Смекни!
smekni.com

Камнерезные изделия (стр. 3 из 3)

2.2 Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела

Овладеть искусством резьбы по камню не так легко, как кажется на первый взгляд: многие изображения животных связаны с народным эпосом, с его поэтической символикой, имеют глубокие корни в древней восточной мифологии.

Сюжет и тематика тувинской скульптуры закреплены многолетней традицией. Прежде всего – это изображения животных, обитающих в горах и степях края: конь, горный козел – серге, верблюд, тувинский як (сарлык), олень.

В них декоративная стилизация сочетается с реалистической достоверностью, великолепным знанием повадок зверей, анатомии их тела.

Подчеркивая отдельные формы (например, удлиняя или круто завивая рога серге, усиливая выпуклость могучей шеи сарлыка), мастер придает им дополнительную выразительность, чему также способствует резной орнаментальный узор, воспроизводящий завитки шерсти или гриву.

Излюбленными персонажами тувинской пластики являются фантастические, сказочные создания, восходящие к мотивам древней мифологии. Наиболее часто попадается изображение "арзылана" (льва), который с настоящим львом ( в Туве не встречающимся) имеет мало общего. Представление об "арзылане" издавна проникли в Туву из Китая и смешались с вымыслами, легендами и мифами.

В изображении этих "арзыланов" тувинские мастера особенно щедры на выдумку. Широко распространен образ сказочного дракона, извергающего пламя. 3

Значительную долю изделий составляют такие предметы как шахматы с их специфической восточной иконографией (например, "арзлан" - ферзь, верблюд – шахматный слон, буддийский монах, лама – король), а также чернильные приборы, карандашницы, пепельницы и многие другие мелкие предметы.

Проникают в народную скульптуру сюжеты из истории и современности, изображение людей - всадников, пастухов, охотников, встречаются даже портреты.

2.3 Мастера тувинского камнерезного искусства

При общности иконографии, традиций, основных приемов и форм в этом искусстве раскрывается бесконечное богатство творческих индивидуальностей мастеров.

Например, мастер М.Х. Черзи силен богатством и тонкостью орнаментации, декоративными эффектами.

Меньше внимания орнаментации уделял Х.К. Тойбухаа, зато богаты моделировка его скульптур, пластическое выражение движения, пространственная композиция. Даже в миниатюрных фигурках поражают точность и чистота изображений лиц. С большим мастерством ему удавались многофигурные композиции, ритмическая согласованность движений пары или группы животных. Мастер Б.С. Байынды любил спокойные, статистические формы, подчеркивал устойчивость и силу животных. Именно эти особенности стремится передать мастер в композиции " Бой быков" (1977 г ), избегая динамичности, которой требует сам сюжет.

Выдающийся камнерез В.Салчак придумал новое направление в камнерезном искусстве – создание пустотелых фигур. Самое священное у тувинцев - это их жилище, юрта. Он сделал ее миниатюру из агальматолита пустотелой (2004 г.). Особенность пустотелых фигур состоит в том, что их можно выполнять в более крупном размере, нежели монолитные фигурки из Чонар – даша, а это неограниченный простор для фантазии.

Владимир Салчак исследовал чонардаш и обнаружил, что он еще и поет: " камни бело-голубого цвета хорошо, звонче поют. Немного тусклее и тоскливее звучит красноватый камень. Мы изучали и его светопроницаемость. Один и тот же камень по-разному пропускает через себя свет. В особенности, когда еще не разукрашенная юрта каменная, когда вечером снизу подсветку лампой делаешь цветами играет - одно загляденье".

Среди камнерезов старшего поколения Байыр Сарыгович Байынды является признанным мастером. Его произведения стали ярким примером для творческого вдохновения последующих молодых резчиков по агальматолиту. Пластическое искусство Байыра Сарыговича раскрыло одну из блестящих граней тувинского народного искусства.

Камнерезные произведения Б. С. Байынды хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва, художественных музеев Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Барнаула, Москвы и Санкт-Петербурга. Пластическое искусство Байыра Сарыговича Байынды является одним из значительных пластов "золотого" фонда изобразительного искусства Тувы.


Заключение

Мы рассмотрели лишь малую часть этого поистине уникального, древнего, самобытного искусства камнерезного дела, прикоснулись лишь слегка к истокам и основам культуры наших предков. Мы почувствовали, насколько щедра и богата наша земля.

Время не стоит на месте, рождаются на свет новые мастера, появляются новые стили и направления, открываются новые школы, в которых обучают этому мастерству. Преемственность поколений сохраняется. И настоящим мастером является тот, кто искренне любит, ценит, бережет свою родную землю. Только тому природа приоткроет свои тайны и покажет всю красоту, при помощи этого вида искусства.


Библиографический список

1. Ондар, С. Мелодия камня / С. Ондар // Газета "Центр Азии". – 2008. - №42. – С.8

2. Червонная С. Художники Республики Тыва / С. Червонная / – СПб.; "Художник России". - 1995 г.

3. Ляшко, А. Товароведение и экспертиза культтоваров, товары для эстетического и интеллектуального развития : учебное пособие / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2007. – 298 с.

4. Путолова, Л. Самоцветы и цветные камни / Л. Путолова . - М.: "Недра", 1991.

5. Сайт "Народные промыслы России"


Приложения

Р.А Аракчаа "Сарлык (як) с теленком" 1977 г.

К.Х. Тойбухаа "Конь"

Э.Б. Байынды "Бой быков" 1977 г.

Д.Х. Тойбухаа "Укрощение строптивого" 1979 г. Э. Б. Тюлюш "Стремительная всадница" 1979 г.

Б.С. Дупчур "Погонщик верблюдов" 1980 г.