Смекни!
smekni.com

Теоретические основы культурологии (стр. 12 из 22)

Эпоха Просвещения - одна из самых ярких в развитии философии и духовной культуры в Европе.

Главные ценности эпохи Просвещения. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. И не без их участия в эпоху Просвещения победу одержал рационализм, развившийся в западноевропейской мысли еще в Средние века. В статье "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?" И. Кант писал:Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им. религия в той форме, в какой преподносила ее церковь, казалась просветителям-атеистам в пылу борьбы крайностей врагом человека. В глазах просветителей-деистов. Бог превратился в силу, которая лишь внесла определенный порядок в извечно существовавшую материю. В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.Эпоха Просвещения по праву может быть названа "золотым веком утопии". Просвещение, прежде всего, включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, "рационально" преобразовывая, политические и социальные устои.

Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусственным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей - проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.

Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания.В области политики, юриспруденции и общественно-экономической жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Эпохе впервые пришлось решать в столь острых формах давно известный вопрос о достоинстве человека. В разных сферах деятельности он трансформировался по-разному, но неизбежно приводил к принципиально новым, новаторским по своей сути открытиям. Если говорить об искусстве, например, то не случайно именно эта эпоха столь неожиданно для себя, но столь результативно вынуждена была откликнуться не только на проблему "искусство и революция", но и на проблему художественного открытия, рожденного в недрах формирующегося нового типа сознания.

35.Художественная культура Западной Европы XVII-XVIII вв.

1642 – англ.-буржуаз. революция. В 17 в. в Европе философ. как самост. знание. Декарт (создатель рационалистич.), Спиноза. Материалисты: Бэкон, Джон-Лок. В 17 в. бурное развитие наук: матем- Декарт оформил интеграл. исчисление; физика –Ньтон открыл законы; астрономия –в 16 в. Николай Коперник (гелиоцентр. сис-ма) победила. Галилей, Джордано Бруно; биология –открыты живая клетка и микроорганизмы –Гук и Левенгук открыли. В 17 в. оформ-ся национ. и худ. школы. Нидерланды: хор. развита живопись. 2 худ. школы: фломанская школа живописи и голандск. шк. жив-си. В 16 в. новый худ. стиль в Италии –барроко (отлич-ся отсут-ем строг. симметрии, больш. кол-во украшений). Барокко просущ-вал в Евр. с 1600 по 1750 г. Фломанск. шк. опиралась на барроко. Писались портреты знати. Представ-ли Барокко: Рубенс (прекрасно передает черты лица, портрет «Камеристки», перед. внутр. мир чел., создает картины охоты, истор. картины), Ван Дейк, Рембрандт. В 17 в. в Нидерл. худ. стали писать маслян. красками. У Рубенса 2 ученика: Ван Дейк (портреты, «Сусанна и старцы», «мадонна с куропатками») и Якоб Йорданс (темы народ. жизни «Бобовый король», «поклонение пастухов»). Голандск. шк. живописи: 1) умение изобразить движение мышц чел. Франс Халс – созд. портреты простых людей (портрет «Цыганка», «малле Баббе»). 2) натюрморт(в Герм. успешно раз-ся) Питер Глас Хеде; 3) голандск. пейзаж; 4) вершина голанд. творчество Рембрандта (худ. достиг реализма в живописи. «Ночной дозор», «Автопортрет Саскией на коленях», «Флора»). После кончины жены (Саски) Рембрандт находился в апатии и долго не писал картины, а когда начал снова писать картины стали в красно-коричн. тонах и на религиоз. темы «Возвращение блудного сына».

В Герм. и Нидерл. –групповые портреты. Во Франции в 17 в. господ-ет барокко и ещё 1н новый стиль рождается –классицизм (опора на разум, рационализм; обязат. пропорции; минимум украшений. В арх-ре: колоннады и пропорцион.). Лит-ра: рассудочность, герои много говорят, произв. заканчивается трагедией. Буало (теоретик классиц-ма), Пьер Корнель (автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна»), Жан Расин (ав. трагедий «Афалия», «Андромаха», «Британик»). В живописи: антич. тематика, трагед. содерж-е, наличие ярких контраст. цветов; позы людей застыв., повторяющие геометр. формы. Пуссен (худ.во Франц. «Танкред и Эрминия», «Времена года»). В 17 в. во франц. живописи расспрос-ся реализм. Худ. Луи Ленен «Посещение бабушки». В 17в. успешно развив. кул-ра во Франц. Романы: буржуазный (ав. Фюретьер); бытовой (Сорель); комический (Скорон); фантастич. (Сирано де Бержерат «Иной свет…»). 17в. –создана национ комедия во Франц. (Мольер). Большое кол-во академий: науки, арх-ры, надписей, живописи.


36.Западноевропейская культура ХIХ.

Прогресс науки и техники. Факторы, повлиявшие на основные процессы и направления художественного творчества, были разнообразны. Они включали изменения в базисных отношениях, в политической жизни, развитии науки, промышленную революцию и ее результаты, религиозный аспект. Основные процессы и направления общественно-политической, научной и религиозной жизни В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединению Италии и Германии, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и несправедливости.

Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX в. Промышленная революция привела к существенной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат – беспрецедентный рост производительности общественного труда. Практические потребности стимулировали быстрое развитие науки. XIX в. – это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В это время связь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Открытия в различных областях естествознания все больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индустрии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.

К наиболее ярким достижениям промышленной революции XIX в. относится применение электричества в промышленности, новых средствах связи (телеграф, телефон), приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных производств, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и многое другое составило переворот в науке и технике.

Началось формирование индустриального общества, коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. В этот исторический период науку прославили Р. Майер (1814-1878), Дж. Джоуль (181-9-1889), Г. Гельмгольц (1821-1894), открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т. Шванном (1810-1882) и М. Шлейденом (1804-1881) клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин (1809- 1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д. И. Менделеевым (1834-1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества. Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном (1879- 1955) теории относительности и квантовой теории М. Планкам (1858-1947) ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей. В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И. Канта (1724-1804) и И. Фихте (1762-1814).