Во второй половине ХУ в. возросли знания художников в области анатомии и перспективы, значительно возросло их мастерство изображения трехмерного пространства, пластической выразительности человеческих фигур. Для живописи этого периода характерно исключительное многообразие индивидуальных манер художников.
Флорентиец Доменико Гирландайо(1449—1493/1494) в цикле религиозных по теме фресок, созданных между 1486-1490 гг. в капелле Торнабуони в церкви Санта Мария Новелла запечатлел черты городского быта и портреты представителей знатных семейств Флоренции.Другой флорентийский художник второй половины ХУ в. Антонио Поллайоло (1432?—1498) создал алтарную композицию «Мученичество Святого Себастьяна» (ок.1475), драматическое действо он представил на фоне великолепного тосканского пейзажа, развернувшегося по всем правилам перспективы.
Типичным художником конца флорентийского Кватроченто, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли (1445—1510), создававший тонкие и одухотворенные образы мадонн.
Полное имя Боттичелли – Алессандро ди Мариано Филипепи,он - ученик Филиппо Липпи. В знаменитой галерее Уффици хранятся две его известные картины: «Рождение Венеры» (ок.1483—1484), и «Весна» (ок. 1477—1478).В первой он изобразил прекрасную богиню, рожденную из морской пены, скользящую под дуновением ветров в раковине по морской глади к берегу. Она написана на тему античного мифа о рождении Венеры. Как известно, Средневековье было знакомо с античной поэзией, но только в эпоху Возрождения в образованных кругах приобрела популярность и античная мифология.. Человек, заказавший Боттичелли эту картину (для своей загородной виллы) принадлежал к могущественному семейству Медичи – Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи (бывший, кстати, работодателем и другого флорентийца Америко Веспуччи, который совершил при содействии банкирского дома Медичи плавание к Новому свету и которому было суждено дать свое имя континенту).
В этой работе проявились все основные черты письма художника: декоративизм, нарядность, лирический и романтический характер образов, свойственные художнику «готицизмы» (удлиненные невесомые фигуры, как будто не касающиеся земли) и т.д. Боттичелли создал вполне определенный тип лиц, особенно женских – удлиненный овал, пухлые губы, кажущиеся заплаканными глаза. Это же мы встречаем и в «Весне», тема которой была навеяна стихотворением Полициано. В картине соединены в единую комбинацию фигуры Весны, Мадонны, Меркурия, трех граций, нимфы, зефира и др., представленных среди фантастической природы, образ которой по-своему (как заколдованный сад) умел передавать Боттичелли. Венеру он изобразил на фоне сказочного сада вместе с усыпанной цветами богиней плодородия Флорой. В символике обеих картин, безусловно, сказалось влияние идей флорентийских неоплатоников о взаимосвязи любви и красоты. В 80-е годы вместе с Гирландайо и Перуджино Боттичелли расписал стены Сикстинской капеллы.И, таким образом, его фрескам было суждено в веках соперничать с исполненным через полвека росписями Микеланджело.
В поздний период творчества у Боттичелли нарастают напряженный драматизм, экспрессия образов («Оплакивание Христа», «Клевета» и др.)
Последние работы мастера – в основном «Оплакивания» – навеяны образом и трагической судьбой Савонаролы. Последние 10 лет он пребывал в меланхолии и ничего не писал.
К концу ХУ в. Флоренция вступила в полосу экономического и социально-политического кризиса. А к 30-м годам ХУ1в. она теряет свою независимость как город-коммуна, становится просто главным городом герцогства Тосканского и перестает быть центром художественной жизни. Но флорентийская школа Кватроченто оставила след во всем искусстве Возрождения.Она была первой, где решались проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, точного рисунка и естественного движения. Только цвет (колорит) не был самой сильной стороной творчества мастеров Флоренции.
В последние десятилетия ХУ в. наряду с флорентийской школой живописи складываются школы и направления (имеющие свой особый почерк и стилистические особенности) в Средней (Умбрия) и Северной (Ломбардия, Венеция) Италии: умбрийская, североитальянская (падуанская) венецианская.
В Умбрии, расположенной на северо-востоке от Тосканы, в ХУ в. не было крупных городов, и в искусстве дольше жили и ярче были выражены средневековые традиции. Искусство Умбрии декоративно, нарядно, лирично и в отличие от Тосканы в нем главную роль играл колорит. Все эти черты проявились в творчестве умбрийских мастеров Пьетро Перуджино (будущего учителя Рафаэля), известного мягкой поэзией своих работ, лирическим типом мадон, и Пинтуриккио, создавший в росписях библиотеки собора Сьены проникновенные пейзажные образы, изображения интерьеров и многофигурные композиции, а также Лука Синьорелли, для творчества которого были характерны мастерство передачи обнаженного человеческого тела и обостренное графическое начало.
Но самым крупным мастером Умбрии в ХУ в. был Пьеро Делла Франческа (1420/1420—1492) (творчество которого фактически положило начало умбрийской школе живописи), учившийся у Доменико Венециано, работавший какое-то время во Флоренции, а далее в Ареццо и Урбино, знавший Брунеллески и Гиберти, он вплоть до Тициана был одним из самых великих колористов. Он умел передавать разную светосилу цвета и объединять цвета световоздушной средой, т.ч. историки искусства называли его одним из первых пленэристов западноевропейского искусства. Он заполнял геометрически выстроенное пространство ощутимым светом. Средневековые художники как будто не замечали света, плоские фигуры в их живописи не отбрасывают теней. Уже Мазаччо был пионером в этой области, но никто не раскрыл богатейших возможностей света с такой полнотой, как Пьеро делла Франческа.
Кроме того, Франческо был величайшим монументалистом, мастером преимущественно монументально-декоративной живописи. Этот его дар хорошо ощутим во фресках церкви Сан Франческо в Ареццо (написаны в 50-60-е гг.): «Сон Константина» (в которой изображена знаменитая легенда о сновидении императора Константина, которое побудило его принять христианство. Перед решающей битвой Константину явился во сне ангел с крестом, возвестивший: »Сим победиши». На фреске Пьеро мы видим императора, спящего в распахнутой походной палатке), «Приезд царицы Савской к царю Соломону» и пр.
Вместе с Гоццоли и Мантеньей он принадлежал к тому поколению художников, которые пришли на смену Мазаччо. Он был автором трактата о перспективе.
Его гуманистические предчставлени о человеке нашли выражение в портретах герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро (ок.1465 г.) и его жены Баттисты Сфорца.
Выдающимся мастером живописи Северной Италии, крупнейшим художником падуанской школы был Андреа Мантенья (1431—1506), который работал сначала в знаменитом университетском городе Падуе, расположенном на севере Италии, а затем при дворе мантуанских герцогов. Испытав сильное воздействие римской Античности (сильнее всего в падуанской школе сказалось влияние Античности, в основном римской), Мантенья часто создавал обобщенно-героизированные образы страдающих и мужественных людей, изображая их на фоне каменистых пустынных пейзажей; вводил в свои композиции изображение античных памятников. Как и Франческа, Мантенья был преимущественно монументалистом. Первая его знаменитая работа в Падуе – росписи в капелле Оветари (в падуанской церкви Эремитани) (1448--1456 гг.), где он представил историю Св.Иакова так, будто действие происходит в древнеримском городе. В 1459 г. Мантенья по приглашению Лодовико Гонзага переехал в Мантую, где находился до конца жизни. В Мантуе он создал второй цикл фресок – роспись покоев для новобрачных (Камера дельи Спози) (так наз. «Брачной комнаты») (1465—1474), по заказу покровителя художеств и любителя древностей Лодовико Гонзаго Мантенья расписал »Брачную комнату» во дворце мантуанского герцога, изобразив семейный портрет Гонзаго и сцены из придворной жизни Мантуи.
Он много занимался гравюрой на меди и оказал большое влияние на творчество Дюрера.
Кватроченто в Венеции начинается с имен таких мастеров как Пизанелло и Джентиле де Фабриано, расписавших Дворец дожей. И находит полное выражение в творчестве основателей нового искусства Антонелло да Мессина, Витторе Карпаччо и Джованни Беллини. Первый прославился как мастер реалистических портретов, созданных в технике масляной живописи (чему он научился у нидерландских мастеров).
Витторио Карпаччо в своих картинах на религиозные сюжеты для венецианских школ изображал пестрый венецианский быт и венецианский пейзаж. Наиболее ярко видны пути развития раннего Возрождения в Венеции в творчестве художников семейства Беллини – Якопо и его двух сыновей: Джентиле и Джованни (наиболее знаменитый в искусстве, именуемый в Италии чаще как Джанбеллино) (1430—1516).В зрелые годы он пришел к мягкой живописности и богатому золотистому колориту, секреты которого позже передал своему ученику Тициану. Мадонны Беллини как бы растворяются в пейзаже (например, «Мадонна с деревьями»), а аллегорические картины (например, «Души чистилища») наполнены философским настроением. Братья Беллини (как и Антонелло да Мессина) известны еще и тем, что усовершенствовали масляную технику (с которой только-только познакомились итальянские живописцы).
В целом, венецианская школа завершает развитие искусства Кватроченто.