Смекни!
smekni.com

Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто (стр. 3 из 3)

Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что способствовало распространению его идей в итальянском обществе.

Как практик-архитектор Альберти создал ряд проектов, заложивших в сущности основы ренессансного стиля в архитектуре ХУ в. Как и его предшественники, Альберти занимался проблемами гуманистической этики и создал последовательное, во многом оригинальное (восходящее к Платону, Аристотелю, Цицерону) гуманистическое учение о человеке, основанное на идее гармонии. Свою этическую концепцию Альберти излагает на вольгаре в форме диалогов, она проникнута верой в способность человека к разумному устройству жизни, общества, семьи, государства, верой в способность человека к самосовершенствованию. Высшей ценностью человека по Альберти было не богатство (богатство – это средство обеспечить достойную жизнь), а интеллектуальное совершенство.

По Альберти, идеальный человек гармонично сочетает в себе силы разума и воли, душевный покой и творческую активность. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu ( дословно с итальянского-доблесть, способность). Воля человека, его разум, мудрость, достоинство, чувство меры, способности помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Во власти человека раскрыть свои природные способности и стать творцом самого себя, своей судьбы. Он полагал, что человек изначально наделен способностью к разумному постижению всего сущего, к творчеству (которое он понимал очень широко – от труда ремесленники до уникальной художественной и научной деятельности), созиданию, труду (который для Альберти не наказание за грех, а источник благополучия, славы, душевного комфорта), в чем и состоит его отличие от животного.

В целом, этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью, проблемам семьи (ее устоям, укреплению, гармонии) он посвятил диалоги «О семье» и «Домострой», написанные на вольгаре. Семья рассматривалась гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Богатство и благополучие семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, накопительством (основанном на бережливости, трудолюбии, рачительности). Нечестные методы обогащения он считал недопустимыми. Он ратовал за то, чтобы личный интерес согласовывался с интересами других людей, и полагал, что в определенных ситуациях можно поставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы (Кстати, общество Альберти рассматривал как гармоничное единство всех его слоев, которому способствует деятельность правителей).

Основная посылка гуманистической концепции Альберти – принадлежность человека миру природы (по Альберти человек и природа связаны неразрывно), последнюю он трактовал с позиций пантеизма как носительницу божественного начала. Вообще философские воззрения Альберти были достаточно близки пантеизму.

Следует заметить, что идеал активной жизни роднит этику Альберти с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, которые позволяют говорить об учении Альберти как самостоятельном направлении в гуманизме.

Во второй половине ХУ в. учение о человеке получило новый импульс развития в концепциях Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.


Список источников и литературы

1. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985.

2. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977.

3. Андрушко В. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения, коммуникация. — Киев, 1987.

4. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989.

5. Гавризян Г. М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения в работах И. Хейзинга // Историко-филос. ежегодник. — М., 1988.

6. Кудрявцев О. Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский и его время. — М., 1989.

7. Кудрявцев О. Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». — М.: Наука, 1991.