Смекни!
smekni.com

Камнерезные изделия (стр. 1 из 3)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ в г. Минусинске

Отделение среднего профессионального образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Народно-хозяйственные товары

на тему: "Камнерезные изделия"

Выполненостудентами Преподаватель:

3-го курса гр. ТН-09-1ММахина С.В.

Кара-Сал Шончалай,

Монгуш Менги

Минусинск 2010 г.


Содержание

Введение

1. Общие сведения

1.1 Технология обработки камня

1.2 Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня

1.3 Разнообразие камней

1.4 Требования к качеству изделий и транспортировка

2. Камнерезное дело Тывы

2.1 О волшебном камне "агальматолит"

2.2 Сюжет и тематика тувинского камнерезного дела

2.3 Мастера тувинского камнерезного искусства

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение

Природа — великий художник. Она создает неповторимые по своей красоте камни. Разнообразна их палитра — все цвета радуги, все краски солнечного серебра представлены здесь. Человек только открывает эту изумительную красоту, стремится приблизиться к ней. И неудивительно, что коллекционирование камней давно стало страстным увлечением многих людей.

Резьба по камню — один из самых старых народных художественных промыслов.

Камнерезное искусство в России было развито уже в IX — XII веках. Наибольшего же расцвета оно достигло в конце XVII века. Основным центром производства камнерезных изделий становится Урал.

Целью данного реферата является дать наиболее в общем смысле представления о камнерезном искусстве в целом и ближе познакомить поистине уникальным искусством камнерезного дела Республики Тыва.

Задачами данного реферата является раскрытие общих сведений о камнерезных изделиях, технологии обработки камня, разнообразия камней, требования к качеству изделий, камнерезного дела Тывы, о волшебном камне агальматолите, сюжета и тематику тувинского камнерезного дела, знакомство мастерами тувинского камнерезного искусства.


1 Общие сведения о камнерезных изделиях

Камнерезные художественные изделия — изделия из поделочного камня, предназначенные для украшения жилого и общественного интерьера. (Изделия из драгоценных камней относятся к группе ювелирных изделий.) Подразделяются на декоративные изделия, служащие только для целей украшения, и на утилитарно-декоративные, которые наряду с декоративными имеют и служебное назначение, являются бытовыми предметами. К декоративным относятся вазы, панно из камня, настольная скульптура; к утилитарно-декоративным: письменные приборы, бокалы для карандашей, пепельницы, туалетные вазочки, шкатулки различного назначения, настольные лампы, торшеры и т. п. В общественном интерьере камнерезные художественные изделия выставляются на специальных подставках — консолях или в застекленных витринах и стендах. В бытовой обстановке применяются в качестве настольных украшений и декоративных предметов, дополняющих убранство письменного стола, туалетного столика, застекленной полки книжного шкафа или полки для книг.

Поделочные камни, служащие для изготовления камнерезных художественных изделий, подразделяются на твердые, средней твердости (полутвердые) и мягкие. Изделия из твердого и полутвердого камня отличаются от изделий из мягкого камня не только большей твердостью и прочностью, но и технологией обработки, характером оформления, ассортиментом. По шкале твердости (см. Абразивные материалы) твердые поделочные камни имеют твердость от 5,5 до 7, поверхность их нельзя поцарапать ножом. Камни средней твердости имеют твердость 3,5—4 и легко царапаются ножом. Мягкие камни имеют твердость 1,5—2,5, легко царапаются ногтем и режутся ножом. К группе твердых поделочных камней относятся: орлец (родонит), яшма, халцедон (агат), малахит, нефрит, лазурит, жадеит, амазонский камень, кварцит, белоречит. К группе камней средней твердости относятся мрамор, порфир, оникс, мраморовидные известняки. Особенно широкое применение в изготовлении камнерезных художественных изделий имеет мрамор. К группе мягких камней относятся гипсовый камень, селенит, серпентин, кальцит, тальк, янтарь.

Изготовление камнерезных художественных изделий из твердого и полутвердого камня известно со времен глубокой древности. В древнем Китае и древней Индии особенно ценился нефрит, считавшийся вечным и священным камнем, из него изготовлялась мелкая скульптура, туалетные принадлежности: вазочки, чашечки, шкатулки, печати, перстни, браслеты, оправы для вееров и т. д. И древнем Египте, Месопотамии. Персии родилось искусство глиптики, искусство изготовления гемм — резных выпуклых (камней) и углубленных (инталио) рельефов из агата и других твердых камней. Позднее это искусство перешло в Грецию, а затем в средние века и в новое время было возрождено и во Франции. Славную страницу в историю камнерезного искусства вписали русские мастера-камнерезы XVIII — XIX веков. Ими изготовлялись декоративные вазы из цветного камня разных пород (орлеца, белоречита, малахита, лазурита и яшмы), начиная от колоссальных ваз и чаш диаметром 3 м и кончая миниатюрными туалетными вазочками и чашечками с почти прозрачными стенками. Эти изделия в прежние времена служили украшением дворцов и особняков знати, а в наши дни хранятся в крупнейших музеях. Создание подобных каменных ваз было сопряжено с огромной затратой труда, поскольку приходилось оббивать, отшлифовывать и резать твердый камень почти целиком вручную. В наши дни камень обрабатывается механическим путем на государственных камнеобрабатывающих заводах.

1.1 Технология обработки камня

Технология обработки твердого камня состоит из следующих этапов:

- сортировка сырья;

- распиловка;

- сверловка (ощипка);

- подбивка;

- шлифовка;

- полировка.

Камень сортируется по окраске и рисунку; существенным показателем качества, на который обращают внимание при сортировке, являются однородность и отсутствие трещин. Распиловка твердого камня производится на механических дисковых пилах или на алмазном резном станке, где между обрабатываемым камнем и рабочей поверхностью пилы из мягкого железа помещается алмаз, которым натравливается железная пила. Сверловка, резание и разнообразная механическая обработка твердого камня производятся на сверлильных станках стальными и медными фрезами. Подгонка требуемой формы (подбивка) производится на подбивочном станке с вращающимся карборундовым кругом.

Шлифовка и полировка осуществляются на шлифовально-полировальных станках; в качестве стачивающего и шлифующего материала применяется наждак и карборунд, в качестве полировального материала — крокус, танердэ, трепел.

Изделия из твердого и полутвердого камня чаще всего бывают очень несложными по форме, потому что ровная, гладкая, дополнительно ничем не украшенная поверхность хорошо отполированного изделия из твердого камня сама по себе производит большое художественное впечатление. При полировке отчетливо выделяется природный узор камня, явственно проступают тонкие цветовые переходы, становятся видны темные и светлые прожилки и кристаллические включения, образующие все вместе причудливые, никогда не повторяющиеся фантастические узоры.

1.2 Ассортимент изделий из твердого и мягкого камня

Обычными широко распространенными изделиями из твердого камня являются всякого рода шкатулки, ларцы, коробочки, вазы, чернильные приборы, полуфабрикат для ювелирной промышленности. Большие подарочные ларцы (изготовленные сериями по несколько штук) обычно оправляют в серебро, а ларцы и шкатулки средних и мелких размеров обрамляют тонкими поясками из позолоченной бронзы. Шкатулки и ларцы выпускает ленинградский "Русские самоцветы" и Свердловский заводы, изготовляются ларцы из всемирно знаменитой темно-красной, так называемой сургучной, и пестрой "ситцевой" яшм Орского месторождения (Урал). Круглые (цилиндрические) туалетные коробочки диаметром от 50 до 95 мм делают из яшмы разных сортов и расцветок, чаще всего из калканской. Маленькие коробочки часто украшают только тонким металлическим пояском, проходящим по линии соединения верхней и нижней частей коробочки. Коробочки большего размера часто имеют на крышке рельефные украшения в виде кисти ягод: смородины, малины, ежевики или клубники. Среди уральских мастеров-камнерезов еще с прошлого столетия живет, передаваясь от дедов внукам, мастерство виртуозной имитации спелых, сочных, точно сейчас только сорванных ягод и свежих ярко-зеленых листьев, путем подбора подходящих по цвету и оттенку кусочков цветного камня. Черную смородину обычно делают из агата, клубнику из сургучной яшмы, листья — из малахита или змеевика, корешки — из темно-розового орлеца и т. д. Это тонкая, кропотливая работа, требующая большого терпения и вкуса.

Некоторые виды камнерезных художественных изделий из твердого камня украшаются мозаикой или инкрустацией по камню. Мозаика бывала двух видов: флорентийская и русская. Техника так называемой флорентийской мозаики состоит в том, что кусочки цветного камня подбираются по рисунку художника, склеиваются на цементной подкладке, составляя вместе яркую красочную картину. Флорентийская мозаика издавна применялась для изготовления верхних досок столов — столешниц. Такая мозаика применяется при изготовлении больших декоративных настенных панно или карт. Техника русской мозаики, изобретенная русскими мастерами, заключается в том, что изделие изготовляется из сравнительно недорогого мягкого камня (например, мрамора) и затем оклеивается поверх тонкими пластинками редкого и дорогого камня (малахита или лазурита), пластинки подбираются одна к другой так, чтобы природный узор камня не был нарушен. При этом создается впечатление, что изделие является монолитным, выточенным из целого куска. В наше время при изготовлении крупных ларцов и шкатулок часто применяется способ оклейки металлического каркаса изделия тонкими пластинками каменной фанеры. Готовый ларец производит впечатление целиком выточенного из орлеца или лазурита.