обработке ножом или резцом. Фигурки, вырезанные из агальматолита, во время жертвоприношений нередко заменяли самих жертвенных животных. В России до революции на сибирских ярмарках продавались декоративные миниатюрные пагоды из этого камня, который поэтому называли пагодитом.
Благодаря тому, что его легко обрабатывать, его используется с глубокой древности: агальматолитовые бусины встречаются в захоронениях возраста более 16 тысяч лет.
В Китае уже в глубокой древности из агальматолита вырезали предметы обихода, мелкие художественные изделия и декоративные предметы. И он ценился очень высоко, особенно если его искусственно окрашивали в разные цвета (чаще всего в лазоревый).
В Киевской Руси в X-XIII вв. из волынских агальматолитов вырезали архитектурные детали храмов. Его называли "образным" (он шел в производство объемных икон) и "мыльным" камнем. На Востоке -"пагодитом" (из него вырезали фигурки фантастических и других животных, архитектурных памятников и пагод). Интересная особенность: после обжига камень становится более твердым.
Чтобы умилостивить богов, считалось необходимым принести им в жертву крупное животное, но его можно было заменить и удачно выполненной имитацией из камня. Агальматолит может применяться как поделочный, декоративный и облицовочный камень. Как поделочный камень агальматолит используется у нас в стране народными умельцами Бурятии, Тувы, а также в Корее и Японии.
Агальматолит образуется в результате низкотемпературных гидротермальных процессов (вне зависимости от состава различных образцов камня).