- подменяли разумное основание мира неразумной, иррациональной, интуитивной волей;
- принижали значение разума и мышления, акцентируя имморальный произвол личности.
Шопенгауэру и Ницше принадлежит авторство т.н. «элитарной концепции» развития культуры. Производителем и потребителем элитарной культуры, с их точки зрения, является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мысли философов, обеспечивает общественный прогресс. Поэтому культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части:
- «людей гения», то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности;
- «людей пользы», то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность.
В культурологической концепции Ф.Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной творческой восприимчивостью.[5]
В сознании европейцев ХIХ века прослеживается стремление быть полезным обществу, а культура приобретает демократические и светские черты. Доминирующая городская культура способствовала не только интенсивному развитию промышленного производства: машиностроения, энергетики, металлургии и пр., но также стимулировала процессы образования и науки. По всей Европе формируется система школьного и профессионального образования, возрастает количество студентов, обучающихся в университетах. Нормой европейской культуры становится стремление повышать свой образовательный уровень. С начала ХIХ в. наука становится востребованной европейским сообществом в полном объеме, данные одного типа знания широко используются для развития другого. Наиболее фундаментальными научными достижениями века являются:
- открытие немецким микробиологом Робертом Кохом (1768-1839) возбудителя туберкулеза (палочка Коха);
- описание английским ботаником Робертом Броуном (1773-1858) ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение);
- создание английским физиком Майклом Фарадеем (1791-1867) учения об электромагнитном поле;
- обоснование английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвином (1809-1882) основных факторов эволюции органического мира от обезьяны к человеку;
- разработка французским микробиологом и иммунологом Луи Пастером (1822-1895) метода профилактической вакцинации против сибирской язвы и других инфекционных заболеваний;
- предсказание английского физика Джеймса Максвелла (1831-1979) существования электромагнитного поля.
Со второй половины ХIХ века меняется социальный статус науки. В Европе появляются государственные научные центры, включавшие в себя научно-исследовательские институты и лаборатории. В практику входит проведение научных конференций, симпозиумов и всемирных выставок (Лондон 1851, Париж 1869), как новых форм международного культурного обмена. Наиболее значительными научно-техническими достижениями этого периода стали:
- 1880 г. - начало применения железобетона в качестве строительного материала;
- 1885 г. - первый рейс автомобиля;
- 1890 г. - К.Э. Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;
- 1895 г. -братья Люмьер изобретают кинематограф;
- 1896 г. - А. Беккерель открывает естественную радиоактивность;
- 1899 г. - появление аспирина и т.д.
В последней четверти ХIХ в. происходит расширение видового состава и технического оснащения художественной культуры. Результатом массовизации производства и достижений научно-технической революции стало возникновение современного дизайна или художественно-проектного творчества, способствующего эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека. Своим появлением данный вид художественно-творческой деятельности обязан, с одной стороны, бурному развитию техники и совершенствованию технологических производственных процессов, с другой - проникновению художественного творчества в новые области деятельности и расширению границ эстетической действительности. Именно эти процессы формировали и новое отношение человека к окружающей его среде, в которой любые технические конструкции и предметы должны были стать носителями гармонии и красоты. Предпосылкой появления киноискусства явилось возникновение в конце ХIХ в. кинематографической техники. В марте 1895 года во Франции, с помощью киноаппарата, братья Люмьер осуществили первый киносеанс. Специфика кинематографического синтеза искусств тесно связана с особенностями кинообраза, включающего в себя пластическое воспроизведение реальных событий с помощью таких выразительных средств, как киноизображение и монтаж.[6]
С небывалой активностью в конце века осуществлялись эксперименты по соединению, синтезу самостоятельных видов искусства. Принципиальным основанием этого процесса в искусстве стало всеохватывающее освоение и преобразование мира. На рубеже веков осуществлялись интенсивные эксперименты по соединению музыки и цвета. Цветовая энергетическая динамика в творчестве Александра Скрябина (1871-1915), Микалюса Чюрлениса(1875-1911) становилась новым конструктивным методом музыкальной композиции. На рубеже ХIХ-ХХ вв. мировая философская мысль начинает проявлять повышенный интерес к музыкальному творчеству. В работах А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Владимира Соловьева (1853-1900) делаются попытки не только сблизить музыку и философию (эта аналогия восходит еще к Платону), но и прямо отождествить музыку с предметом философии, рассматривать эти два явления культуры в их взаимодействии и взаимопонимании. Русские символисты - Андрей Белый (1880-1934), Вячеслав Иванов (1866-1949), Александр Блок (1880-1821) и др.) предписывали «духу музыки» объединяющее для всех видов искусств начало. Музыка понималась ими как жизненная стихия творчества, как «искусство двигательное».
Ампир (франц. empire- империя) - стиль в европейской архитектуре и декоративном искусстве, завершивший эпоху классицизма и наиболее ярко проявивший себя во времена империи Наполеона I (1804-1815). В основу мотивов декора и архитектурных форм стиля ампир легли образцы древнегреческой архаики, древнеегипетской архитектуры, искусства императорского Рима. Разработали ампир в наполеоновскую эпоху французские архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен. Правда, свои идеи они воплотили не в теоретические концепции, а реализовали через издание в Париже в 1801 и 1812 годах альбомов архитектурных и декоративных образцов. Для архитектуры ампира характерны массивные объемы, геометрически правильные формы, великолепный лепной и резной декор, что нашло свое воплощение в дворцовых сооружениях, триумфальных арках, колоннах. Художественные приемы ампира способствовали развитию серийного производства тканей, фарфора, столового серебра.
Романтизм (фр. romantisme) - широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества, начавшееся на рубеже ХVIII-ХIХ вв. и характеризующееся стремлением к возвышенным идеалам, отрицанием действительности, стремлением создать совершенный мир. Романтизм, зародившись в Германии, распространился по всему миру, был национально многолик, сложен, внутренне противоречив и неоднороден. Просуществовав до 40-х годов XIX в., он затем не раз возрождался в разнообразных неоромантических формах. В начале ХIХ в. в Европе существовали:
- романтическое искусство (Джордж Байрон (1788-1824), Виктор Гюго (1802-1885), Василий Жуковский (1783-1852);
- романтическая философия и эстетика (братья Август и Фридрих Шлеге-ли, Фридрих Шеллинг (1775-1854), Серен Кьеркегор (1813-1855);
- романтические политико-экономические концепции (речь идет о взглядах представителей европейского утопического социализма и русских народников).
Романтизм нашел свое выражение не только в сфере идеологии, но и в области общественной психологии, выступая как определенное мироощущение и мировосприятие эпохи. Он создавал новое представление о богатстве и неисчерпаемости духовного мира человека. Романтизм постулировал неприятие действительности, политическую индифферентность, мистицизм, меланхолию, внимание к внутренней жизни личности. Романтизм - это мощное художественное направление, в основе которого лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Сутью романтического мировосприятия является признание драматически неразрешимого противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею, а подчас и вообще нереализуемым. В романтизме главное - не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества. Для романтизма как художественного стиля характерно противопоставление классицистскому «подражанию природе» творческой активности художника, с его правом на преображение реального мира. Романтизм стимулирует отрицание нормативности в создании произведений искусства и выступает за обновление художественных форм. Художник, с помощью таланта и вдохновения, создает именно свой особый мир, более прекрасный, чем реальный. Понимая искусство как высшую реальность, романтизм стимулирует ассоциативность художественного мышления и взаимопроникновение различных видов и жанров искусства. Произведения романтиков наполнены чувствами восторга и разочарования, воодушевления и отчаяния. Эти душевные колебания создавали ощущение непостижимости действительности, вечной загадки мира, признание невозможности его полного духовного познания. Гетерогенность романтического стиля породила неустойчивость всей художественной системы в целом. Романтическая эпоха - это время небывалого расцвета: