Крушение централизованных систем Крита и Микен развязало руки родовой знати – басилеям в их борьбе за славу, доблесть и богатство. Подвиги греческих героев-аристократов воспевались в поэме Гомера «Илиада», возвращение самого «интеллектуального» греческого героя Одиссея домой, на Итаку – в «Одиссее».
Своеобразие гомеровской эпохи (XI-IX вв. до н.э.) состоит в том, что основной вектор развития культуры направлен не на родовые, а на индивидуальные личностные нормы культуры. Поведение героев Гомера резко индивидуализировано, основная ценность – воинская доблесть («арете»), ее достижение регламентируется «героическим кодексом», приводит к славе, вслед за которой идет чествование – соответствующее положение в обществе и сопутствующее ему богатство. Основной формой общественного контроля выступает «культура стыда» – непосредственно осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы. Формируется рациональная ориентация поведения, его обоснование и соответствующе самосознание. Боги расцениваются как часть природы, человек, поклоняясь богам, может и должен строить с ними отношения рационально. Гомеровская эпоха демонстрирует состязательность («агон») как норму культуротворчества и закладывает агональный фундамент всей европейской культуры.
Последующая, архаическая эпоха (VIII – VI в. до н.э.) демонстрирует результат нового типа общественных связей – закон («номос») как безличную правовую норму, равнообязательную для всех, формируется полис (город-государство), в котором каждый полноправный гражданин – собственник и политик, выражающий частные интересы через поддержание общественных. Равное положение граждан перед законом вводит механизм ограничения в агональную культуру: на первый план выдвигаются мирные добродетели («справедливость», «рассудительность», «благочестие»), а необходимость поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социального творчества. Боги охраняют и поддерживают новый социальный и природный порядок (келюс), в котором отношения регулируются принципами космической компенсации и меры, подлежат рациональному осмыслению в различных натурфилософских системах.
Эпоха классики (V в. до н.э.) – кратковременный взлет греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке. Эпоха подготовлена накопленным эффектом самосознания (победа греков над персами, осознание преимуществ закона перед произволом и деспотизмом), формируется представление о человеке как самостоятельной (автаркичной) личности, закон приобретает характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению. Воспеваются достижения человека, общественная жизнь служит саморазвитию (эпоха Перикла). В то же время начинают осознаваться проблема человеческой индивидуальности (полемика софистов и Сократа), перед греками открывается бездна проблемы бессознательного (иррационального), которую классическая культура Греции пытается компенсировать рациональной системой обоснования онтологической безопасности (Платон, Аристотель). Проблемы атараксии (невозмутимость души) и личного спасения – последнее «прости», послание древней Греции Европе в эпоху эллинизма, ликвидировавшего самостоятельность греческих полисов.
Вопросы для самоконтроля:
Назовите периоды развития культуры Древней Греции и дайте их характеристику.
Что такое древнегреческий полис?
Перечислите и охарактеризуйте основные черты древнегреческой культуры.
Рекомендуемая литература
Античность как тип культуры. М., 1988.
Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1990.
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1978.
Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995.
Ивлиев В.А. Античность. Таганрог, 2000.
Мировая художественная культура. М., 2000.
Ривкин Б.И. Античное искусство. М., 2000.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Тема 9. Культура эпохи Средневековья
1. Истоки европейской культуры – античность и варварство, христианство и язычество.
2. Вклад христианства в формирование средневекового мировоззрения. Теоцентризм как основная черта культуры.
3. Особенности художественной культуры Средневековья: романский и готический стили.
4. Философская и научная мысль Средневековья.
Византийская империя возникает в IV в. при распаде Римской империи и существует до 1453 года. В отличие от западно-европейской, византийская культура не испытала значительного влияния варваров. Напротив, последние, в первую очередь славяне, активно перенимали и усваивали византийские культурные нормы. Религия с самого начала оформилась как христианская: всякая значительная мысль выражалась в образах христианской мифологии, когда Библия и труды «отцов церкви» играли роль абсолютно авторитетного источника. Характерно христианское мироотношение к земной жизни: пренебрежение земными благами (по крайней мере, декларируемое), рассмотрение в качестве основной задачи человеческой жизни подготовку к смерти и переходу в вечность. Высшие ценности (в соответствии с христианским каноном) – смирение и благочестие, ощущение собственной греховности и аскетизм.
Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные корни. В социальных выражаются потребности мировоззренческого освоения и обеспечения нарождающейся новой реальности – феодальных отношений, требующих во многом нового понимания и реализации личной свободы. Если в языческой античности свобода и гражданство взаимообуславливали друг друга, то феодализм предполагал свободу человека как отказ от гражданства, поглощающего личность, а также рабства, сковывавшего развитие производства.
Христианство в значительной мере было подготовлено греко-римской языческой духовной культурой. В ней появляются имеющие принципиальное значение для христианства идеи Бога как бесконечно чистого духа, связи человеческой души с Божеством, внутренней свободы человеческой личности в ее отношении к внешнему миру, его противоположности миру духа, потребности в искуплении, наконец, идея Логоса как посредника между богом и людьми.
В становлении христианства сыграли большую роль религиозные тенденции позднего эллинизма – синкретизм (взаимное проникновение) различных верований, в частности, восточных мифов о страдающем, умирающем и воскресающем боге; сближение всех религий, усиление идеи единобожия; индивидуализация религии как личного дела человека; необходимость чуда, сверхъестественной помощи для избавления от греховности земной жизни, враждебной человеку; личностное понимание абсолюта.
Как мировая религия, христианство представляет собой соединение веры, культа, этики и социальной организации. Основные идеи христианства – греховность человеческого рода; спасение, необходимое каждому человеку; искупление грехов перед богом, сострадание.
В христианстве религией становится всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям в их сыновности божьей, равенство людей перед богом. Христианство явилось удачным ответом на потребности масс в положительном идеале. Оно ставило перед людьми новую цель, соединяя надежду на личное бессмертие с надеждой на всеобщее спасение и обновление в ожидаемом царстве божьем, обосновывало идею братства людей, равных в грехе и искуплении, санкционировало разрыв верующих с враждебным им земным миром.
Христианство во многом отличается, часто до противоположности, от античного язычества. Для христианства характерны: ориентация на внутренний мир человека (античность – на внешний); вера в чудо, авторитет (разум); греховность земной жизни (радость земного бытия); приоритет духовного над телесным (культ телесного бытия); смирение человека (активность); аскетизм (полнота жизни); установка на улучшение человека (помощь)) и др. Последнее является важной особенностью Христианства как выраженной нравственной религии, имеющей установку на духовное совершенствование человека с целью пробудить стремление к единению о богом и, тем самый, обрести лучшую жизнь.
Став мировой религией, христианство проповедовало смирение перед государственной властью, хотя и пыталось стать выше ее, обнаружило нетерпимость в отношении античного свободомыслия и гуманизма и в этом смысле нанесло удар по античной культуре.
Вместе с тем христианство высветило роль духовной жизни человека, внесло в мировоззренческий хаос народов наступающего средневековья начало внутреннего, религиозного единства, духовной общности, тем самым способствовало созданию во многом всеобъемлющей европейской культуры.
Рассматривая средневековую культуру, обратите внимание на арабо-мусульманскую культуру раннего средневековья, которая сложилась в VII – Х вв. в процессе взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы.
Наивысший расцвет арабской культуры наблюдается в IX–Х вв., когда она обогащает своими достижениями многие народы, в том числе и средневековой Европы. В середине X в., после распада халифата, роль арабской культуры в общем развитии падает. В последующем усилия деятелей культуры направлены на систематизацию и детализацию достижений эпохи расцвета.
Европейская средневековая культура имеет два источника: романский (римский) и германский (франки, англы, саксы). Формирование средневековой культуры и государственности происходило при активном вторжении германских племен в пределы разрушающейся Римской империи, которое расценивается исследователями как «германское вторжение». Вторгшиеся прежде всего в пределы Галлии германские племена несли свои обычаи, учреждения, нравы, духовную культуру, но, оседая на землях империи, они не могли оказаться вне влияния древней культуры, хотя большая часть которой, как показывает исторический опыт, оказалась длительное время (включая до XIV в.) невостребованной.