Смекни!
smekni.com

История и теория культуры (стр. 3 из 14)

Чем отличается частнонаучный подход в понимании культуры от общенаучного?

В чем состоит различие между культурой и цивилизацией, цивилизацией и формацией?

Рекомендуемая литература

Баткин Л.М. Два способа изучать культуру//Вопросы философии. 1986. №12.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходах//Общественные науки и современность. 1996. №1.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 2001.

Новикова Л.И. Понятие цивилизации и его познавательные функции//Философия и культура. М. ,1987.

Тема 3. Сущностные аспекты культуры

1. Онтологический статус бытия культуры.

2. Социальные институты культуры.

3. Полифункциональность культуры.

Приступая к изучению данной темы, необходимо уяснить основные формы бытия культуры, которые можно свести к следующим основным типам: культура и природа, культура и человек, культура и общество. Решая проблему соотношения природы и культуры, обратите внимание на то, что на всем протяжении становления и развития культурологической мысли имели место разные тенденции в противопоставлении «естественного» и «искусственного». Так, например, софисты и киники в античное время отдавали предпочтение природному состоянию человека и видели лишь отрицательные последствия культуры. Главную цель воспитания они усматривали в том, чтобы помочь человеку вернуться к природе. В эпоху средневековья религиозные воззрения подчеркивали дуализм между человеческим и природным, сознательным и стихийным, но переносили эту противоположность в метафизические основы вселенского бытия. В XVII – XVIII вв. противопоставление природного и надприродного (Г. Гоббс, Д. Юм, Ж.-Ж. Руссо) привело к тому, что начинают складываться представления о человеке как существе, совмещающем в себе как природное, так и искусственное, а общество есть надприродное образование, дополняющее природный мир. По мнению основоположников марксизма, культура, если она развивается стихийно, может оставить после себя пустыню.

Венский психиатр З. Фрейд утверждал, что культура создана человеком для защиты себя от природы. Точка зрения о неразрывной связи между культурой и природой имеет место в учении выдающегося российского естествоиспытателя и мыслителя В.И.Вернадского. С этими и другими подходами к соотношению природы и культуры необходимо ознакомиться при рассмотрении данного вопроса.

Параллельно с процессом преобразования человеком природы идет есто процесс культурного развития самого человека. Потребности и умение производить орудия труда связаны с дальнейшим совершенствованием технологии производства и трудовых навыков, что породило потребности в познании. Сформировавшаяся в процессе общественной практики система культурных ценностей и потребностей в творчестве, красоте, общении и выработанные соответствующие им способности составляют культурное начало в человеке, позволившее ему выделиться из мира животных. Соотношение в человеке природного и культурного породило в науке проблему, над которой вам стоит задуматься. Для того чтобы более подробно разобраться в ней, следует обратить внимание на постановку названного вопроса в учениях Платона и Аристотеля, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Ницше, З. Фрейда и других.

Рассматривая вопрос о соотношении культуры и общества, обратите внимание на то, что культура возникает вместе с обществом, и в данном случае она социальна в той же мере, в какой общество есть культурный феномен. Особенность социальной системы определяется ее культурной основой, то есть сложившимися в обществе моральными нормами, традициями и обычаями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом и пр.

Приступая к изучению вопроса о социальных институтах культуры, обратите внимание на понятие «социальный институт». Социальные институты организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере. Социологи утверждают, что социальный институт характеризуется формализацией и стандартизацией общественных отношений. Это касается и культуры. В зависимости от степени дифференциации общественной жизни, соотношение социальных институтов, поддерживающих и распространяющих культуру, менялось. Тем не менее в разные эпохи выделялись следующие социальные институты, поддерживающие и распространяющие культуру. К ним относят: государственный, подчиненный централизованному аппарату власти; церковный, опирающийся на поддержку религии; меценатский, при котором материально состоятельные люди поддерживают творцов элементов культуры; ремесленный, когда предметы материальной и духовной культуры изготавливаются на заказ или продажу на рынке. Особым институтом культуры является праздник, выступающий как событие торжественного характера, проводимое в свободное от работы время.

Помимо названных институтов культуры в самой культуре существуют структуры ее самообеспечения. Они содержат некоторые общие элементы. Среди них можно выделить такие, как 1) творцы элементов культуры (писатели, композиторы, ученые); 2) потребители культуры (люди, для которых предназначено культурное творчество); 3) люди, являющиеся посредниками между потребителями и творцами (продюсеры, менеджеры, издатели).

Выполняя свои функциональные роли, некоторые социальные институты порождают ряд культурных учреждений и организаций, которые можно сгруппировать следующим образом: организации, осуществляющие духовное производство (издательства, киностудии, театры, кружки, творческие объединения, коллективы); организации, планирующие культурную деятельность (правительственные организации культуры, творческие союзы и т.д.); организации, осуществляющие распространение культуры (кинотеатры, лектории, концертные и гастрольные объединения и др.). Нужно иметь в виду, что в последнее время возникают такие учреждения культуры, которые одновременно производят и распространяют культурные ценности. Это учреждения, связанные с индустрией культуры и шоу-бизнесом.

Приступая к изучению третьего вопроса данной темы, обратите внимание на то, что культура, как социальный феномен должна выполнять определенные социальные функции, чтобы обеспечить не только само существование человека, но все формы его самореализации, как биологические, так социальные и духовные. Поэтому осмысление феномена культуры связано с попытками классифицировать те роли, которые она играет в обществе. При рассмотрении данного вопроса постарайтесь применить системный подход, ибо простым методом перечисления невозможно охватить многообразие ее социальных ролей. Выдающийся немецкий философ Г. Гегель считал, что социальная роль культуры выражается в образовании человека. Она ведет его от незнания к знанию. А немецкий просветитель Я. Аделунг утверждал, что культура увеличивает роль сознания и разума, смягчает нравы, воспитывает вкус. По мнению российского культуролога Б.С. Ерасова, культура выступает важным фактором регуляции хозяйственной деятельности, социальных отношений, политики, без которых она не может полноценно функционировать.

Используя системный подход, можно сказать, что культура как социальный феномен выполняет такие функции, как познавательно-преобразующая, которая связана с потребностью обеспечения человеком своего биологического существования, однако в процессе взаимодействия с природой у людей формируются потребности надбиологического порядка – духовные потребности, в том числе и потребность в творчестве. В результате чего в процессе преобразования природы человек начинает преобразовывать себя самого. Помимо этого процесс становления человека не мыслим без его познавательной деятельности. Процесс познания мира связан с определенными формами мировоззрения, в которых отражались представления человека об окружающей действительности. К таким формам можно отнести мифологическое, теологическое и рациональное мировоззрение.

По мере усложнения мира культуры формируются вспомогательные функции, такие как защитная функция, (ограждение человека от неблагоприятных условий воздействия окружающей среды); проективная функция (обеспечение психологической и эмоциональной защиты и разрядки через систему социокультурных институтов – семья, церковь и т.д.); нормативная функция (воспроизведение неких социальных норм, по которым живут люди).

Культура выполняет трансляционно-коммуникативную функцию (представляет собой передачу во времени и пространстве социокультурного опыта, обеспечивает преемственность и развитие мира культуры). Важно отметить два аспекта этой функции; общение, коммуникация, трансляция социокультурной информации, а также социализация культурного процесса. Специфически культурной формой общения является коммуникация, т.е. обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно и принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами. Трансляция же социокультурной информации существует в форме социальной памяти и различных типов и видов социализации индивидов.

Семиотическая функция культуры тесно связана с коммуникативной. Коммуникация предполагает наличие средств кодирования, хранения и распространения информации. Такую функцию в культуре выполняет знак.

В культуре знак определяется как материально-чувственно-воспринимаемый предмет, указывающий на другой предмет. Связь между предметом и знаком опосредована культурой.

Игровая функция культуры. Игра представляет собой особую форму культурной деятельности, оказывающей влияние на многие стороны социальной регуляции. Исходя из понимания игры как свободного творчества, Ф. Шиллер возводил к ней эстетическую деятельность. Голландский культуролог Й. Хейзинга усматривал в игре наиболее полное проявление человеческой сущности. Элементы игры используются в таких важных социальных сферах, как политика, религия, образование, художественная культура. К тому же в каждой культуре формируется собственные игровые сферы.