Смекни!
smekni.com

Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто (стр. 2 из 3)

Безусловно, отстаивая идеалы республиканизма и гражданской свободы, Бруни выражал настроения пополанства.

В дальнейшем, идейные принципы гражданского гуманизма нашли развернутое изложение в трудах (особенно в его диалоге “Гражданская жизнь”, ок. 1439) младшего современника Бруни, видного флорентийского гуманиста и политического деятеля Маттео Пальмиери (1406—1475). Он родился в семье аптекаря и получил образование в университете Флоренции и гуманистическом кружке. Долгие годы Маттео (как и другие гуманисты) занимался политической деятельностью: с 1432 по 1475 гг. занимал во Флоренции более 50 различных должностей, два раза избирался на пост гонфалоньера (1452, 1468 гг.). Известен, прежде всего, своим сочинением “О гражданской жизни” (ок.1439), в котором изложил свою этико-социальную доктрину. Основа этой доктрины – служение общему благу и пользе государства. Именно принцип общего блага и был положен Пальмиери в основу его этики.

Моральная философия этого гуманиста строилась на понятии “естественной социальности” человека, откуда проистекала этическая максима Пальмиери: подчинение личных интересов служению общему благу.

Так, лейтмотивом диалога “Гражданская жизнь” является идея отказа от личных интересов во имя отечества (патриотическая по своей сущности) и служение общему долгу. Полезной для общества деятельностью должны заниматься все, способные к труду. Долг каждого человека-гражданина - активная созидательная деятельность, труд (во имя личного и особенно общего благополучия), забота о благе всех.

Пальмиери не осуждал накопительство (хотя признавал лишь честный способ обогащения, говорил, что оно должно совершаться “чистыми руками”), поскольку, как он считал, богатый человек способен проявлять свои лучшие гражданские качества (как то щедрость, великодушие и т.д.).

Богатство и благополучие отдельно взятого человека (как считал Пальмиери) – это залог благополучия общества в целом, поэтому налоги государства не должны быть чересчур высокими и потому разорительными.

Лучшей формой государства, идеалом государства, по мнению Пальмиери (как и у Бруни), была пополанская республика флорентийского типа (Флорентийская республика).

Позднее в своей поэме “Град жизни” (1464) гуманист пришел к выводу о несовместимости господства частной собственности с “естественным законом” справедливости. И его идеалом постепенно становится принцип Цицерона – принцип сочетания частной и общественной собственности.

В целом, концепция гражданского гуманизма в первой половине ХУ в. успешно разрабатывалась во Флоренции. Свой вклад в ее разработку внесли Джанноццо Манетти, Поджо Браччолини, Донато Аччайуоли и др. Но в 70-80-хх гг. ХУ в. (в условиях тирании Медичи) она пережила определенные изменения. Одним из последовательных сторонников гражданского гуманизма этого периода был государственый служащий Флоренции Аламанно Ринуччини (1426—1499), который в своих сочинениях “Диалог о свободе” (1479), “Речь на похоронах Маттео Пальмиери”, в “Исторических записках” отстаивал принципы гражданского гуманизма в условиях тирании Медичи. Выходец из знатной купеческой флорентийской семьи, Аламанно Ринуччини осудил в своем произведении “Диалог о свободе” тиранию Медичи и с горечью отметил отход от республиканской формы правления. Находясь на позициях пополанского демократизма, Ринуччини сочувствовал заговору Пацци (правда, неудавшемуся) против Медичи (в 1478 г.), убийство тирана казалось ему правомерным.

Ринуччини сделал новый шаг в осмыслении светской этики, поставил ее в более тесную связь с политической системой. В своем “Диалоге о свободе” он сделал одним из основополагающих понятий свободу гражданина и рассматривал ее как основное условие нравственного совершенствования и личности, и общества. Политическая свобода, в представлении Ринуччини, есть высшая моральная категория, без нее невозможно счастье и нравственное совершенство человека. В понимании же таких понятий как равенство и справедливость Ринуччини был близок к своим предшественникам Бруни и Пальмиери.

Совершенный образ жизни он связывал как с активной гражданской деятельностью, так и с «созерцанием», с научной и литературной деятельностью. Причем считал, что созерцательный образ жизни предпочтителен, когда в условиях тирании невозможна политическая активность.

Наряду с этико-политической концепцией гражданского гуманизма в итальянском гуманизме первых десятилетий ХУ в. возникло и другое направление – эпикурейское, нашедшее яркое воплощение в учении Лоренцо ВАЛЛЫ (1407—1457).

Лоренцо Валла был выдающимся гуманистом ХУ в., деятельность его протекала в Милане, Неаполе (где он служил с 1435 г. секретарем у короля Альфонса Арагонского), Павии (здесь он преподавал риторику), Риме (где провел последний период жизни в качестве секретаря папской курии). Наследие Лоренцо обширно и весьма многообразно. Это труды по истории, филологии, философии, этике и т.д.

Лоренцо был автором этико-философского сочинения «Об истинном и ложном благе» (или «О наслаждении», 30-е гг.). В диалоге «Об истинном и ложном благе» он развивал этическую концепцию наслаждения как высшего блага, разработанную под влиянием учения Эпикура. Валла считал, что основная особенность человеческой натуры – это способность испытывать наслаждение (voluptas). Стремление человека к духовным и чувственным наслаждениям – закон природы. Человек, считал Лоренцо, пришел в этот мир не ради печального приготовления к смерти, а для наслаждения (например, красотой мира). Он отдавал должное чувственному наслаждению и наслаждению разума.

Валла не любил и осуждал аскетическую мораль, особенно ее крайние проявления – уход от радостей земного мира в мир монашества, умерщвление плоти и т.д. Он всячески оправдывал телесное наслаждение, запретное для христианской морали. Лоренцо находил, что стремление человека к чувственным наслаждениям вполне оправданно, поскольку оно вызвано инстинктом самосохранения, свойственным каждому человеку. Отсюда проистекает и важный этический принцип Валлы – избегай страданий и ищи радостей.

В этике Валлы наслаждение отождествляется с благом, счастьем, а также пользой. Категория «полезности», наряду с понятием «наслаждение», было основополагающей в этике гуманиста. Полезность наслаждения естественна. Но в стремлении к пользе и наслаждению каждого не должны нарушаться интересы других людей. Принцип взаимной полезности, по мнению Валлы, лежит в основе общественного и государственного устройства.

В сущности, Лоренцо Валла выдвинул свое понимание нравственности с учетом личного интереса человека. В целом, этическое учение Валлы вело к утверждению светской и антиаскетической морали, оправдывало мирские радости бытия и, безусловно, не могло не оказаться в противоречии с принципами официальной (церковной) морали. В своем произведении «О монашеском обете» (1442) он, фактически, бросил ей вызов, а также подверг сомнению правомерность существования института монашества, поскольку настоящее благочестие, как он считал, заключалось не в обете, насилующем плоть, а в радостях мирской жизни.

Еще более смелым был его антицерковный памфлет «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (на этом документе папство основывало свои притязания на светскую власть) (1440), в котором Валла, опираясь на данные исторической географии, лингвистики, и др. наук, доказал фальшивость Дарственной грамоты Константина, выступив против права пап на светскую власть. Валла стремился ограничить прерогативы церкви только верой, считая светскую культуру и христианскую религию сферами независимыми.

После своих резких выпадов сторону церкви, папства и монашества Лоренцо (в 1444 г.) был привлечен к суду инквизиции, от которого его спасло лишь заступничество короля Неаполя

Средневековой схоластике Лоренцо Валла противопоставил гуманистическую филологию. Как филолог Валла продолжил традицию изучения античных рукописей, разработал критический метод анализа текстов, применив его и к изучению Библии. Филологические штудии Валлы нашли отражение в сочинении «Красоты латинского языка» и текстологическом комментарии к Новому Завету, которые были блестящим образцом нового, научного подхода к тексту. Главными историческими сочинениями Валлы являются труд «О деяниях короля Фердинанда Арагонского» и уже упоминавшееся «Рассуждение о подложности…».

Однако широкого развития эпикурейская линия Лоренцо Валлы в гуманистической этике не получила, хотя и нашла во второй половине ХУ в. сторонников в лице ряда римских гуманистов – Помпонио Лето, Каллимаха и др.

Иное направление в итальянском гуманизме ХУ в. составило творчество выдающегося мыслителя, писателя, архитектора и теоретика искусства Леона Баттисты Альберти (1404—1472). Многогранная деятельность Альберти – один из ярких примеров универсальности человека эпохи Возрождения.

Выходец из знатной (оказавшейся в изгнании в Генуе) флорентийской семьи, Альберти окончил Болонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати, а затем в 1432 г. получил место в папской канцелярии, где прослужил более 30 лет.

Разносторонне одаренный и хорошо образованный, Альберти внес крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу, архитектуру, занимался проблемами педагогики и этики, математикой и картографией.

Проблемам земной жизни человека посвящены сочинения Альберти-гуманиста – морально-дидактические диалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла «Застольные беседы», а также сочинение «Мом, или о государе».