Смекни!
smekni.com

Характерные черты и особенности развития ренессансной культуры в Италии (стр. 2 из 2)

4. Кроме того, важным фактором, сказавшемся на развитии ренессансной культуры, была ее тесная связь с культурой римской цивилизации (в Италии, несмотря на столетия «мрачного Средневековья», сохранились многие памятники древнеримской Античности, и итальянцы прекрасно помнили, что в далеком прошлом их страна со столицей в Риме была центром цивилизованного мира. В сознании итальянцев так или иначе витала идея возрождения былово «величия Рима») и, конечно, в некоторой степени итальянский Ренессанс формировался под влиянием лучших достижений европейской культуры ХП-ХШ вв. (К примеру, в лирики Прованса, городской новеллистики, поэзии вагантов и т.д.).

5. И наконец, фактором, оказавшим, бесспорно, существенное влияние на локальную специфику искусства итальянского Возрождения (в частности повлиявшем на формирование различных школ и направлений, полицентризм Возрождения) был процесс региональной централизации городов-государств (или политической децентрализации страны в целом); существование различных государственных форм.

Отличительными чертами культуры итальянского Возрождения, если говорить кратко, были: индивидуализм мышления (в области права и морали); светскость (люди Возрождения подчеркивали особую роль светской культуры), что проявилось в частности в особенностях языка нового искусства, и в его художественном содержании; бурный подъем наук, особенно гуманитарных (люди Возрождения принимали участие в формировании вполне научных основ гуманитарных знаний и в зарождении опытного естествознания, хотя сами носители Возрождения, как правило, естественными науками непосредственно не занимались. Но проделали значительный труд по изучению, переводу и изданию сочинений античных авторов, а также выработали новые методы интерпретации текстов, что оказало безусловное воздействие на подъем естествознания в период Чинквеченто); реализм (что касалось прежде всего таких сфер культуры как литература и искусство); неподдельный глубокий интерес к наследию Античности (отсюда и само название «Возрождение»). Для людей Возрождения Античность была источником вдохновения и образцом их творчества, их мировоззрения. При этом важным было не простое обращение к Античности, не само по себе обращение к античной древности, а то, чем это прошлое было и какие новые идеи образовывались из этого источника. То есть речь шла не о простой преемственности, а о творческой переработке Возрождением античного наследия.

В небывалых масштабах Возрождение реставрировало (во многом утраченные в средние века) связи с культурой Античности (причем как с языческими – латинской и древнегреческой, – так и с христианскими традициями. Существует мнение, что именно Возрождение впервые после патристики и в значительно более серьезных масштабах осуществило синтез двух культурных миров – языческого и христианского). Забегая вперед, можно сказать, что на античной основе будут выстроены многие области культуры Возрождения: система гуманитарных знаний, различные виды изобразительного искусства, архитектура, нормы литературы и т.д. И еще! Пожалуй, впервые человек Возрождения осмыслил Античность как совершенно самостоятельную эпоху в истории культуры, и она стала важнейшим ориентиром для новой (по своей сущности) культуры Возрождения.

Однако не стоит забывать, что типологические черты культуры Возрождения можно выявить не только при сопоставлении с Античностью, но и со средними веками, а также с последующими за Возрождением культурными эпохами.

Отношение людей Возрождения к средневековой культуре было достаточно сложным. В целом, для культуры Возрождения была характерна некая двойственность позиции по отношению к культурному наследию и традициям Средневековья. Но в общем и целом, культура Средневековья воспринималась носителями Ренессанса в явно негативном плане. Средние века для них были эпохой «темного» и варварского времени с соответствующей эпохе культурой. И все же средневековая культура оказала (о чем мы уже вскользь упоминали) определенное воздействие на культуру Возрождения, хотя бы в силу преемственности общего для обеих культур христианского мировоззрения.

Далее. Вероятно, главное отличие Возрождения от предшествующей средневековой эпохи состояло в гуманистическом взгляде на человека. Люди Возрождения верили в величие человека, силу его воли и разума. И поэтому антропоцентризм стал характернейшей особенностью культуры Ренессанса

Список источников и литературы

1. Искусство раннего Возрождения – М.: Искусство, 1980. – 257 с.

2. История искусства: Ренессанс – М.: Издательство АСТ, 2003. – 503 с.

3. Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение – ОЛМА-ПРЕСС, 2005. – 128 с.

4. М.Л. Андреев. Инновация или реставрация: казус Возрождения // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука. Т. 1, 2005, с. 84–97.

5. Баренбойм Петр, Шиян Сергей, Микеланджело. Загадки Капеллы Медичи, Слово, М., 2006.