Смекни!
smekni.com

Теоретические основы культурологии (стр. 10 из 22)

Высокое возрождение Достаточно только трех имен, чтобы понять значение среднеитальянской культуры Высокого Ренессанса: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело.Леонардо (фреска "Тайная вечеря",Джоконда-мона лиза).Рафаэль,(разносторонним художником: и архитектором, и монументалистом, и мастером портрета, и мастером декора(Лучшая из фресок "Афинская школа")Микеланджело Буонаротти. был ваятель, архитектор, живописец и поэт. Два главных скульптурных замысла проходят почти через всю творческую биографию Микеланджело: гробница папы Юлия II и гробница Медичи.самым законченным из его трудов оказался не скульптурный, а живописный - роспись потолка Сикстинской капеллы. Рафаэль(секстинская мадонная)

28.Искусство Возрождения. Предвозрождение (Проторенессанс)

Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Джотто (1267—1337), Симоне Мартини (1284—1344), рисуя картины традиционной религиозной тематики, и отталкиваясь от традиции интернациональной готики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский ученый и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи. Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

Наиболее известные художники этого периода — Мазаччо (1401—1428), Мазолино (1383—1440), Беноццо Гоццоли (1420—1497), Пьеро Делла Франческо (1420—1492), Андреа Мантенья (1431—1506), Джованни Беллини (1430—1516), Антонелло да Мессина (1430—1479), Доменико Гирландайо (1449—1494), Сандро Боттичелли (1447—1515).

Большое распространение получила скульптура. В творчестве скульпторов получили развитие многие формы: статуя, рельеф, бюст и т. д. Ими были достигнуты новые высоты в изображении пластики человеческого тела: эмоций, движений тела, сложных сцен в многоплановых, перспективных рельефах. Наиболее известными скульпторами этого периода являются Донателло (1386—1466) и Лоренцо Гиберти (1381—1455)Высокое ВозрождениеНаивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое возрождение». Работы Леонардо да Винчи (1452—1519), Рафаэля Санти (1483—1520), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Джорджоне (1476—1510), Тициана (1477—1576), Антонио Корреджо (1489—1534) составляют золотой фонд европейского искусства.Подходя к живописи с точки зрения естествоиспытателя, Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти.

Картины и скульптуры Микеланджело Буонаротти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета. Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.Позднее ВозрождениеТретий период Возрождения простирается в Италии приблизительно 30-90-е гг. XVI века.Северное ВозрождениеЗа пределы Италии новая художественная школа начала распространяться в XV веке.Заметные стилевые отличия между итальянским Возрождением и Северным Возрождением дали возможность выделять это направление. В отличие от итальянских территорий на севере в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследования и познанию анатомии человека.В Нидерландах первым художником, проповедовавшим подходы Возрождения в искусстве, стал Ян ван Эйк (1385—1441). Его главное произведение, «Гентский алтарь», является одним из известнейших произведений эпохи Возрождения.

В XVI веке техника живописи в Нидерландах поднялась на недостижимую для других стран высоту. Достигнув совершенства в изображении предметного мира, художники открыли для себя ранее неизвестную, теневую сторону сознания человека. Наиболее ярко это выразилось в творчестве Питера Брейгеля Старшего, (1525—1569) и Иеронима Босха (1450—1516).В Германии искусство возрождения развивалось под влиянием реформации, поэтому искусство этой страны было проникнуто духом религиозности. Вместе с этим, большое значение придавалось изображению не приукрашенной действительности, в то время как в итальянское искусство тяготело к идеализированному изображению мира.К наиболее значительным художникам этого периода можно отнести Альбрехта Дюрера, (1471—1528), Лукаса Кранаха (1472—1553), Альбрехта Альтдорфера (1480—1538), Маттиаса Грюневальда (1470—1528).

29.Реформация и духовная жизнь Европы XVI в.

Расцвет искусства в Германии в начале XVI в. был связан с Реформацией. Главой передовых художников здесь был Альбрехт Дюрер (1471–1528) – портретист, а также мастер гравюр. Дюрер создал серию иллюстраций к последней книге Библии – Апокалипсису («Откровению Иоанна Богослова»).Расцвет искусства в Голландии был связан с победой Нидерландской революции. Заказы на картины делала теперь не церковь (в протестантских храмах не было икон), а зажиточные горожане, желавшие украсить свои дома. В Голландии развивались такие жанры живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт. Всю жизнь работал не покладая рук, но умер в нищете великий мастер живописи Рембрандт ван Рейн (1606–1669). Одна из лучших его картин – «Возвращение блудного сына».

С конца XVI в. начался расцвет искусства в Испании, называемый часто «золотым веком» испанской культуры. Самым выдающимся художником этого периода был Диего Веласкес (1599–1660). Он писал как парадные портреты короля, его семьи и высшей знати, так и картины, посвященные простому народу («Пряхи»).Вторая половина XV – начало XVI вв. – время величайшего взлета изобразительного искусства в Италии, где в этот период лучшие черты гуманизма проявились в произведениях трех великих современников.Флорентиец Леонардо да Винчи (1452–1519) был энциклопедически развитым человеком: гениальным живописцем и ученым, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом. Как художник он больше всего интересовался человеком, его чувствами и мыслями («Мона Лиза»). Леонардо да Винчи был и инженером—изобретателем, намного опередившим свое время. Он разрабатывал устройства, которые можно назвать прообразами парашюта и вертолета, подводной лодки и водолазного костюма.Великим деятелем этого времени был Микеланд—жело Буонарроти (1475–1564) – скульптор, живописец, архитектор, военный инженер и поэт.На центральной площади Флоренции был установлен изваянный Микеланджело «Давид». Микеланджело выполнил грандиозную работу по росписи фресками потолка и стен Сикстинской капеллы в Ватикане. Он также разрабатывал проект огромного купола собора Св. Петра в Риме. Прекрасны исполненные гармонии и тихой грусти работы художника Рафаэля Санти (1483–1520). Самая знаменитая его картина – «Сикстинская Мадонна».Свой бессмертный роман «Дон Кихот» великий испанский писатель Мигель Сервантес (1547–1616) создал, сидя в тюрьме по ложному обвинению. Произведения Шекспира, Сервантеса и других авторов стали основой для творчества писателей Нового времени.Судьбы Бруно удалось избежать ценой отречения от своих взглядов Галилео Галилею (1564–1642) – изобретателю телескопа. Законы движения планет были вычислены Иоганном Кеплером (1571–1630).

30.Культура Византии. Формирование православия

Культура Византии — уникальное явление в истории европейской культуры. Она возникла в государстве, официально существовавшем с IV до середины XV вв со столицей Константинополем

Культура Византии V-XV вв. Огромное влияние на к-ру Византии оказало хрис-во, кот. с 4 в. стаов-ся офиц. гос. религией Виз. Вместе с тем на к-ру Виз. оказали больш. влияние Античная и Эллинистическая к-ры. Наиб. расцвета к-ра Виз. достигла в 6в. После этого она угасает. В 6в. в Константинопле был построен собор Св.Софии –постройка этого памятника свидетельствовала о наличии замеч. ученых, арх-ров, инженеров, матем-ов. В лит-ре испол-ют житие святых, летописание. В живописи –мозаика, фрески, витражи. Высокого уровня достигло Виз. худ. ремесло –выделка шелковых тканей, ковров, ювел. изделий, стекла. 1395 –образ-е Виз. империи. Греч. язык –госуд. Вся истор. Виз. делится: 1) 4-6 вв. –не было нападений варваров. Сохранялась свет. школа(школа 7 искусств: алгеб., танцы, геом., физика), древ. города, библиотеки. В 9 в. -1ый в Европе университет. 4-6 в. успешно раз-ся мед. (Арибазий издает 70 томов мед. энцикл). Успешно раз-ся философия (неоплатонизм). На площади установ. послед. конная статуя императора Юстиниана. Построен ипподром. 2) 7-10 вв. В 7 в. –большая часть Виз. завоевана арабами. Уничтож-е египет. нас-я. В лит-ре рождаются жанры: героич.-патриотич. песни; животн. эпос (против феодалов); народ. стих (песнопение, молитвы)- Роман Сладкопевец. Хор. раз-ся мед.: хирургия (врач Никита), акушерство.

Литер. энциклопедия «Ссуда» (30 тыс. справок). Энциклоп. по ветеринарии (1ая), по истор, Константин Б.; 3) 11-15 в. (до 1453) фармокология раз-ся. До конца 16 в. самая развитая работа по фармок-и – Мирезопс. Арх-ра: храм Котоликон в Афинах (высокий купол, на нем скуль-ра чел; по углам здания у основ. купола 4 ангела –скул-ры). В 9 в. борьба между иконопоклонниками и иконоборцами. В 843 г. – иконопокл. победили. Развивается иконопись. Создана икона Чудотворца, икона Влад. Божей Матери. В 8-9 в. храмы украшались портретами (церковь Виталия в г. Ровене). С 1453 до 196- Виз. в турец. владении.Роль религии в византийской цивилизацииОдним из характерных признаков средневековых цивилизаций является господство мировых религий. Впервые идеология в её религиозной форме становится доминирующем фактором развитияобщества.В Византии господствующей идеологией являлось христианство.