Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Таганрогский государственный радиотехнический университет
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по курсу «Культурология»
Для студентов всех специальностей
Таганрог 2003
ББК 87.66я73
Рецензент
Титаренко И.Н., кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии Таганрогского государственного радиотехнического университета.
Ороев Н.А., Папченко Е.В. Методические рекомендации по курсу «Культурология». Для студентов всех специальностей. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. 60 с.
В данном пособии определяется круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу «Культурология» в соответствии с требованиями государственного стандарта РФ.
Введение
С целью упорядочения системы контроля и оценки знаний студентов и максимальной реализации государственного образовательного стандарта в ТРТУ с 1994 г. введена система РИТМ, предусматривающая следующие виды контроля усвоения знаний студентами: промежуточный рейтинг-контроль, рубежный рейтинг-контроль (зачет) и итоговый рейтинг-контроль (экзамен), направленные на стимулирование учебной работы студентов над изучаемым материалом, способствующей усвоению знаний и обеспечивающей функционирование оперативной обратной связи в процессе обучения.
Степень усвоения материала по курсу «Культурология» оценивается по пятибалльной системе:
5 баллов
Знание основных идей, концепций. Умение обосновать ту или иную концепцию. Знание категориального аппарата.
4 балла
Знание основных идей, концепций. Знание категориального аппарата.
3 балла
Поверхностное знание основных идей и категориального аппарата.
2 балла
Отсутствие знаний идей и полное отсутствие знаний категориального аппарата.
Курс «Культурология» изучается 1 семестр, включающий 2 промежуточных рейтинг-контроля и итоговый контроль – экзамен. На изучение выделяется 112 часов, из которых: лекции – 60 часов, практические занятия – 18 часов, индивидуальные занятия – 18 часов, самостоятельная работа – 40 часов.
Промежуточный рейтинг по лекционно-практическим занятиям на каждом этапе обучения определяется следующим образом:
Количество возможных баллов за один модуль:
практические занятия – 0–15 баллов;
рейтинг – 0–20 баллов;
поощрительный рейтинг – 2 балла (поощрительный рейтинг могут получить студенты, проявившие творческий подход к изучению курса «Культурология». На него могут претендовать студенты, выступавшие с докладами на студенческих конференциях, участвовавшие в выставках или конкурсах студенческих научных работ по тематике, связанной с предметом, а также студенты, выполнявшие нестандартные задания, и проявившие особую активность при проведении всех видов занятий по курсу «Культурология»).
Итого: 20–25 баллов – удовлетворительно, 26-30 баллов – хорошо, 31-37 баллов – отлично.
Таким образом, учитывая, что семестр состоит из трех модулей, в целом за семестр при суммарных значениях промежуточного рейтинга и рейтинга по результатам экзамена итоговая оценка по курсу «Культурология» выставляется следующим образом:
Отлично | 91 – 112 баллов; |
Хорошо | 76 – 90 баллов; |
Удовлетворительно | 60 – 75 баллов; |
Неудовлетворительно | менее 60 баллов. |
Формы контроля знаний по курсу «Культурология»
№ | Формы контроля | Количество баллов |
1. Работа на семинарских занятиях: | ||
1 | Выступление на семинарских занятиях | 1-3 |
2 | Реферат (с защитой) | 1-3 |
3 | Рецензирование студентом реферата | 2-3 |
4 | Ответы на тесты | 1-2 |
5 | Контрольные работы на занятии | 2 |
Итого (количество возможных баллов за одно семинарское занятие): | 5 | |
2. Поощрительный рейтинг | ||
6 | Выступление с докладом на студенческой конференции | 6 |
7 | Анализ текста по первоисточнику | 2 |
8 | Конспектирование журнальной статьи | 2 |
9 | Рецензирование монографии | 2 |
10 | Выполнение индивидуального задания повышенной трудности | 2 |
I. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. Предмет, структура и метод культурологии
1. У истоков культурологии.
2. Возникновение культурологи и становление ее предмета.
3. Основные методы и подходы к изучению культуры.
Приступая к изучению данных вопросов, следует иметь в виду, что культурология является одной из социально-гуманитарных дисциплин, и основная ее задача – осмыслить сущность культуры и многообразие форм ее проявления. Как и другие системы научного знания, она располагает своим понятийным аппаратом, структурой, методами исследований.
Хотя термин «культурология» был введен в научный оборот в начале XIX в., осмысление и разработка отдельных аспектов культуры относятся к более раннему периоду. Первые попытки выявить сущность культурных феноменов и их влияние на социальный организм можно встретить у мыслителей античной Греции и Рима (Протагор, Гиппий, Критий, Диоген Синопский, Платон, Аристотель, Цицерон и др.).
В средние века попытки осмысления феномена культуры тесно связаны с теологическими представлениями, где культурное развитие человека понималось как преодоление греховности и приближение к «Царству Божию». Учение Августина Блаженного стало наиболее полным выражением древней идеи о тесной связи общего состояния культуры с этическими ценностями человека, с его внутренним миром.
Новое осмысление феномена культуры происходит в Новое время и эпоху Просвещения. Европейские просветители были убеждены в неограниченных возможностях человеческого разума (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Дж. Локк, Т. Гоббс и др.) и тем самым отвергли средневековую идею о божественности законов, управляющих развитием культуры.
Другой важной характерной чертой Просвещения выступала вера в неизбежность поступательного развития человеческого общества. Именно в это время начал складываться комплекс собственно культурологических проблем. К ним можно отнести следующие: 1) противопоставление природного и неприродного (искусственного и естественного /Т. Гоббс, Д. Юм, Ж.Ж. Руссо/); 2) вопросы, связанные с проблемами исторического процесса, в ходе которого осуществляются необратимые общественные преобразования (Вольтер, А. де Кондорсе).
В это время формируется идея европоцентризма и наряду с «линейными» представлениями развития общества выдвигается идея исторического круговорота (Дж. Вико).
Продолжением теоретических взглядов на осмысление культурно-исторического процесса явилась теория И.Г. Гердера (1744–1803), ставшая по существу первой культурологической концепцией. Согласно его учению, именно культура отличает людей от животных. Это то начало, благодаря которому формируется человеческое общество. История культуры – это история различных, уникальных культурных образований. За каждым взлетом культуры следует ее упадок, поскольку и культура, и люди историчны, меняются во времени и никогда не остаются неизменными.
На формирование культурологии как науки существенное влияние оказало становление этнографии (Г. Спенсер, Э. Тайлор, Л. Морган и др.). Так, американский этнограф Л. Морган (1818–1883) высказывал мысль о едином пути развития человечества и взаимосвязи культур. На историческую связь культур обращал внимание английский этнограф, один из основоположников эволюционизма Э. Тайлор (1832–1917). Он прослеживал историю культуры как единый процесс, в котором сама культура выступает своеобразным критерием общественного прогресса.
Развитие этнографии положило начало возникновению новой науки – антропологии существенным образом повлиявшей на становление культурологии. Один из представителей школы социальной антропологии Б. Малиновский (1884–1942) полагал, что культура порождена человеческими потребностями, а критерием ее развития выступает способ удовлетворения этих потребностей. Каждый элемент культуры выполняет определенную функцию, а культура в целом выступает в виде системы социальных институтов.
Одной из наиболее влиятельных социально-антропологических концепций является учение А. Радклиффа-Брауна (1881–1955), основой которого стал структурно-функциональный анализ. Общество – единая система, живой организм, все элементы которого выполняют определенные функции, и между ними имеют место определенные связи.
Другой антрополог – Ф. Боас (1858–1942) объектом своего исследования ставил психологию и историю изучаемого народа.
Американский теоретик культуры и антрополог Л. Уайт (1900–1975) сосредоточил свое внимание на изучении природы культурного феномена. Он считал, что должна существовать специальная наука – культурология, изучающая культуру как специфическое социальное явление. Объектом этой науки должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология.
Существенный вклад в становление культурологи внесли социологические взгляды таких мыслителей, как Э. Дюркгейм, А. Вебер, М. Вебер, О. Конт и др. (Так, французский социолог О. Конт (1798–1857) считал, что главным аспектом культурного творчества является процесс становления человеческого разума. Человечество существует потому, что существуют традиции, т.е. преемственность поколений. Язык же – это место хранения имущества разума. Получая язык, мы получаем культуру, созданную нашими предками.
Важный вклад в постановку и решение культурологических проблем внесли представители романтизма. Немецкий философ, языковед и эстетик В. фон Гумбольдт (1767–1835) явился, по существу, основоположником философии языка, утверждая, что творческая природа языка есть форма выражения национального духа.