Смекни!
smekni.com

История и теория культуры (стр. 13 из 14)

Карамзин Н.М. История государства Российского.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2003.

Ключевский В.О. Курс русской истории//Соч.: в 9 т. М., 1987. Т.1. С.83–84.

Кондаков И.В. введение в историю русской культуры. М., 1994.

Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990. Кн. 1-2.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.

Струве Н. Православие и культура. М., 1992.

Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х т. СПб., 1991 – 1992.

Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

Фроянов И.Я. Октябрь семнадцатого. М., 2002.

Щербина В.В. Распад культуры и сценарий возможного развития России/ Личность. Культура. Общество. 2000. Т.II. Вып.2(3). С.10 – 28.

Тема 19. Донская культура

1. Исторические корни Донской культуры.

2. Формирование культурных традиций Дона.

3. Памятники истории культуры Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Один из аспектов проблемы состояния Донской культуры предполагает сегодня изучение её корней в пределах Подонья периода VI-II вв. до н.э. Культуру Подонья этого периода целесообразно рассматривать на примере культуры савроматов и ранних сарматов. Археологами и историками установлено, что ранние сарматы и савроматы являются, по существу, современниками скифов. Следовательно, и тех, и других можно рассматривать в контексте культуры эпохи раннего железного века на основе анализа сообщений греческих и римских историков, географов и писателей.

Географическое положение земель, заселенных сарматами и савроматами, в частности, факт пересечения миграционных путей кочевых племен наложил определенный отпечаток на все сферы духовной и материальной культуры народов, живших на территории Нижнего Дона. При изучении рассматриваемого вопроса важно учитывать границы расселения различных племен, их локализацию на территории Дона в различные периоды их пребывания.

Культурные традиции Дона были заложены донским казачеством, которое возникло из беглых российских крестьян и станичников. Они пришли на Дон, чтобы жить свободно и защищать эту свободу, В сущности, это была первая российская «эмиграция» – эмиграция крестьянская, бережно хранившая любовь к труду земледельца и к матушке России. За более чем 400-летнюю историю донского казачества – она, по справедливой мысли В.Г. Белинского, «побочная река, впадающая в большую реку русской жизни» – сложилась его богатая духовная культура. Она имеет большую эстетическую, историко-литературную и познавательную ценность как высокохудожественный памятник русской культуры и свидетельство важнейших событий в жизни казачества. Многообразны жанры донского фольклора, представленные поэтическими традициями: былины, эпические песни о птицах и зверях, исторические песни о Ермаке, Разине, Пугачеве, песни обрядовые, бытовые, плясовые, пословицы, поговорки и т.д.

Донская земля взрастила многие дарования в различных сферах искусства, которые стали затем гордостью отечественной культуры. Так, художники В. Часовников, М. Греков и др. талантливо передали красоту родного края, сильные и яркие характеры его жителей, трагизм народа в годы гражданской войны.

Драматические театры Ростова, Таганрога и Новочеркасска содействовали расцвету дарования В. Коммисаржевской, Ю. Завадского, В. Марецкой, Р. Плятта, Ф. Раневской и др.

Композиторы С.В. Рахманинов, М. Гнесин, Д. Покрас и др. обогатили русскую музыку новыми жанрами, темами и мелодиями, способствовали выявлению молодых дарований.

Богата история литературы Дона. На Донской земле жили и работали А.П. Чехов, К.М. Станюкович. Н.В. Кукольник и др. От донской истории неотделимы творческие биографии А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, М. Горького, С.А. Есенина и др.

Памятники истории культуры, оставшиеся на донской земле, связаны с этапными событиями в развитии науки, искусства, просвещения и иных сфер культуры.


Список литературы ко всем темам

Учебные пособия:

1. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

3. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2003.

4. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб, 1997.

5. Кравченко А.И. Культурология. М., 2000.

6. Культурология/Под науч. Ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1998.

7. Культурология: История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. Под ред. Марковой А.Н. М., 1995.

8. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов/Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М., 2002.

9. Левяш И.Я. Культурология. Курс лекций. Мн., 1998.

10. Малюга Ю.Я. Культурология. М., 1998.

11. Мировая художественная культура: учеб. пособ./Колл. авт. Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев и др.; Под ред. Б.А. Эренгросс. М., 2001.

12. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., 1997.

13. Поликарпов В.С. Золотой век в истории мировой культуры. Ростов-на-Дону, 2000.

14. Радугин А.А. Культурология. М., 1996.

15. Силичев Д.А. Культурология. М., 2000.

Дополнительная литература

1. Бердяев Н.А. Новое средневековье. М., 1991.

2. Вебер А. Германия и кризис европейской культуры./Культурология. XX век. М., 1995.

3. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб., 1994.

4. Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? М., 2002.

5. Зотов А.Ф. Новый тип глобальной цивилизации. // Полис, 1993, №4.

6. Мировая художественная культура. М., 2000.

7. Назартян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического процесса). М., 1996.

8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 1991.

9. Поликарпов В.С. Горизонты третьего передела мира. СПб., 1997.

10. Культурология/Под науч. Ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 1998.

11. Сумерки богов. М., 1989.

12. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

13. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

14. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. О языке архитектуры, скульптуры, живописи. К., 1989.

15. Вёрман К. История искусства всех времен и народов. В 2-х т. М., 2000.

16. Гусев Г.М. Странствия Великой Мечты. М., 1987.

17. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

18. Сорокин П.А. Человек. Цивилизации. Общество. М., 1992.

19. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994.

21. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

22. Кэндо Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитии/ Личность. Культура. Общество. 2000. Т.II. Вып.2(3). С.244 – 265.

23. Человек и общество (Культурология). Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, 1996.

24. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.


Список контрольных вопросов

1 модуль

Раскройте этимологию слова «культура».

Назовите основные подходы в определении культуры.

Назовите основные функции культуры.

Соотнесите понятия «архетип» и «менталитет».

Назовите основные социальные институты культуры.

Первобытная культура

Генезис культуры. Значение докультурного этапа становления человечества.

Анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, ритуал.

Мифология как универсальная форма духовной жизни первобытного общества.

Культура древних цивилизаций

Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.

Сакрализация власти фараона. Теократия и заупокойный культ.

Культурное наследие Месопотамии в истории человечества.

Искусство Двуречья.

Основные черты и система ценностей индо-буддийской культуры.

Искусство, архитектура и литература Древней Индии.

Ритуал, этика и церемонии в Древнем Китае.

Своеобразие древнекитайского искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи.

Культура античной Греции

Генезис и основные этапы развития античной культуры.

Древнегреческий полис и его особенности.

Основные черты культурного мировоззрения Древней Греции. Причины и механизмы перехода от мифа к логосу в культурном процессе.

Особенности художественной культуры Древней Греции.

2 модуль

Понятие социальной статики.

Понятие социальной динамики.

Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

Концепция О. Шпенглера.

Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби.

Концепция П.А. Сорокина.

Концепция осевого времени К. Ясперса.

Концепция З. Фрейда.

Концепция марксизма.

Информационная концепция культуры А. Моля.

11. Культура эпохи Средневековья.

Истоки европейской культуры – античность и варварство, христианство и язычество.

Вклад христианства в формирование средневекового мировоззрения. Теоцентризм как основная черта культуры.

Особенности художественной культуры средневековья: романский и готический стили.

Философская и научная мысль средневековья.

12. Культура эпохи Возрождения

Возрождение как качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Проблема периодизации.

Антропоцентризм и гуманизм как этический и эстетический идеал Ренессанса.

Основные черты художественной культуры эпохи Возрождения.

Специфика и особенности Северного Возрождения.

13. Культура эпохи Реформации и Нового времени

Генезис и основные черты учения протестантизма. Протестантская мораль и становление личности нового типа.

Основные условия и предпосылки социокультурной революции XVII в. Механическая картина мира и ее роль в формировании нового общекультурного мировоззрения.

Воздействие науки и философии на эстетическую теорию и художественную практику. Барокко и классицизм.

14. Культура эпохи Просвещения.

Истоки Просвещения и завершение перехода к современной европейской культуре.

Национально-культурные особенности европейского просвещения.

Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру XVIII в.

Основные направления и стили искусства Просвещения.

3 модуль