Смекни!
smekni.com

Теоретические основы культурологии (стр. 1 из 22)

1. Понятие культуры

Культура от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. "cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение".. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, того, что дано непосредственно природой. Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы, произведения искусств и т. д. Культура материальная - это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей - социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства.

И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства - науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке. Культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Куль-ра-это высшие достижения в области матер. жизни и духов. сферы, слагающейся из религии, философии, науки, всех видов искусства, этики, лит0ры, эстетики, политики и права. Куль-ра- все то, что создано человеком не является созданием природы.

Функции: информацион., коммуникативная, позновательная, нравственно-этическая, регулятивная, правовая, сигнефикативная.

Принципы: историч., системный, структурно-функцион., симантический.

Методы: диалектико-материалистич., цивилизационный(куль-ра развивается по цивилиз), идеалистич., сравнительно-историч., хронологический, семантический.

Культурология-наука, изучающая историю и теорию культуры.Как наука оформилась во 2 пол. 20 в. Особое развитие получила в послед. 20-30 лет. Культ-гия: истор. кул-ры, теория кул-ры, философия кул-ры, культурн. антропологию, культ. социологию.К допол. названым исполь-ся методы: логическо-структурал. (по слову), структуральский-функцион.(стр-ра кул-ры рас- смат. по функциям).

Культуролог. связана с философией, историей, религией и др. науками.Методы типологизации:1. Формационный, 2. Цивилизационный (Данелевский: Египетская, Двуречье, Индийская, Китайская, древнегреч., древнеримская, новосимитская, германо-романск, славянская, иранская, европ.,; погибшие: перуанская (инков), мексиканская (атстеков). 3. Идеалистический – типы цивилизаций по религии (индо-буддийский тип куль-ры, конфуцианско-даосистский, христианская, ислам или мусульманство); 4. Смешаная(блочная)-первобытно-общинная кул-ра, куль-ра древних цивилизаций востока(Египет, Двуречье, Китай); античная цивилиз; средневековая кул-ра основанная на религии; кул-ра европейская нового времени(буржуазная), современная (кул-ра новейшего времени)- мега кул-ра, сверх кул-ра.


2.Структура и функционирование культуры

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называют артефактами. В ее познании используются представления о вероятных и случайных процессах. Материальная культура Материальная культура включает себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материя трансформированы так, что объект превращен в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребностям человека. Первая и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или среды обитания человека. Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая культура или материально-техническая основа жизни общества.

Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности. Вторая, не менее значимая часть материальной культуры связана с функционированием множества общественных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный ход общественной жизни во всех ее сферах и, в первую очередь, в социально-политической. Третьей областью материальной культуры справедливо считают производство и воспроизводство самого человека. Эта область материальной культуры исследует ни столько методико-биологические проблемы воспроизводства человека, сколько анализирует проблемы взаимоотношений поколений. Духовная культура .Изучается сравнительно давно. Можно сказать, что с самого начала человеческой истории люди пытались понять духовную культуру, выяснить причины ее возникновения, объяснить, как складываются акты духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовного творчества, какими качествами должен обладать творец духовных ценностей общества. Составной частью духовной культуры любого общества является, и мир ценного знания, который позволяет человеку ориентироваться в мире вообще и, что особенно важно, в том обществе, где он живет и действует.

Ценности культуры имеют для человека большой личностный смысл и значение, они являются тем базисом, на который человек строит свои отношения с другими людьми, со всем обществом и даже с самим собой. Особое место в духовной культуре всегда занимали знания, которые по мере развития человечества все больше и больше отождествляли с наукой. Культура является совокупным достоянием труда, она раскрывает родовое свойство человека и человечества. Исследование культуры как системы позволяет понять, как идут процессы ее распространения, хранения и потребления, отчего зависят типы и виды культур, каковы тенденции и закономерности функционирования культуры.Термин “функция” (от лат. functio) буквально переводится как обязанность, круг деятельности и в рамках культурологической науки обозначает способы действия культуры в обществе. Главными функциями культуры считают:адаптации;познавательную;коммуникативную;трансляционную;организационно-регулятивную;воспитательную.

Функция адаптации. Культурная адаптация, т.е. приспособление человека к окружающей природной и социокультурной среде, означает накопление им определенной суммы знаний, навыков и умений, позволяющих наладить коллективное сосуществование людей в конкретных исторических условиях. Познавательная функция. Познавательная (гносеологическая) задача культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений людей и через его призму давать целостное представление об уровне развития конкретного сообщества. Функцию трансляции, передачи социального опыта, обозначают также как информативную или функцию исторической преемственности. Культура передает от поколения к поколению, от одного народа к другому важнейшие элементы социализации: традиции, обычаи, обряды, религию, языковые нормы, бытовой этикет, искусство, идеологию, законодательство, социальные институты и т.п. Коммуникативная функция (или функция общения) предполагает информационный обмен накопленными культурными ценностями. Организационно-регулятивная функция. Совместная жизнедеятельность людей базируется на выработке определенной системы норм и требований, обязательных для всех членов общества в целях обеспечения гармонии межгрупповых интересов. Воспитательная функция. Содержание культуры определяется содержанием человеческой деятельности. Человек в стремлении наиболее полно удовлетворить свои интересы и потребности идет по пути совершенствования созданной им среды обитания

3.Субъекты культуры и социальный механизм духовного производства

Субъект культуры (на научном языке) - это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер, и, следовательно, она опосредуется целеполаганием и самосознанием. Тогда субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее целеполагание и преобразование действительности, создание объективированного мира "второй природы". Таким образом, человек и культура - это коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга субъекты.

Человек может стать субъектом культуры лишь тогда. Когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурно-созидающим субъектом является человечество, общество. Мировая культура - это результат совокупной деятельности родового субъекта - человечества.

Личность (как субъект культуры) в процессе культурно-исторического творчества необходимо вступает во взаимодействие с другими субъектами культуры социальными группами, историческими общностями, учреждениями, организациями, государством. Поэтому наряду с личностью в качестве субъектов культуры следует рассматривать и следующие цепочки групп малая (контактная) группа (семья круг друзей, учебная группа), организации и объединения, социальные институты слои, классы, этносы, страны (государства), региональные сообщества, человечество в целом.