Смекни!
smekni.com

Теоретические основы культурологии (стр. 11 из 22)

Которое возникло в 1 веке. Христианство дало новое представление о мире. Мир состоит из двух частей:мир земной (греховный)мир небесный (идеальный, чистый)В 4 веке Византия принимает христианство в качестве официальной религии. И можно сказать, что языческое сознание уступило христианскому. Христианское сознание обращено к внутреннему миру человека. Входе утверждения христианства в Византии появились сритски (иные толкования основных догматов), А каких же именно Церковь не допускала инакомыслия.

Она стремилась укрепить свои позиции. И средневековое сознание было ориентированно на авторитеты. Церковь предписывала постигать божественные истины, а не менять их. Предметом споров на долгое время был догмат о святой троице. Которая включала Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Шли споры особенно на ранних этапах Византийской цивилизации природе ХристаИменно христианство открыло дисгармонию человека (красота телесная, красота духовная).В 11 веке окончательно сформировалось два ветвления в христианстве. Католическое на западе и православное на востоке. Произошел раскол церквей который называется схизма (1054 год - раскол церквей).

Поводом послужила попытка католической церкви дополнить символ верыВ Византии церковь утверждала что путь к спасению, путь к богу мог происходить и без участия церкви, человек мог и на прямую обратится к богу через молитву соединившись с ним. Таким образом в христианстве превалирует эмоциональное индивидуальное начало. Отсюда и система ценностей, и поведение, и несколько иной идеал личности. Он начал формироваться в Византии, а потом она передала эту систему России и таким образом формирование русского типа человека очень эмоционального человека с мистическими взглядами формировалось на протяжение многих столетий. Религия Византии выполняла также стабилизирующею функцию. Она являлась единой оболочкой формирования Византийской духовности и культурыТаким образом Византийская цивилизация это христианская цивилизация.

31.Средневековый Восток

С первых веков нашей эры начинается эпоха Средневековья в китайской культуре.

В китайском обществе, как и в древности, по-прежнему был высок статус научных знаний. К важнейшим открытиям относятся изобретения пороха и компаса.

Средневековый Китай – родина книгопечатания. В У111 в. в стране был изобретен ксилографический способ книгопечатания, а в Х1 в. – печать с помощью разборного шрифта. В эпоху Средневековья китайцы особое внимание уделяли синкретизму науки, религии и искусства. Так, в У111 в. была введена система государственных экзаменов, требующих от претендентов на должность чиновника знания не только конфуцианского канона, но и классической литературы, поэзии, искусства и каллиграфии. Китайская средневековая литература чрезвычайно богата по содержанию. Жанр беллетристики возник в 111-У1 вв. в форме так называемых «рассказов о чудесном». Этот жанр был ведущим в эпоху Тан, да и в дальнейшем пользовался большой популярностью.

В эпоху Сун в Китае возникает повесть. Для эпохи Юань характерен расцвет драматургии. Время господства династии Мин было благотворно для расцвета повествовательной прозы в форме эпопеи и романа. Пейзаж в китайском искусстве, зародившись в первых веках нашей эры, приобрел совершенно самостоятельное значение и стал главным выразителем идейных, эмоциональных и этических взглядов средневекового Китая. Этот жанр живописи оказал колоссальное воздействие на развитие изобразительного искусства Востока – Центральной Азии, Ирана, Японии и Кореи.Храм Кайласанатха (Владыка Кайласа, У111 в.) в Элуре (Эллоре) – лебединая песнь скального зодчества восточной Индии и архитектурный шедевр мирового значения. Техника строительства и мастерство обработки камня достигли в Элуре небывалого совершенства. Храм Кайласанатха поражает огромным количеством скульптур и архитектурных деталей. Он как бы тонет в пространстве, пластика его объемов и контуров растворяется в воздухе. Храм живет и дышит множеством образов людей, гениев сфер, высших божеств и животных, вмещая в себе, как Кайласа – священная гора Гималаев, весь мир.

Для скульптурного искусства Индии традиционно обилие суровых и гневных каменных божеств, взирающих на зрителей из таинственного полумрака. Обычно их изображали в битве со злом или в готовности к подвигам. Гигантские тела индийских божеств, выполненные в смелых ракурсах и резких поворотах, поражают взор как бы бьющей через край жизненной силой. Стремясь передать щедрость и изменчивость природных сил, которые олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера придавали им фантастический облик многоголовых и многоруких существ.

32.Арабо-исламская культура

Огромное влияние на к-ру ар. Востока оказало появление в этом районе появление ислама в7в. Вместе с исламом здесь распространился арабский язык, ставший языком науки и лит-ры.Было развито образование. Существовали начальные, средние, высшие школы. Каждый мусульманин, собиравшийся занять какую-либо должность, должен был получить соотв. Образование. Каждый знатный чел. окружал себя поэтами, учеными, знатоками Корана. Араб .наука многое взяла у древ.и античных ученых, но и сама успешно развивалась. В Багдаде и др.крупных городах существ. дома мудрости. В лит-ре развиты мифы, поэмы, сказки. Была развита архитектура. Строились замеч. дворцы, гробницы, крепости, мусульманские храмы-мечети. Постройки богато украшались резьбой по камню, мозаикой на стенах и на полуАрабы в 7 в. имели свою пись-ть, имеют красивый звучный язык (много глас.), хорошо развита поэзия. В 8-9 в. собраны стихи «Хамаса»- сборник стихов. На всей тер-рии ислам. В 10 в. в Багдаде -1 Медросе –высш. учеб. заведение в исламе. Заимствовали у Египта сис-му обучения. «Дом науки» -свет. науч. заведение. Лит-ра: 10ки жанров (стихи, песни бедуинов-кочевников, любов. поэмы). Поэт Амархаям (перс) создал жанр «Рубаи» -носит философ. и нравств. хар-р. Амархаям сис-зировал алгебру, написал учебник, урав-я 3 степени. Абуль-вофа вводит понятие tg, ctg, создали свою тригонометрию. Хор. раз-ся оптика. Химия (пр-во щелочей, кислот, красок). Хор. раз-ся история: Макризи написал ист. Коптов; написана истор. араб. Халифата, Сирии. В исламе свой тип храма (мечеть). Высок. башня стоит отдельно от храма, рядом. 1ые мечети под открт. небом. Земля в мечете устелена камен. плитами (мечеть в Куфе). Мечеть Кааба в Мекке (самая свящ. мечеть). В форме куба. В стене Каабы хран-ся чер. камень –метеорит. Мусульм. храм в Александрии, в Сирии. Тадж-Махал в Индии. Искусство мусульман: запрет изображать чел. или животное (только орнамент можно изобр-ть). Орнамент бывает 3х видов: геометр., растительный, арабистика (буквы вплетены в орнамент). Хор. развивалось ювелир. искусство.

33.Новое время как культурно-историческая эпоха

Научная революция XVII в. Как известно, термин «Новое время» наряду с термином «Возрождение» стали применять еще гуманисты эпохи Ренессанса, называвшие так время, в которое они жили, в отличие от античности – времени древнего расцвета культуры, и средневековья – времени между античностью и Возрождением. Исторически в последующие времена сложилось так, что термин «новое время» закрепился за эпохой, последовавшей за Возрождением, начиная с XVII века. Научная революция – это сравнительно короткий период времени, в течение которого происходит радикальная переработка основ теорий, служивших для объяснения каких-либо явлений и фактов, исследуемых учеными. Научная революция, произошедшая на рубеже Нового времени, привела к смене старых представлений о мире, базировавшихся на субъективном толковании священных текстов и явлений видимого мира, научным взглядом на эти проблемы. Она охватывает XVI-XVII вв. и связана с именами таких выдающихся ученых и мыслителей своего времени, как Н.Коперник, И.Кеплер, Т.Браге, Д.Бруно, Б.Спиноза, Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Декарт и многих других. Это было время небывалого расцвета естественных наук – физики,математики и особенно астрономии. Критерием познания становится эксперимент, ученые отныне ставят перед собой задачу не просто описать явление, но объяснить его, понять причинно-следственные связи, приводящие к возникновению того или иного явления. Научная революция XVI-XVII вв. привела к формированию картины мира, весьма отличавшейся от старых, сформировавшихся еще в античности, представлений о Вселенной. Вместе с тем достижения античных и средневековых ученых не были отвергнуты, они вошли в учения нового времени как их составная, органичная часть. Можно также отметить, что на смену философским толкованиям природы вещей пришло их истолкование посредством математических и физических законов.

34.Западноевропейская культура «века Просвещения»

Особое место этой эпохи, охватывающей конец XVII-XVIII вв., отразилось в полученных ею эпитетах "Век разума", "Эпоха Просвещения. Просвещение - необходимая ступень в культурном развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к знаниям всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха. Просвещение сформировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.