Наши далекие предки пользовались языком орнамента задолго до появления письменности. Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории, культуры народа, особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов.
Весь круг образов, составляющих основу народного орнамента, складывался и отшлифовывался в ходе тысячелетних наблюдений за природой.
В символической форме образы орнамента передают пожелания счастья и благополучия, выражают почитание живительной силы природных стихий - огня и воды, воздуха и земли, и восхищение разнообразием жизни. Тайна таких узоров передавалась из поколения в поколение. Такими условными знаками человек выражал свои понятия о мире. Историческое развитие орнамента в народном творчестве привело к сложению различных видов – геометрического, растительного, зооморфного, сюжетно-изобразительного и др. В создании мотивов орнамента проявлялась способность народа подмечать наиболее существенные особенности изображаемого.
Техника тканых изделий определила устойчивый характер орнамента. Элементы чаще всего схематизированы и обобщены, что отвечает геометрическому характеру переплетений вертикальных и горизонтальных линий строения ткани. Основой тканного орнамента является орнамент геометрический, в котором преобладающими по своему значению являются мотивы с диагональным расположением узорообразующих линий и среди них различные варианты ромбов, косого креста, свастических знаков, связанных с комплексом жизненно важных идей. Это идеи плодородия, живительной силы солнечного света, огня, воды, круговорота событий в природе, гармонии и порядка, царящего в мире (10).
Любуясь сегодня тонкой проработкой тканого орнамента, мы и не подозреваем, какой глубокий символический смысл таил он в себе когда-то. Но если мы попробуем вспомнить хоть один орнамент из традиционного ткачества, у нас вряд ли что-нибудь получится.
Между тем любая орнаментная структура состоит из однородных, повторяющихся в сюжете, мотивов. Достаточно запомнить своеобразный код рисунка и «распутаете» любой узор. Один из таких «кодов» традиционного орнамента – обыкновенный треугольник. Как символ треугольник известен во многих культурах мира. У одних народов означает жилище, семейный очаг. У других – символизировал огонь, солнце. У третьих – активное (верхняя точка треугольника) и пассивное (две нижние точки). Активным началом, дарующим жизнь – Земля. Во всех случаях треугольник – это еще и символ вечности. Не случайно такова форма египетских пирамид и древних славянских курганов (см. приложение 7).
Треугольники, как и различные комбинации из них в виде всевозможных ромбов или многоугольников, набранных полосой в мелком и частом ритмах, непременно присутствуют в декоре домашнего ткачества. И орнамент этот тем выразительней, чем большей фантазией, выдумкой и сноровкой обладала мастерица, варьируя пропорциями и размерами единственного треугольника.
Браная техника тканья демонстрирует огромное многообразие вариантов и ромбического орнамента (фигура ромба – составное целое их двух треугольников). Происхождение и семантика ромбического были изучены одним из его крупнейших исследователей академиком Б.А.Рыбаковым. Им установлено, что ромбический орнамент зародился в глубокой древности, в недрах палеолита. В ранних земледельчатых культурах ромбическим узором – символом плодородия – покрывали глиняные фигуры женских божеств, сосуды – жертвенники. Простой ромб с точкой по середине выражал идеограмму засеянного поля; ромб с отростками или завитками на внешних углах был символом плодородия. Со временем этот рисунок перешел и в ткачество (10).
Учитывая технику тканья, ромбические фигуры в нем преобладали: простой ромб и ромб с продленными сторонами («городчатый»), ромб с крюками в многочисленных вариациях. Встречается также простой и «городчатый» квадрат, гребенчатые фигуры. Используются и половины названных элементов, а также мотивы прямых и косых крестов.
Законы геометрии преобразовали уже знакомые символы в строгие фигуры, изменив их порой до неузнаваемости. Так в тканых и вязаных узорах можно найти фигуру, прямоугольно загнутый крючок – стилизованного гуська. Ряды гуськов, следующих один за другим, образовывали другой орнамент – меандр, обозначающий воду, реку. Перекрестье таких гуськов образует один из древнейших символов – свастику – крест с загнутыми концами, который, как и простой крест, обозначает солнце, знак времени и вечного движения, знак огня и пожелания благодати, жизненного счастья. На Севере существовало два вида свастики: женская и мужская. Женская - против часовой стрелки, мужская по часовой стрелке. Соединенная вместе двуединая свастика представляла собой ромб с крючками на концах. В символике, как бы, объединялось настоящее с прошедшим. Спешащие по часовой стрелке гуськи обозначали время живых, идущие против – время мертвых. Соединенные в едином знаке они символизировали кровное родство потомков и предков (3, с.46).
Знак свастики в ткачестве и орнаментном северном вязании, как и в народном искусстве в целом, занимал особое место. Свастики покрывали коруны и кокошники русских женщин, оплечья и другие части рубах, передники, пояса. Их ткали и вышивали на свадебных ширинках и праздничных полотенцах, вязали на зимних чулках и варежках (см. приложение 8).
Хотя символика эта давно забыта, мы не должны забывать о прошлом. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих. Зная и понимая то, о чем думал наш пращур, как воспринимал смысл бытия, нам легче адаптироваться в этом мире, ощущая за плечами многовековой опыт предыдущих поколений (3, с.47).
Растительным мотивам в русском орнаментальном искусстве придавалось большое значение и отводилась главная роль. Фактически, они составляли основу орнаментального «политеса». Со временем орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Свобода художника в этой области искусства не была ограничена строгими рамками.
Мотивы цветов, веток, виноградных лоз, жгутов также занимали важное место в структуре русского орнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев, чашелистиков широко применялся в украшении новгородских рукописных книг XII—XIV вв. Упругие растительные завитки часто встречаются в декоре памятников XIV—XVII вв (2,с 15).
Часто в украшении инициалов — заглавных букв в рукописных книгах — встречались изображения всевозможных животных и птиц, которые сливались с растительными формами. Подобный вид орнамента получил название тератологического.
Древнерусскими мастерами очень часто воспроизводились изображения драконов, павлинов, собак, тельцов. Звериная голова, лапа, хвост являлись логическим «продолжением» буквы, а порой настолько видоизменяли букву, что ее трудно было узнать.
Причудливые звериные формы встречались и в украшении миниатюрных заставок. Они располагались симметрично, головой к центру композиции или по верхнему краю заставки.
«Тератологический» стиль в орнаменте был издревле связан с мифологическими верованиями, уходящими в далекую древность. У различных народов — древних кельтов, германцев — можно встретить элементы звериного стиля, но нигде он не достигали такой поэтичности, как в русской культуре. В западноевропейской практике тератологические мотивы искусно вплетались в саму орнаментальную вязь и являлись составной частью инициала. Затейливое переплетение цветущих розанов, пышных листьев, розеток также привлекало внимание (6).
Узор так запутан, что в нем трудно выявить отдельные изображения, связать хвосты дракона с его же головами и шеями, проследить изгибы змеиных тел или стеблей растений. Такая драматическая напряженность была характерна именно для западноевропейского сознания, в русском же зверином орнаменте животные лишены ощущения борьбы. Каждое изображение животного само по себе самоценно.
Образ зверя «ставит» акцент в непрерывной линии орнамента. Безусловно, в кельтском, немецком, английском искусстве зверь представляет собой часть орнаментального завитка, он заметен только при тщательном изучении сплетения линий. В русской культуре художник более внимательно относится к «зверю». В миниатюрных лицевых изображениях на общем фоне «плетенки» можно различить голов зверя, его хвост, лапы (8).
Рассматривая компоненты, составляющие характеристику орнамента, как базисную единицу народного искусства, знакомясь с художественным языком орнамента, можно сказать, что он гораздо сложнее, чем кажется при первом восприятии.
Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.Искусство лоскутного шитья можно сравнить с живописью. Только краски нам заменяют ткань, а кисть – иголка с ниткой. И как по волшебству из-под легкой руки мастера выходит шедевр.
Своеобразные лоскутные вещи преображают дом, добавляя тепла и уюта.
Они применимы и для кухни в виде скатерти, салфеток, прихваток, для гостиной как диванные подушки, и декоративное панно, для спальни :покрывала, наволочки на подушки.
Эти вещи сделаны своими руками, в них частичка души мастерицы. Они уникальны тем, что других таких нет во всем мире.
Сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах, где оно появилось раньше, чем у нас. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.