На данном этапе развития культуры новым явлением стало первобытное искусство, которое способствовало закреплению и передаче знаний, умений, навыков, служило средством общения между людьми, регулировало и направляло социальные процессы в обществе, выступало средством формирования духовного мира человека. При этом первобытное искусство не составляло автономной области в сфере деятельности человека, творчество было неразрывно связано со всеми существовавшими формами культуры, что образовывало синкретизм. Рассматривая первобытное искусство, необходимо показать не только его синкретичность, но и жанры первобытного искусства (каменная скульптура, наскальная живопись и др.).
Вопросы для самоконтроля
Чем вызвано появление культуры? В чем её предназначение?
Назовите и дайте характеристику концепциям культурогенеза.
Дайте периодизацию первобытной культуры.
В чем значение неолитической революции?
Перечислите и охарактеризуйте ранние формы религиозных верований.
В чем проявляется синкретизм первобытной культуры?
Какие достижения первобытного искусства вам известны?
Рекомендуемая литература
Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.
Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
История первобытного общества. М., 1982.
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.
Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М., 1980.
Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 20-е изд. Т.20.
Тема 7. Культура древних цивилизаций
1. Культура Древнего Египта и Месопотамии
2. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.
3. Сакрализация власти фараона. Теократия и заупокойный культ.
4. Культурное наследие Месопотамии в истории человечества.
Новый шаг в развитии культуры сделали великие цивилизации Древнего Востока – Египет и Месопотамия.
При изучении культуры Древнего Египта необходимо указать то, что данная культура носила религиозный характер, кроме того, ей присуща деспотическая форма правления, то есть сосредоточение власти в руках одного человека – фараона, почитаемого наследником Бога на земле. Характерно деление мира на земной и загробный, который представляет собой улучшенный вариант земного мира, в связи с чем, земная жизнь человека являлась лишь подготовкой к будущей загробной жизни, но она была предопределена богами.
Рассматривая культуру Древнего Египта, нельзя не упомянуть о достижениях искусства: архитектуре, скульптуре, литературе, живописи.
Древнеегипетская цивилизация прошла все закономерные стадии развития: от возникновения к расцвету и упадку. Но все завоевания древнеегипетской культуры имели непреходящее значение для дальнейшего поступательного развития человеческой культуры.
Одновременно и параллельно с цивилизацией Египта в междуречье Тигра и Евфрата (Месопотамия) возникли и развивались центры других древнейших культур: Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии. Однако поскольку в культурном плане между ними много сходства, то часто ученые описывают три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. Говоря о культуре Месопотамии, необходимо отметить, что именно в эту культурную эпоху произошел революционный переворот в истории человечества – от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Не менее значимым достижением шумеро-аккадской культуры было усовершенствование письменности.
Культурное наследство древних народов Месопотамии было использовано и переработано в эпоху создания значительно более высокой цивилизации и имело непреходящее значение для дальнейшего развития мировой культуры.
Вопросы для самоконтроля
Дайте периодизацию древнеегипетской культуры.
Какие изобретения были сделаны древними египтянами?
Назовите отличительные черты египетского изобразительного искусства.
Какой вклад внесла культура Месопотамии в развитие мировой культуры?
Рекомендуемая литература
Древние цивилизации. М., 1989.
Замарский В. Их величества пирамиды. М., 1986.
История Древнего Востока. М., 1983.
Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. М., 1976.
Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1991.
Культура Древнего Египта. М., 1976.
Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. М., 1990.
Культура Древней Индии и Древнего Китая
Основные черты и система ценностей индо-буддийской культуры.
Искусство, архитектура и литература Древней Индии.
Ритуал, этика и церемонии в Древнем Китае.
Своеобразие китайского искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи.
Индия и Китай – самые древние из существующих ныне цивилизаций, имеющие много общего с культурой Древнего Египта и Месопотамии: традиционализм, ритуальность, каноничность, тесную связь культуры с религиозно-философскими взглядами.
Рассматривая культуру Древней Индии, необходимо отметить, что в Индии представлены все основные религии мира, что характеризует довольно сложное идейное и социальное устройство индийского общества и неизбежно влияет на многообразие индийской культуры. Кроме того, индийские религии создали в искусстве неповторимую атмосферу движения, мерцания жизни, способствовали укреплению принципа незавершенности. Самобытность индийского искусства заключается в своеобразии мышления – религиозного и художественного. Не менее яркими являются музыка, литература, театр, танец.
В отличие от других восточных культур, китайская культура является более рациональной и прагматичной. Развитие духовной культуры Древнего Китая представляет собой длительный процесс формирования родового мифологического сознания, а впоследствии религиозного мировоззрения и первых философских концепций. При этом необходимо отметить, что в культуре Китая большую роль играли два философско-религиозных учения – конфуцианство и даосизм.
При рассмотрении ритуала, этики и церемонии в Древнем Китае, целесообразно воспользоваться работами китаеведа и культуролога, профессора Тамкангского университета В.В. Малявина.
Изучая культуру Древнего Китая, следует обратить внимание на литературу, изобразительное искусство, театр, декоративно-прикладное искусство.
Вопросы для самоконтроля
Назовите религиозно-философские системы Древней Индии.
Каковы основные черты культуры Древней Индии?
Каковы особенности менталитета древних китайцев?
В чем заключается своеобразие китайского искусства?
Какие изобретения и открытия были сделаны в Древнем Китае?
Рекомендуемая литература
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1980.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.
Гусева Н.Р. Индия: тысячелетия и современность. М., 1971.
Древние цивилизации. М., 1989.
Искусство управления/Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. М., 2003.
Китайская цивилизация./Под ред. В.В.Малявина, М., 2000.
Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1965.
Культура Древней Индии. М., 1975.
Мифы Древней Индии. Литературное изложение В.Г. Эрмана и Э.Н. Темкина. М., 1975.
Тема 8. Культура Древней Греции
1. Генезис и основные этапы развития культуры Древней Греции.
2. Древнегреческий полис и его особенности.
3. Основные черты культурного мировоззрения Древней Греции.
4. Особенности художественной культуры Древней Греции.
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Однако особую роль исследователи отводят античной (греческой) культуре, чьи литература, искусство и философия стали отправной точкой в развитии всей последующей (европейской) культуры, оказали большое влияние на другие культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы – меру всех вещей.
При изучении культуры Древней Греции главным источником для исследователей являются философские и литературные тексты, археологические памятники, уцелевшие архитектурные комплексы. Очень важно при этом ознакомление с научной разработкой истории культуры античной Греции. Особый интерес в этом плане представляют исследования XX в. (работы А. Бонара, Ж.-П. Вернана, А.Ф. Лосева. Ф.Х. Кессиди). В целом для античной культуры характерен рациональный (теоретичный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика, индивидуальное своеобразие в решении тех или иных проблем. Этим Древняя Греция отличалась от Востока, где развитие культуры протекало, в основном, в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, увековечивания традиций.
Историю Древней Греции принято подразделять на следующие периоды, которые одновременно являются и культурными: крито-микенский (III – II тыс. до н.э.), гомеровский (XI – IX вв. до н.э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н.э.), эллинистический (вторая половина IV – середина I в. до н.э.).
У истоков греческой культуры стоят Крит и Микены, чью культуру еще нельзя считать водоразделом между древним Востоком и Западом. Более того, характерная для этой эпохи (2 тыс. до н.э.) так называемая «дворцовая» культура сближает ее с восточными прототипами: наблюдается та же централизация хозяйственной, религиозной и военно-политической жизни, что и в культуре Египта, наличие жреческого сословия и мощной бюрократии, где ключевой выступает фигура писца и пирамиду власти венчает царь-жрец. Преобладает хтоническая религиозность (религия земли и плодородия), хотя известны имена греческих богов, позднее вошедших в семью олимпийцев, которые олицетворяют другие силы.