Крупнейшим представителем философии, эстетики, теории искусства французского Просвещения являлся Вольтер (1694-1778). В своих статьях «Рассуждения об эпической поэзии» (1728) и «Вкус» (1764) он выдвигает положение об исторической изменчивости художественной культуры народов в зависимости от переживаемых ими исторических событий. У Вольтера присутствует явное понимание того, что каждое явление искусства вырастает на определенной исторической и национальной почве и в ней находит свое объяснение. Мыслитель видел в художественном творчестве мощное средство преобразования мира, при этом подчеркивая, что искусство - это порождение и творение человеческого разума и его воли. Философ акцентирует и то, что непременным условием бытия искусства является создание художественной иллюзии. Таким образом, изображаемое должно соответствовать всеобщим законам разума, но одновременно быть только подобием правды, ее видимостью.[4] Художественные интересы Вольтера неразрывно связаны с театром, в котором он видел школу морали, трибуну для пропаганды новых идей, могучее средство просвещения. Жанр трагедии Вольтер рассматривал как самую высокую форму словесного искусства, а самого себя считал, прежде всего, драматургом. Его деятельность, как театрального драматурга открывается трагедией «Эдип» (1718), а в конце жизни он пишет трагедии «Ирина» и «Ага-фокл» (1778). Вольтер является родоначальником нового понимания сущности античной трагедии. Он сформулирует концепцию, которая будет характерной для всего европейского Просвещения и найдет свое продолжение и развитие в творчестве Дидро, Винкельмана, Лессинга. Согласно теории Вольтера трагическое зрелище должно вызывать чувство сострадания, заставляя ощущать чужие страдания как свои собственные. Греческая трагедия - это «школа добродетели», которая учит героизму и человечности.
Самым разносторонним представителем культуры французского Просвещения был Дени Дидро (1713-1784). Являясь автором теории просветительского реализма, создателем знаменитой «Энциклопедии искусств, наук и ремесел» (1751-1780), Дидро достойно соединил в себе качества философа, теоретика искусства и художественного критика. Как и классицисты, Дидро понимает художественное творчество как сознательную деятельность, имеющую разумную цель и опирающуюся на общие правила и законы искусства. А главным для искусства он считал его нравственное предназначение. По мнению Дидро, наиболее высокой оценки заслуживает искусство демократическое и пропагандирующее нравственность простых людей, выходцев из неимущих слоев, так как именно это искусство наиболее адекватно выражает гуманистические интересы и идеалы. В своей знаменитой философской повести «Племянник Рамо» (1770) он достаточно убедительно раскрыл диалектику художественного сознания. В процессе его функционирования происходят сложные процессы, противоречивые сочетания, переходы от одного состояния в другое: гармонии в дисгармонию, возвышенного в низменное, целостности в разорванность. «Племянник Рамо» написан в зрелые годы, в тот период, когда Дидро был известным писателем и философом. Данное сочинение построено скорее по законам искусства, а не в русле философского рассуждения. Мысль писателя живет в образной форме, в мельчайших ее особенностях. Повесть Дидро комментировали и цитировали в своих сочинениях Г. Гегель и К. Маркс.
Как было отмечено выше, в Новое время коренным образом меняются представления людей о художественной деятельности, появляются новые критерии прекрасного, обновляются способы художественного творчества, более разнообразными становятся художественные вкусы. Стилевое разнообразие искусства начинает оказывать существенное влияние на состояние жизненной среды западноевропейского общества, включая сферу производства, предметы быта и средства общения. Анализируя стилевые и жанровые особенности искусства Просвещения, следует отметить, что оно использовало как старые формы (барокко), так и новые, созданные в эту эпоху (классицизм).
Классицизм ХVIII-го века тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, с отстаиванием ею идеалов политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости. В произведениях искусства звучат идеи свободы, утверждаются права личности. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением, а тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, народной культурой различных европейских стран. Подобное взаимодействие и взаимовлияние значительно обогатило классицизм, сделало его более свободным от условностей и жестких нормативов. В этот период в европейской культуре звучат имена Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805), Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832), Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), Людвига ван Бетховена (1770-1827), Жака-Луи Давида (1748-1825) и мн. др.
Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental-чувствительный, франц. sentiment-чувство) -, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения.
Концептуально сентиментализм оформился в Англии, в творчестве английского писателя Джеймса Томсона (1700-1748). Именно в его поэтических произведениях отчетливо заявило о себе основное настроение сентиментализма - меланхолическая созерцательность на лоне природы. Между тем, сам термин сентиментализм впервые был введен в литературный обиход английским писателем
Лоренсом Стерном (1713-1768) в его «Сентиментальном путешествии" (1768). Герои произведений сентиментализма, как правило, простолюдины, наделялись всеми возможными добродетелями, которые подавались эмоционально насыщенно и слезливо-участливо. Наиболее законченное выражение сентиментализм получил в Англии, в литературных произведениях Оливера Голдсмита (1728-1774), Тобайаса Смоллетта (1721-1771), Сэмюэла Ричардсона (1689-1761). Именно английская художественная литература первой представила идеологию «третьего сословия», с ее демократическими идеями «переустройства мира», совершенствования «естественных чувств».
Как художественное течение сентиментализм весьма быстро распространился в европейской культуре. В Германии влияние идей сентиментализма испытали участники литературного движения «Буря и натиск» - Гете, Шиллер, Ленц и др. Во Франции сентиментализм достиг подлинно философских вершин в романе Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза» (1761). В России данное художественное течение наиболее ярко представлено в творчестве Михаила Муравьева (1757-1807), Николая Карамзина (1766-1826), Ивана Дмитриева (1760-1837), Василия Капниста (1758-1823), Николая Львова (1751-1804), молодого Василия Жуковского (1783-1852). В произведениях сентименталистов превалируют исповедальные мотивы, сильна дидактическая (нравоучительная) установка, поэтому их излюбленными жанрами стали роман, дневники, путевые заметки, элегия и т.д. Темами и сюжетами произведений, выполненных в стиле сентиментализма, становятся: воспитание взаимоотношений родителей и детей, переживания болезни и выздоровления, смерть и траур по умершему.
В ХIХ веке европейская культура достигает своей зрелости. В большинстве европейских стран утверждается капиталистическая система хозяйствования, основанная на крупном машинном производстве. Новая техника меняет условия труда, которые постепенно становятся все более комфортными. В культуре отмечается рост цивилизационных процессов. Это существенно меняет внешний облик человека и окружающий его предметный мир. Культура становится важной частью общественной жизни. Развитие капитализма в странах Западной Европы первой половины ХIХ века сопровождалось формированием мощного рабочего движения. Англия стала родиной профсоюзов. В этих условиях возник марксизм - учение К.Маркса (1818-1883) и Ф.Энгельса (1820-1895) об общественном развитии - оказал огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы и всего мира. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса в 1864 г. был образован I Интернационал - Международное товарищество рабочих. В 1871 г. рабочие французской столицы на несколько месяцев установили в Париже свою власть. После поражения Парижской Коммуны и роспуска I Интернационала во всех европейских странах стали возникать социал-демократические партии, руководствовавшиеся идеями марксизма. В общественном сознании ХIХ столетия марксизм занял одно из ведущих мест. Вместе с тем, в общественном сознании Европы формируются и иные взгляды. В философии складываются основные идеи позитивизма.
Позитивизм (латин. - positivus- положительный, фактический) - одно из главных направлений, по которому развивается западная философия на протяжении ХIХ-ХХ веков, исходящее из того, что, только используя данные научного опыта, человек способен познать факты и явления жизни. Основоположники позитивизма - французский философ Огюст Конт (1798-1857) и английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903) сформулировали ряд культурно-эстетических теорий, которые оказали серьезное влияние на становление в конце века в Европе и США будущей «массовой культуры».
В западноевропейской культуре второй половины ХIХ в. достойное место занимает иррационалистическая линия в философии, представленная трудами Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900). В своих философских и культурологических сочинениях они: