- наблюдение, опыт, научный эксперимент - Бэкон;
- механическую гипотезу, механическую модель - Декарт.
Трудами ученых Нового времени был сформулирован образец методологии классического естествознания, долгое время служивший эталоном научного познания как такового. Основные установки этой парадигмы были сведены к следующим моментам:
- субъект познания - это индивид, с присущими ему познавательными способностями - чувствами и разумом;
- объект познания - это природа;
- цель познания - это открытие универсальных и вечных законов бытия, которые по существу сводились к законам механики - первой из наук, достигшей теоретического уровня.
ХVII век - эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Р.Декарт создает свою рационалистическую теорию и критерием истины признает разум. Ф. Бэкон провозглашает объектом познания - природу, целью познания - господство человека над природой, а методом познания - опыт, индукцию. И. Ньютон доказывает с помощью опытов основные положения натурфилософского материализма. Особенностью философии Нового времени все более становились рациональность, методология и систематизация. В связи с отсутствием должного порядка и рациональности в реальной жизни западных стран (из-за религиозных столкновений, первых буржуазных революций) установление их в философии стало желанной идеей для многих мыслителей. В фундаментальном труде
Исаака Ньютона (1643-1727) «Математические начала натуральной филосо-фии»(1687) система новой физики строится при помощи дефиниций (определений), аксиом (неоспоримых истин) и «математического способа доказательств». Начиная с Декарта, философия приняла этот способ рассуждения за основу и применяла его в построении своих метафизических систем.
В европейской художественной культуре формируются национальные школы - французская, итальянская, испанская, фламандская и др. Почти одновременно складывается художественный стиль классицизм, а также проявляют себя тенденции реалистического искусства. Классицизм (от лат. classicus- образцовый) - творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства. Классицизмом именуются также периоды и тенденции в истории европейской художественной культуры, когда формы античного искусства являются эстетическим эталоном. В течение почти трех веков (начиная с ХVI в. - до 30-х годов ХIХ в.) классицизм прошел несколько этапов развития, пережив весьма значительные изменения.
Классицизм ХVII в. был тесно связан с дворянской культурой французского абсолютистского государства. В этот период, в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» французского поэта Никола Буало (1626-1711) сформировалась нормативная эстетика, требовавшая от искусства соблюдения определенных законов и правил. Художественные образы классицизма отличались логичностью и гармоничностью выражения; они были разумно организованы, логически построены и, как правило, лишены индивидуальных черт. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. Художественное произведение понималось классицистами не как естественно возникший организм, а как произведение искусственное, сотворенное, созданное руками человека по плану, с определенной задачей и целью. Наиболее целостную культурно-эстетическую программу сформировал французский классицизм. Его мировоззренческой основой послужил рационализм Рене Декарта (1596-1650). В своем программном труде «Рассуждение о методе» (1637) философ подчеркнул, что структура разумного вполне совпадает со структурой реального мира, а рационализм и есть идея принципиального взаимопонимания. В дальнейшем Декарт сформулировал и основные принципы рационализма в искусстве:
- художественное творчество подчиняется строгой регламентации со стороны разума;
- художественное произведение должно иметь четкую, ясную внутреннюю структуру;
- главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.[3]
Для архитектуры классицизма были типичны четкость, геометрическая правильность объемов, регулярность планировки. Классицизм обращается к формам античности, используя в качестве основы архитектурного языка - ордер. Античная классика продолжает восприниматься в Новое время как целостная система, единая в своей исконной классичности и стремящаяся выразить порядок и меру. Классицизм ХVII века выработал свои формы для различных типов архитектурных сооружений:
- дворцовые комплексы - Версаль (архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, А.Ленотр), Уайтхолл (архитектор И.Джонс) и др.;
- храмы - собор Св. Павла в Лондоне (архитектор К.Рен), церковь Дома Инвалидов в Париже (архитектор Ж.Ардуэн-Мансар) и др.;
- общественные здания - здание таможни в Лондоне (архитектор К. Рен), здание ратуши в Аугсбурге (архитектор Э.Холль); здание ратуши в Амстердаме (архитектор Ян ван Кампен) и др.;
- частные жилые постройки, особняки знати.
В живописи классицизма - ведущим стало логическое развертывание сюжета, ясная, уравновешенная композиция, линейно-объемное построение деталей, подчиненная роль света. Создателем классицистического направления в живописи Франции был Никола Пуссен (1594-1665). Содержанием его картин стали темы из мифологии, истории, Ветхого и Нового завета. Основой художественного языка произведений является композиционная уравновешенность, четкий рисунок, ровное рассеянное освещение картин.
В литературе и драматургии классицизма - в трагедиях Пьера Корнеля (1606-1684) «Сид» и «Гораций», Жана Расина (1639-1699) «Андромаха» и «Бе-реника», в комедиях Жана-Батиста Мольера (1622-1673) «Мизантроп» и «Школа жен» господствовало правило трех единств: времени, места и действия, что в художественной практике означало:
- время действия пьесы должно быть ограничено временем продолжи тельности спектакля;
- само действие пьесы должно происходить в одном месте;
- единство действия подразумевало, что в пьесе существует центральная интрига.
Жанры делились на «высокие» - трагедия, эпопея, ода, (их сфера - мифология, исторические события, государственная жизнь, где героями выступали монархи, полководцы, мученики за веру) и «низкие» - комедия, басня, сатира, (которые показывали жизнь людей из средних классов). Не допускалось смешения героического и обыденного, трагического и комического. Принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства.
В историю общественной мысли ХVIII век вошел как эпоха Просвещения («век разума»). Просветительское движение имело широкий общеевропейский масштаб и охватило собой ведущие европейские страны: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию. Культура «века разума» была рождена буржуазными революциями, секуляризацией общественного сознания, распространением идеалов протестантизма, нарастанием интереса к философскому знанию. ХVIII столетие обнаруживает и новое понимание самого человека, веря в возможность рационально изменять его к лучшему и безгранично надеясь на человеческий разум и гармонизацию общества через просвещение людей и развитие их творческого начала. В этот исторический период не только в странах западной Европы, но и в США (по завершении гражданской войны) окончательно утверждается капиталистический способ производства и буржуазные общественные отношения.
Отнюдь не случайным является и то, что именно в эпоху Просвещения широкое распространение приобретает само понятие «культура». Этому способствовали существенные изменения в бытии человека. Доминирование городской культуры, быстрая смена технических достижений и технологий ослабляли, характерную для прошлого традиционного аграрного общества, зависимость человека Нового времени от природной среды. В общественном сознании все больше утверждается представление о природе как арене преобразующей, творчески-продуктивной деятельности человека. Все это наполняло новым содержанием понятие «культура». Эпоха Просвещения создала обобщенное представление о культуре как о преимущественно духовном творчестве людей. В таком виде представление о культуре вошло в массовое сознание людей западной цивилизации Нового и Новейшего времени.
Эпоха Просвещения подняла на небывалую высоту авторитет науки и образования, которые отныне стали рассматриваться как движущая сила общественного прогресса. Но подлинное бессмертие завоевали философско-эстетические идеи, теории и концепции трех великих французских просветителей - Вольтера, Дидро, Руссо. Общим для их теоретического наследия является не только переосмысление традиционных философско-эстетических категорий, и в первую очередь таких, как красота, гармония, вкус, но и всеобъемлющий анализ художественного процесса в целом, отдельных видов и жанров искусства. В обосновании красоты все просветители подчеркивали, что ее объективные стороны открываются только активно стремящемуся к ней человеку, вооруженному интеллектом и эмоциями. Категория гармонии становится в этот период характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке, обоснованием возможности снятия социальных противоречий, а не только символом согласия и упорядоченности в природе и в художественных произведениях. Новое звучание в философии «века разума» обрело и понятие вкуса. Эстетический вкус оценивался просветителями, как чувство, пронизанное мыслью, в котором тесно соприкасаются культура и природа, искусственное и естественное. Вкус выступает своеобразным посредником между ними. Следует заметить, что роль эстетического фактора возрастала во всех аспектах духовной культуры западноевропейского общества. По мере секуляризации публичной жизни росло значение музыки как важнейшего элемента художественной культуры. Занятия музыкой ради самой музыки получали все больше распространение.