Смекни!
smekni.com

Теоретические основы культурологии (стр. 8 из 22)

20.Культура Древнего Рима

Рим начал позднее раз-ся чем др. Грец. На рим. цивилиз. оказали влияние греки. В своей истории др. Рим-я к-ра прошла след. этапы: 1. к-ра этруссков (8-5в.) 2. республиканский (5-1) 3. период империи (1 в. до н.э.-5 в. н.э.). Религия –антропоморфизм. Юпитер(вместо Зевса) и Юннона, Меркурий, Янус -2ликий бог. Много духов. Распространено гадание (аракул) –по внутрен. животных. Философ. заимствовали у греков. В 3 в. до н.э. Ливий Андроник перевел на рим. язык «Одисею».Поэт Лукреций- философ. поэма «О природе вещей». Вершина поэзии во 2 в. до н.э. – 2 в. н.э. Раз-ся проза (Цицерон, Цезарь). Астрономия (сис-ма Птолемея). Геоцентрич.-в центре Земля. Составили карту неба на 100 звезд. Хор. развив. арх-ра: 5этаж. дома, используют цемент и бетон для кладки. Ввели прав. планировку домов (улицы парал. и перпендик.). Площади на пересеч. улиц. Ставили скуль-ры. Здание сената, муниципал-в, крытых рынков, домов, библиотеки, бани, здания цирков. В Риме родилась коррида, бои гладиаторов с дикими животн. Хор. развито право. Легло в основу соврем. права. Колизей. Появился юлианский солнечный календарь.В Римской империи в1в возникла 2ая по счету религия- христианство.Язык римлян-латынь,явилась родоначальником многих языков мира.

21.Культура Древнего Египта: религия, идеология, искусство

По сред. и ниж. течению р.Нил – цивилизация древ. Египет. Цивилиз. сложилась в 5-4 тыс. до н.э. Периоды:

I. 4 тыс. до н.э. – медно-камен. век. Есть фараоны, выращивают пшеницу, ячмень, виноград, имеют ткац. станок, ткут льняную одежду, изобрели фаянс, глин. кирпич, фаянс. посуду, папирус, ведут записи, строят дома из необож. кирпича. II. 3 тыс. до н.э.- освоили овощеводство, изобрели плуг, развивается метал. пр-во (бронз. век); III. 2 тыс. до н.э. – до сер. 1 тыс. IV. от 2400 до 2000 до н.э. V. 1 тыс. до 700 г. – 30 г. н.э. Религия древ. египтян: боги (Маат- богиня правды, Ра –бог солнца). В 3 тыс. (бог Тод- бог луны). Особен-ть: верели в наличие души у чел., в вечность души, в наличие нескольких миров. Бальзомировали умерших, в 3 тыс. до н.э. строили пирамиды (ступенчатые, непрвиль. формы, правильные, изломанные). Прав. пирамида – Хеопса. Египт. успешно развивали письмен-ть (4 тыс. до н.э.). Иероглифы переросли в идеоматич. письмо (рис., слоги, звуки).Всю историю писали на папирусе.Лит-ра: сотни мифов, 1ые имена писателей (Кагимни и Пхитетэб «Жизнеописание» и «Поучение», «Рассуждение житейской мудрости». Жанр сказки. Сер. 2 тыс. – сказки бытовые и рассказы. Была развита поэзия.

Архитек-ра: единств. в мире создатели пирамид, создали тип храма на основе камен. колон, город. дома 2-3 этаж. из камня и необож. кирпича, затем из обожженного. 2 тыс. – строят загород. храмы (колоны до 20 м). Хорошо раз-ся скульптура: скул. сфинкса (лев с головой чел), изображ. чел. Вся скульп. фронтальна, неподвижна, статична, руки плотно лежат на коленях. В сер. 2 тыс. до н.э. становится изящной и идеалистич. (настольные скульп., бюсты). Раз-ся борильеф, шло развитие живописи (плоскостная, не передает V и пространства). В 2 тыс. до н.э. стали передавать V и прост-во. Живопись достигла вершины к 1 в. до н.э. Создали 10ую сис-му счета и считали до мил. Изобрели простые дроби, научились вычислять V усечен. пирамиды, откр. число пи, создали задачники для школьников, изобр. прописи. Успеш. раз-сь медицина: пломбировали зубы, лечили жен. болезни, 2 тыс. – описали кровообращ-е, лечили различ. раны, в т.ч. черепные, изобр. способ пр-ва стекла и прои-ли посуду, изоб. 300 рецептов масел.

22.Формирование и основные черты античной древнегреческой цивилизации

Античность(древность) ввели итальянские гуманисты в эпоху возрождения(обозначение греко-римской культуры). Развитие древне Греции: I-критомекенская цивилизация (3-2 тысячелетие до н.эналичие дворцов –цитаделей, мощных архитектурных комплексов) II-гомерский(11-8 век днэ. (иллиада ,одессея) гекзаметр(любой стих ,состоящий из 6 метров) 3архаический период(период колонизации,греческий мир выведен из состояния изоляции) (8-6 век днэ. Возникновение письменности)формирование городов государст афины спарта ) Греческая религия-политеистическая. На горе воцарился зевс(олимпийские боги, гора олимп; гера-владычица неба; бог торговли,воровства-гермес,афродита –богиня любви,посийдон-бог моря,апполон-охранитель света; 776 год-первые олимпиские игры(раз в 4 года)Наука-натур философия(6-5 века донэ)к 6 веку-архитектурный орден-1)дарический и анический классический (5-4) разваите философии ,медицины эллинизтический(4-2 века днэ.)(эллада 0это греция) Платон и аристотель:оратор-демо,историк-ксенофонт.Эпикурейцы- , кто не задумываясь отдаёт предпочтение материальным радостям жизни. . В городах появляются полестры и гимназии.

23.Наука и искусство Древней Греции

К-ра Др.Г в своем развитии прошла след. этапы:1.Критомикенская к.(2тыс.л-13в до н.э) 2.Гомеровский(9-8в до н.э)3.Архаический(7-6в до н.э)4.Классич.(5-4в до н.э)5.Эпоха иллинизма (кон.4-нач1в до н.э).Уже в Гомер. Эпоху греч. народ создал эпос Гомера-«Илиада», «Одиссей»,создал класич. древнегреч.религию во главе с Зевсом. Эту сист. потом дополнил Гесиод-«Теогония»-мифы др. Грец. и религии изложены, «Труды и дни»..Наиб. расцвета иск. достигло в классич. период. Возник театр, появились драматич. поэты, получили развит. скульп. архит..Видами были Мирон, Поликлед, Фидий. Построен храм Зевса, Акрополя, Эгине. Было развито образование. Особ знамен. Афинская, Спартанская школы. В целом к-ра Гр.носила сотязат. хар-ер. Состяз.певцы,ораторы,философы,спортив.состяз-Олимп.игры(776г-1ые олимп. игры). 1ая письм-ть –«линейное письмо А». Не расшифровано. Религия –антропоморфизм. Боги живут подобно людям на горе Олимп. Бог Кронус-бог времени, богиня Гея. Родили Посейдона, Аида, Зевса, Геру. Зевс и Гера стали супругами. Их дети Арест, Афина, Гефест, Аполлон. Оч. рано религ. и философ. отделились. Филос. на 2 течения: материал., идеализм. Материализм (Демокрит-учение об атомах), учение Аристотеля, Сократа, Платона. Оформ-сь наука. Эфклид дал систематиз. геометрии. Теория пропорц., т. б. м. величин. Физика (архимед), ботаника (Фиафраз) описал раст-я; мед. (Гипократ), астрономия – признали, что Земля имеет форму шара, высчит. длину экватора, года. Родилась истор. (геродод в 5 в. до н.э. описал греко-персид. войны, ввёл 3 части света Европ., Азия, Ливия (Африка)).Ксенофонт написал греч. историю. Офр-сь скул-ра, первонач. похожа на древнеегипет-ю. Появ. ску-ра в движении. Появ-сь сложная скул-ра (Гермес с младенцем Деонисем на руках). Офор-сь музыка как искусство. Создан 7 звуковой ряд (Пифагор). В 5-4 в. до н.э. записывают музыку буквами, затем знаками. Живопись: перспектива (изобрели пространство и V), открыли цвето-теневую формулировку.

24.Средние века как культурно – историческая эпоха. Становление средневековой цивилизации в Западной Европе

1642 – англ.-буржуаз. революция. В 17 в. в Европе философ. как самост. знание. Декарт (создатель рационалистич.), Спиноза. Материалисты: Бэкон, Джон-Лок. В 17 в. бурное развитие наук: матем- Декарт оформил интеграл. исчисление; физика –Ньтон открыл законы; астрономия –в 16 в. Николай Коперник (гелиоцентр. сис-ма) победила. Галилей, Джордано Бруно; биология –открыты живая клетка и микроорганизмы –Гук и Левенгук открыли. В 17 в. оформ-ся национ. и худ. школы. Нидерланды: хор. развита живопись. 2 худ. школы: фломанская школа живописи и голандск. шк. жив-си. В 16 в. новый худ. стиль в Италии –барроко (отлич-ся отсут-ем строг. симметрии, больш. кол-во украшений). Барокко просущ-вал в Евр. с 1600 по 1750 г. Фломанск. шк. опиралась на барроко. Писались портреты знати. Представ-ли Барокко: Рубенс (прекрасно передает черты лица, портрет «Камеристки», перед. внутр. мир чел., создает картины охоты, истор. картины), Ван Дейк, Рембрандт. В 17 в. в Нидерл. худ. стали писать маслян. красками. У Рубенса 2 ученика: Ван Дейк (портреты, «Сусанна и старцы», «мадонна с куропатками») и Якоб Йорданс (темы народ. жизни «Бобовый король», «поклонение пастухов»). Голандск. шк. живописи: 1) умение изобразить движение мышц чел. Франс Халс – созд. портреты простых людей (портрет «Цыганка», «малле Баббе»). 2) натюрморт(в Герм. успешно раз-ся) Питер Глас Хеде; 3) голандск. пейзаж; 4) вершина голанд. творчество Рембрандта (худ. достиг реализма в живописи. «Ночной дозор», «Автопортрет Саскией на коленях», «Флора»). После кончины жены (Саски) Рембрандт находился в апатии и долго не писал картины, а когда начал снова писать картины стали в красно-коричн. тонах и на религиоз. темы «Возвращение блудного сына». В Герм. и Нидерл. –групповые портреты. Во Франции в 17 в. господ-ет барокко и ещё 1н новый стиль рождается –классицизм (опора на разум, рационализм; обязат. пропорции; минимум украшений. В арх-ре: колоннады и пропорцион.). Лит-ра: рассудочность, герои много говорят, произв. заканчивается трагедией. Буало (теоретик классиц-ма), Пьер Корнель (автор трагедий «Сид», «Гораций», «Цинна»), Жан Расин (ав. трагедий «Афалия», «Андромаха», «Британик»). В живописи: антич. тематика, трагед. содерж-е, наличие ярких контраст. цветов; позы людей застыв., повторяющие геометр. формы. Пуссен (худ.во Франц. «Танкред и Эрминия», «Времена года»). В 17 в. во франц. живописи расспрос-ся реализм. Худ. Луи Ленен «Посещение бабушки». В 17в. успешно развив. кул-ра во Франц. Романы: буржуазный (ав. Фюретьер); бытовой (Сорель); комический (Скорон); фантастич. (Сирано де Бержерат «Иной свет…»). 17в. –создана национ комедия во Франц. (Мольер). Большое кол-во академий: науки, арх-ры, надписей, живописи.


25. Христианство – основа средневековой западноевропейской культуры

Христианство явилось стержнем европейской культуры и обеспечило переход от античности к средневековью. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна, одно несомненно — вся культурная жизнь Средневековой Европы этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущих положений христианского вероучения — символ веры. Эти положения объявляются обязательными для всех христиан. Основой христианского учения была вера в воскресение Христа, воскресение мертвых, Божественную Троицу.Бог един во всех трех лицах: Бог-отец — сотворитель мира, Бог-сын, Иисус Христос, — искупитель грехов и БогДух Святой — были абсолютно соравны и совечны друг другу.