Смекни!
smekni.com

Изобразительное искусство и архитектура Италии эпохи Возрождения ХIV–ХV вв. (стр. 1 из 4)

Реферат: Изобразительное искусство и архитектура

Италии эпохи Возрождения ХIVХV вв.


Хронологические рамки искусства Возрождения несколько иные, нежели, допустим, литературы Ренессанса. И хотя идея Возрождения стала укореняться на итальянской почве еще со времен Джотто и самого Джотто восхваляли за то, что он проложил путь к подлинному возрождению искусства, но, в сущности, живопись, скульптура и архитектура собственно ренессансными стали лишь в первые десятилетия ХУ в., когда можно говорить о том, что было положено начало радикальным преобразованиям в искусстве ХУ века. Век Кватроченто стал периодом Раннего Возрождения в искусстве Италии.

Лидировала в художественной сфере (как и в гуманизме) столица Возрождения - Флоренция. С конца Х1У в. власть во Флоренции фактически перешла к дому Медичи (хотя они и не занимали никаких официальных постов). В 1434 г. банкир Козимо Медичи стал некоронованным королем Флоренции. Многие годы эта знаменитая династия стояла во главе города, который при них прошел путь от демократической формы правления к аристократической, что, безусловно, сказалось и на развитии искусства ХУ в. Начался век медицейской культуры, которая носила глубоко светский характер (а религиозные темы, которые использовали художники флорентийского Кватроченто, превращались в светские произведения с массой бытовых подробностей и портретами современников).

В богатой, цветущей Флоренции (где, как мы уже знаем, была основана Платоновская академия; находилась, имевшая роскошное собрание античных рукописей, библиотека Лауренциана и появились первые художественные музеи, наполненные статуями и обломками античной архитектуры, керамикой, старинными монетами и мраморами), в первых десятилетиях ХУ в. появилась группа молодых художников, поставивших перед собой цель обновить искусство. Три флорентийских гения, отцы Возрождения – Брунеллески, Донателло, Мазаччо – открыли новую эпоху в архитектуре и изобразительном искусстве.

Ведущей фигурой в этой группе был архитектор Филиппо Брунеллески (1377—1446) - родоначальник ренессансной архитектуры и одновременно ученый, разработавший законы линейной перспективы, а также скульптор. Главное его творение – грандиозный, 42- метровый в диаметре купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В 1420 г., прекрасно владевший конструктивными приемами готики, Брунеллески получил заказ на завершение готического в своей основе (Основной темой готических соборов была устремленость к небу, основным направлением – вертикаль. В здании же эпохи Возрождения должно было подчеркиваться горизонтальное членение сооружений) флорентийского собора, заложенного еще в 1295 г. Флорентийцы желали видеть городской собор увенчанным большим куполом, но никому не удавалось перекрыть огромное пространство между столбами, пока за дело не взялся Филиппо.

Современники говорили, что он ездил в Рим, для того,чтобы обмерить руины античных храмов и дворцов. Впрочем, у него не было намерения копировать античные постройки, он хотел лишь найти новые строительные приемы. Удивительно, но Брунеллески удалось осуществить свое желание. В конце концов в 1436 г. он возвел над готическим в своей основе собором Флоренции 42-х метровый в диаметре (диаметр этого купола больше римского Пантеона) восьмигранный купол, который стал символом г. Флоренции: фонарь восьмигранного купола господствует в панораме Флоренции и по сей день.

Оригинальная конструкция купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре положила начало строительству купольных храмов итальянского Ренессанса (вплоть до собора Святого Петра,увенчанного куполом Микеланджело) и тем самым положила начало новаторскому развитию архитектуры Ренессанса.

В 1430—1433 г. Брунеллески построил для Флоренции одно из своих самых прославленных и самых совершенных творений - капеллу Пацци при церкви Санта Кроче (построенная по заказу влиятельного флорентийского семейства Пацци, молельня – капелла Пацци – это маленькое, прямоугольное в плане, крытое куполом здание с портиком, с 6 коринфскими колоннами на фасаде, расположенное внутри монастырского двора); а также детский приют Оспедале дельи Инноченти (в 1421—1444), церковь Сан-Лоренцо ( в1422—1446) и др., в которых использовал принципы античной ордерной архитектуры.

В своих постройках Филиппо в противовес, свойственной готике устремленности здания ввысь, создал архитектуру, вызывающую ощущение покоя, соразмерности (масштабов архитектуры с человеком); архитектуру, отличавшуюся ясностью пространственной композиции, изяществом пропорций, гармонией, величественностью, что станет характерным для искусства Возрождения. Брунеллески пользовался набором элементов классической архитектуры – колоннами, пилястрами, арками, но создавал из них совершенно новые комбинации и добивался таким образом ощущения легкости и грации.Достигал он этого (например, в Оспедале дельи Инноченти) за счет нижнего этажа фасада в виде легкого портика, который он развернул по горизотали во всю ширину. Такое зодчество положило начало новому ренессансному облику городских зданий. В последующие пять веков зодчие Европы и Америки шли по его стопам. Фактически, он начал новую эру в архитектуре и ему это, безусловно, удалось. Только в ХХ веке архитекторы восстали против ренессансной традиции так же, как в свое время восстал Брунеллески против традиции готической.

Основоположник ренессансной архитектуры, Филиппо Брунеллески был первопроходцем и в других областях. С его именем связывают открытие, во многом определившее дальнейшее развитие искусства, -- открытие перспективы (законы сокращения объемов по мере их удаления в глубину).Брунеллески познакомил соотечественников с математическими приемами решения этой задачи (одно из первых произведений, созданных с учетом этих правил, -- фреска “Троица с Девой Марией и Святым Иоанном и донаторами”, созданная художником Мазаччо (ок. 1425-1428).

Во второй половине ХУ в. архитектуру Ренессанса формировали Микелоццо, Альберти, Филарете.

Микелоццо известен своим палаццо (дворцом) Медичи, возведенным по его проекту во Флоренции. Этот дворец стал эталоном для строительства других трехэтажных палаццо Возрождения. Следует сказать, что Кватроченто создало свой образ светского городского дворца (палаццо): как правило, трехэтажного, ясного и четкого в своей конструкции (с четким этажным делением, сдвоенными (парными ) окнами, многочисленными пилястрами),носящего по облику (благодаря кладке из грубо отесанных камней) крепостной характер. Таковы палаццо Медичи (Риккарди), построенный Микелоццо да Бартолмео; палаццо Питти (строительство начато в 1469 г.) по проекту Леона Баттисты Альберти; палаццо Ручеллаи по проекту Альберти.

Новаторством были отмечены и проекты Леона Баттиста Альберти. Проблема состояла в том, чтобы найти компромисс между существовавшими традициями жилого строительства (обычной городской постройки) и заветами Брунеллески. И вот Альберти сумел найти решение, оставшееся в архитектурной практике до сегодняшнего дня. Дворец, выстроенный им для богатого семейства Ручеллаи – обычное трехэтажное здание, но Альберти не отступился от программы Брунеллески и наложил на фасад своего рода ордерную декорацию. Он отказался от колонн и полуколонн, он просто покрыл его корпус рельефами плоских пилястр и антаблементов, воссоздав образ классической архитектуры. Например, в палаццо Ручеллаи (во Флоренции) он впервые использовал членение трех ярусов фасада пилястрами разных орденов. В ренессансном стиле – одним из главных создателей которого был он сам – Альберти проектировал постройки в Мантуе и Римини.

В Урбино проводником новых идей был Лучано Лаурана (начавший в новом стиле строительство дворца урбинского герцога), в Милане – архитектор Филарете.

В конце ХУ в. ренессансные типы зданий -- палаццо (городской дворец) и вилла (загородное здание) – утвердились не только в Тоскане, но и других областях Италии. Например, своеобразием отличалась архитектура Венеции, сложившаяся в последние десятилетия ХУ в. Это своеобразие достигалось сочетанием готических традиций с чертами Ренессанса. Поставленные на сваи дворцы венецианской знати были украшены лоджиями, инкрустациями, привозным мрамором, тонкой резьбой, что придавало зданию нарядность, столь ценимую венецианцами.

В архитектуре сложились Тосканская, Ломбардская, венецианская школы, в стилистике которых новые ренессансные веяния сочетались с местными традициями.

Подлинным реформатором скульптуры, крупнейшим скульптором круга Брунеллески был выдающийся флорентийский ваятель Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди )(ок. 1386—1466). Хотя постепенный отход от готических традиций наметился еще у Лоренцо Гиберти (он создал в бронзе рельфы дверей флорентийского баптистерия), Донателло сделал новый шаг в ренессансных исканиях и смог решить в искусстве многие проблемы европейской пластики. Он впервые создал отдельно стоящую статую (не связанную с архитектурой), был автором первого конного монумента – памятника кондотьеру Гаттамелате в Падуе; воплотил в камне и бронзе красоту обнаженного человеческого тела (рельеф певческой кафедры Флорентийского собора, статуя Давида).

Он смог в ХУ в. утвердить принцип круглой скульптуры, которой можно любоваться с разных сторон. К числу его ранних работ относится фигура мраморного Давида (1408-1409), в котором наблюдались еще готические реминисценции; статуя “Святой Георгий”(1415—1417), выполненная по заказу гильдии (цеха) оружейников (чьим патроном был Святой Георгий) и предназаченная для наружной ниши флорентийской церкви Ор Сан Микеле – воплощавшая уже ясно выраженный идеал раннего Возрождения и др. Сравнив последнюю работу мастера со скульптурами готических соборов, ясно видно, что Донателло решительно порвал с готическими традициями. Готические статуи кажутся бесплотными парящими пришельцами из иного мира. А “Святой Георгий” Донателло твердо стоит на земле, в его лице нет отрешенности средневековых святых – он весь энергия и собранность, его напряженный взгляд выражает решимость и гордый вызов.В сущности, фигура “Св.Георгия” близка лучшим образцам греческой скульптуры периода высокой классики. Это, как писал Н.Пунин “не очеловеченный Бог Античности, а обожествленный человек новой эпохи”.