Смекни!
smekni.com

Образ Наполеона в картинах французских художников (стр. 4 из 5)

В этой картине живописец изобразил конкретное историческое событие: 17 ноября 1796 г. в битве при Арколе генерал Бонапарт первым устремился на штурм моста, занятого австрийской армией, увлекая за собой отступавших солдат. В конечном итоге героический поступок Наполеона привел к победе французов. Картина, сочетающая батальную сцену и парадный портрет, написана на основе личных впечатлений художника, который сопровождал Бонапарта в Итальянской кампании и был очевидцем происходящего. В образе Наполеона Гро воплотил характерный для неоклассицизма идеал сильной, волевой личности. Стремительный порыв вперед, хладнокровное спокойное лицо и напряженный взгляд подчеркивают решительность и мужество героя. Темпераментная живописная манера, динамика цветовых и светотеневых контрастов, пересечение разнонаправленных диагональных движений сообщают картине романтический пафос. Картина «Наполеон на Аркольском мосту» принесла художнику успех. [10] Захваченный энтузиазмом, царившим вокруг молодого победоносного генерала, Гро стал вдохновенным летописцем наполеоновской эпопеи, запечатлевшим важнейшие ее вехи. Он писал множество работ с Бонапартом. В 1801 он написал картину Битва при Назарете, в 1804 – картину Наполеон в госпитале чумных в Яффе , а в 1806 – картину Битва при Абукире. В 1808 Гро создал одну из самых известных своих работ – Битва при Эйлау(1808). На этом полотне император, разбивший соединенную русско-прусскую армию, предстает как милосердный победитель, отдающий приказ об оказании помощи раненым врагам. В этой сцене немало фальши, однако трагизм войны передан без прикрас: небо черно от дыма, на переднем плане громоздятся замерзшие трупы, среди которых шевелятся раненые; в глубине картины на снежной равнине проступают грязно-желтые пятна — тоже груды тел, припорошенные снегом. В его более поздних произведениях – Сдача Мадрида (1809), Наполеон перед пирамидами и Битва при Прейсиш – Эйлау – заметно снижение пафоса, отказ от оригинальных композиционных решений и даже снижение качества живописного исполнения.[13] С наступлением в 1815 периода Реставрации героические мотивы уходят из творчества мастера. Его путь в искусстве лежал между классицизмом и романтизмом.

Можно сказать, что лучшими в цикле батальных картин Гро являются «Зачумленные в Яффе» (1804, Лувр) и «Битва при Эйлау» (1808, Лувр). Оба полотна посвящены легендарным, обросшим всякого рода красивыми дополнениями эпизодам, связанным с Наполеоном. Первый произошел во время египетского похода, когда Наполеон посетил госпиталь чумных больных, второй — после битвы при Прейснш-Эйлау,однако художнику лучше удались персонажи второстепенные, через образы которых Гро сумел сказать правду о войне. В «Зачумленных в Яффе» фигуры, находящиеся в тени на первом плане, поражают естественностью и глубоко запечатленным страданием: слипшиеся пряди волос, синевато-коричневые губы, набухшие веки, землистая бледность лиц — все это передано сильно и смело.

Работы Гро нравились всем. Одних привлекал сюжет, особенно самого Наполеона, самолюбование которого доходило до того, что он даже пожелал заменить фигуру выигравшего битву маршала на собственную (мы имеем в виду эпизод, связанный с картиной «Битва при Абукире» (1800, Версаль, .Музей), главным действующим лицом которой был Мюрат). Нравились картины и художникам, в частности будущим романтикам, оценившим новую, не свойственную неоклассикам патетическую интерпретацию военной темы, а также правдивость отдельных образов. В дальнейшем Гро-баталист явно выдохся, особенно в годы Реставрации, когда он поставил свою кисть на службу Бурбонам. [2]

Так же нет смысла растекаться мыслью по древу, говоря об остальных произведениях автора с участием Наполеона. Ведь восстановив некоторые события, изображённые на картинах Жана Антуана и тщательно всматриваясь,изучть менеру письма, различные построения композиии, сами темы, выбранные художником, можно не то чтобы понять и осмыслить, а почувствовать отношение автора к Бонапарту. Взглянуть на генерала глазами Жана Антуана Гро.

5. Франсуа Жерар

Одним из старших учеников Давида, пришедших к нему до революии был Франсуа Жерар (1770—1837). Сблизившись с Жераром в годы революции, Давид возлагал на него большие надежды, и творчество художника, особенно портреты, исполненные в конце XVIII — начале XIX в. казалось бы, подтверждали, что этим надеждам суждено оправдаться. Жерар умел нравиться заказчикам! И с каждым годом его творчество становилось все более внешним, идеализирующим. Вскоре он сделался излюбленным портретистом европейских монархов, аристократов, дипломатов, светских дам. Недаром его прозвали «живописцем королей и королем живописцев». Портреты фактически оттеснили на второй план историческую живопись, которой, особенно вначале, Жерар уделял большое внимание, умея приспособиться ко вкусам времени. [2] Талант мастера привлёк внимание Наполеона, когда тот пришёл к власти во Франции. Выставленные в 1799 г. портреты матери Наполеона, графини Реньо де Сен-Жан д’Анжели и Жозефины Бонапарт окончательно подтвердили его портретное мастерство. «Портрет Жозефины» являл собой новый тип парадного портрета, в котором Жерар сочетал строгость классической композиции с простотой и естественностью передачи облика портретируемого. Годом позже Наполеон поручил Жерару украсить сценами из Оссиана дворец Мальмезон, в 1802 г. мастер стал кавалером ордена Почётного Легиона, а в 1806 г. – придворным живописцем императрицы Жозефины. Один из самых известных портретов кисти Жерара изображает Наполеона в коронационной одежде. В этой работе художник передаёт величие Наполеона с помощью одного изобразительного средства - это одежда для коронации. Нет на картине никакого действия, динамики. А оно здесь и не требуется. Основная задача Жерара была не запечатлеть коронацию или какие-либо действия связанные с ней, а скорее, показать время после неё. Выражаясь метафорически, можно сказать, что на картине изображено будущее Франции. На лице императора выражение полного спокойствия и уверенности. Всем своим видом император как - будто даёт понять, что власть полностью в его руках на сколько он решительно настроен. При этом данная работа Жерара достаточно традиционный парадный портрет, который на самом деле несёт в себе не просто информацию о каком-либо событие, а передаёт настроение портретируемого.

6. Поль Деларош и закат карьеры Наполеона

И последний в списке художников, рассмотренных в данной работе, но не последний по значению, знаменитый французский художник Поль Деларош. Рамки курсовой работы ограниченны только французскими художниками, работающими при жизни Наполеона, и Поль Деларош не входит в их число. Его работы с изображением Бонапарта написаны после смерти императора. Невозможно о них не упомянуть. Это картина «Наполеон пересекает Альпы» 1848 года и «Наполеон после отречения в Фонтенбло» 1840 года, она как нельзя лучше завершит рассказ о Бонапарте в картинах французских художников. На ней изображён отрёкшийся и изгнаный правитель. На его лице яркое выражении усталости и, возможно, смирения, а может быть и злости. Слишком богата гамма эмоций, отображённых на лице Бонапарта, чтобы так просто перечислить её. Портрет написан не с натуры, и поэтому его ценность только возрастает. Ведь стоит только представить себе каково это писать уже не существующего человека и при этом настолько живо передать такое сложное выражение эмоций и черт характера. Эта картина, можно сказать, является подводящей финальную черту в цикле работ с изображением Бонапарта и иллюстрацией к концу его карьеры.

После знаменитых «Ста дней» 22 июня 1815 года составленное по новой конституции собрание приняло его второе отречение и провозгласило императором его малолетнего сына Наполеона II. У Наполеона созрело решение отплыть в Америку на двух фрегатах, предоставленных ему французским правительством. Его слишком длительное пребывание в Мальмезоне позволило ему избежать ловушек Бурбонов. Униженные Наполеоном, они бы поступили с ним так же, как он поступил с герцогом Энгиенским, и расстреляли бы его, как позже расстреляли маршала Нея. 15 октября 1815 они отправили Наполеона на остров Святой Елены в Атлантическом океане неподалеку от побережья Африки.

Заключение Наполеона не отличалось суровостью. При нем находилась небольшая свита, которой только и оставалось, что спорить из-за пустяков. В глазах англичан он не был ни полубогом, ни падшим героем, ни даже бывшей коронованной особой (Великобритания никогда не признавала империи), но просто знатным пленником, «генералом Бонапартом».

Когда Наполеон умер 5 мая 1821, особой вспышки сострадания в Европе не наблюдалось. Но его посмертное послание достигло Франции и Европы как раз вовремя. Священный союз и консервативная политика, которую он пытался навязать Европе, равно как и реставрация Бурбонов во Франции, потеряли свою привлекательность. Европа снова обратилась к его либеральным идеям. В итоге Наполеон предстал как мученик реакционных монархов. Наступила эпоха романтизма, и Наполеон превратился в одного из гигантских мифических героев наряду с Фаустом, Дон Жуаном и Прометеем.[3]

Заключение

И после смерти Наполеона еще долгое время в изобразительном искусстве продолжалась тема «наполеонистики». Многие художники писали великого императора. О некоторых из них хотелось бы сказать отдельно, т.к. они не вошли в рамки курсовой работы, но говоря об образе Наполеона в изобразительном искусстве, их работы невозможно игнорировать вовсе.

Аппиани Андреа – итальянский живописец, писал Бонапарта ещё при его жизни. У него есть как портретные работы, так и метафоричная работа под названием «Апофеоз Наполеона». Такая известная личность во французской батальной живописи, как Орас Верне, конечно же не мог в связи со своей направленность в живописи, не запечатлеть Наполеона на своих полотнах. А в частности у него есть работа из серии наполеоновских войн «Битва при Йене и Ауэрштедте». И Карл Верне не обошёл тему Бонапарта. Об этом свидетельствуют, например, картина «Портрет Наполеона со свитой» и «Отъезд Наполеона I на Неман». Вообще, тема встречи двух императоров была довольно популярной среди художников, и изображалась в различных техниках. Так, например, существует гравюра выполненная Куше по оригиналу французского живописца Жана-Франсуа Свебаха. И ещё многие воплощали эту тему в своих творениях: Жан Франсуа Дэбре, Луиджи Счьявонетти, Даниэль Арноде, и другие художники различных национальностей несколько меньшего масштаба, чем те, о которых говорилось в основной части данной работы.

Французский исторический живописец, портретист, рисовальщик литографий и писатель, ученик Жака Луи Давида - Анн-Луи Жироде-Триозон написал портрет Наполеона в полном императорском обмундировании. Великий баталист Жан-Луи-Эрнест Месонье, конечно же не обошёл Бонапарта стороной.

Подытоживая всю проделанную работу можно прийти к выводу, что данная тема практически неисчерпаема, но в обусловленных рамках курсовой работы раскрыта. И актуальность её не угаснет, потому что фигура Наполеона относится к личностям, чья известность достигает мирового масштаба, и является важной ступенью развития общества. Есть события и вещи в истории человечества, которые нельзя вычеркнуть или недооценить их значимость. А когда сталкиваются такие яркие явления, как искусство и история, создавая симбиоз сфер жизни общества, они представляют собой огромную важность, как для настоящих, так и для будущих поколений людей на планете. Это бесценное наследие нашего прошлого. К тому же, и Наполеон Бонапарт и художники, описываемые в данной работе, были гениальны и исключительны, а такие люди и их деяния навсегда остаются в истории и разумах людей.