Наивысшей кульминации раскол рус. эмиграции достиг во время Второй мировой войны. Одни из деятелей культуры рус. зарубежья ради победы Красной Армии над фашизмом были готовы примириться и с советской властью, и с большевизмом, и со сталинской диктатурой. Другие — ради поражения большевиков и падения советской власти — желали победы Гитлеру и предлагали ему свое сотрудничество (в принципе поддерживая и власовское движение). Рус. эмигранты стояли перед вполне трагич. дилеммой: либо рус. культура в России погибнет, растоптанная фашист. Германией (с одобрения деятелей К. р. з); либо существование рус. культуры в СССР продолжится в оковах сталинского тоталитарного режима, в отрыве как от рус. эмиграции, так и от подлинных культурных традиций дореволюц. России (также с одобрения рус. эмиграции).
54.Официальная и неофициальная культура в СССР
Сущность тоталитаризма в духовной жизни. Неофициальное искусство СССР (или другое искусство, альтернативное искусство, нонконформистское искусство, подпольное искусство, андерграунд) — под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950—1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Вследствие «андерграундного» существования, неофициальное искусство в СССР было тесно связано с неформальными молодёжными движениями (например, московские концептуалисты и хиппи, ленинградские Среди этапных точек в истории неофициального искусства — выставка МОСХа (1962), подвергшаяся разносу Н. Хрущева, Бульдозерная выставка (1974), однодневная выставка того же года в Измайловском парке в Москве, выставки художников-нонконформистов в ДК им. Газа и ДК «Невский» в 1974-75 годах в Ленинграде, выставки Живописной секции Московского объединенного комитета художников-графиков в легендарном выставочном зале на Малой Грузинской (организован в 1976 г). Параллельно аналогичные явления происходили в литературной и музыкальной жизни, имели место в театре и кино («полочные» фильмы, запрещённые спектакли).
Художники, воплощавшие "чуждую" культуру нашли выход к зрителю через "квартирные выставки". Ядром движения одесского нонконформизма стали: В. Хрущ, С. Сычев, Л. Ястреб, А. Ануфриев, В. Стрельников. К этой основной группе,название которой дала Л.Ястреб,- "Нонконформисты", впоследствии присоединились Е. Рахманин, О. Волошинов, В. Цюпко.
Культура СССР в период застоя и Перестройки
Усиление идеологического нажима, ужесточение цензуры приводили к появлению двух видов художественного творчества. Печатались и становились известными широкому кругу читателей лишь литературные работы, не отступающие от принципов социалистического реализма, способствующие — в соответствии с установками сверху — коммунистическому воспитанию трудящихся. Некоторые из произведений официального искусства, высоко оцененные в свое время руководящими органами культуры , оказались «однодневками». И, наоборот, многие работы второго, непризнанного ранее направления заняли видное место в отечественной культуре. В творчестве многих представителей литературы и искусства в рассматриваемый период занимала тема Великой Отечественной войны. На экранах кинотеатров демонстрировались кинофильмы о войне (в их числе «Обыкновенный фашизм» М. И.
Ромма). В городах и рабочих поселках сооружались памятники героям и жертвам войны (например, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» скульптора М. К. Аникушина). На рубеже 1960–1970-х годов в литературу вошла большая группа прозаиков, темой творчества которых являлась современная им деревня. В произведениях В. П. Астафьева, Б. П. Можаева, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина центральное место заняли судьбы русского крестьянства, взаимоотношения деревни и города. В жанре научной фантастики работали А. Н. и Б. Н. Стругацкие. Повысился интерес писателей к историческому прошлому страны. Мемуарная литература пополнилась воспоминаниями известных военачальников периода Отечественной войны (книги Г. К. Жукова «Воспоминания и размышления», А. М. Василевского «Дело всей жизни» и др.). Запрещенные властями литературные произведения печатались, как правило, в «Самиздате». Этим путем пришли к читателю впервые книги А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», А. Л. Платонова «Чевенгур», Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Идеологизация общественной жизни тяжело отражалась на развитии живописи, киноискусства. Как и прежде, пылились в запасниках музеев полотна художников-авангардистов 30-х годов. Картины и литературные произведения на исторические темы могли увидеть свет лишь в том случае, если они соответствовали сложившимся официальным взглядам на события прошлого. Развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования.
56.Религия и церковь в советскую эпоху (1917-1991 гг.)
В дореволюционной России господствующее положение занимала православная церковь , являвшаяся частью государственного аппарата и возглавлявшаяся Синодом.
Положение религии и церкви в Советской стране было установлено декретом СНК РСФСР от 20 января (2 февраля) 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви и определяется Конституцией СССР и др. законодательными актами. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви . Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.Законы Советского Союза категорически запрещают какую бы то ни было дискриминацию верующих. Граждане могут обучать и обучаться религии только частным образом.
В результате глубоких социально-экономических преобразований, ликвидации эксплуататорских классов, победы социализма, развития научно-технической революции и общего роста уровня культуры большинство населения СССР освободилось от религиозных пережитков. Ослабло влияние религии на верующих, что выражается в угасании некоторых церквей , потере ими своих приверженцев, сокращении сети молитвенных домов и т. д.
На территории СССР существуют христианство, ислам, буддизм, а также некоторые мелкие церковные и вероисповедные группы..
Наиболее распространённой среди верующих религией является христианство, которое имеет свыше 10 самостоятельных, независимых друг от друга церквей ; ряд исповеданий и множество сектантских групп (см. Сектантство).
Русская православная церковь - самая крупная религиозная организация, как в СССР, так и среди всех 15 автокефальных православных церквей мира. Старообрядчество исторически разделено на 3 самостоятельных течения: церковь белокриницкого согласия, возглавляемая архиепископом Московским и всея Руси; беглопоповского согласия, т. е. церковь, приемлющая священников, перешедших из греко-восточной (православной) церкви, возглавляется архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси; беспоповского толка, не признающая церковную иерархию, действует в различных районах страны самостоятельно, а в Литовской ССР объединяется Высшим старообрядческим советом. Грузинская православная церковь управляется католикосом-патриархом (с 1972 Давид V, резиденция в Тбилиси), под руководством которого функционирует духовная семинария в г. Мцхета.Армяно-григорианская церковь объединяет епархии и религиозные общества верующих армян, проживающих в СССР и за рубежом. Римско-католическая церковь имеет объединения различного типа. Евангелическо-лютеранская церковь (аугсбургского вероисповедания) действует в районах Прибалтики, имеет 3 независимых друг от друга центра-консистории
Церковь евангельских христиан-баптистов возглавляется Всесоюзным советом (резиденция в Москве), избираемым на съездах верующих.
В отдельных районах СССР действуют религиозные секты: последователи старых форм русского сектантства (духоборы, молокане, духовные скопцы), почти утратившие своё влияние и не получающие пополнения. Единых центров секты не имеют.Второй религией (после христианства) по численности своих последователей является ислам. Он имеет 2 направления: суннизм, распространённый преимущественно в республиках Средней Азии, Казахской ССР, Закавказье, автономных республиках Северного Кавказа, Поволжья и в ряде областей РСФСР, и шиизм (Азербайджанская ССР). Управление духовными делами мусульман осуществляют 4 независимых друг от друга религиозных центра - духовные управления мусульман Средней Азии и Казахстана; Европейской части СССР и Сибири; Северного Кавказа; Закавказья.