Культура "присутствует" буквально во всех сферах жизнедеятельности человека. Так, говорят о политической, правовой, философской культуре личности, о социокультурном пространстве, о культурной политике и т.д.
Феномен культуры буквально "пронизывает" всю социально-духовную жизнь общества. В условиях нравственно-духовного кризиса, охватившего общество, культура, по существу, может явиться тем фактором, который способен консолидировать общество на новых идейно-нравственных ценностях.
Что же представляет собой феномен культуры? Есть ли такое емкое определение культуры, в котором были бы отражены, "схвачены" все ее проявления?
На сегодняшний день такого определения нет. В настоящее время и в отечественной, и в зарубежной литературе по проблемам культуры насчитывается более 400! определений культуры. Вполне понятно, что такой "разброс" мнений не способствует тому, чтобы дать единую, сущностную дефиницию данного явления. Одно определение дают философы, другое - социологи, третье - культурологи и т.п.
Так, культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, как единство неких символов, выражающихся в языке, как реализацию сущностных сил человека, как состояние духовности в обществе и т.п.
Можно ли дать единую, сущностную дефиницию феномена культуры? Представляется, что это довольно сложно. И вот почему. Как уже говорилось выше, культура "присутствует" буквально во всех явлениях, сторонах общественной жизни, которые очень подвижны, изменчивы, и, в свою очередь, требуют своего объяснения.
Так сейчас, в связи с информационными процессами в обществе, встает вопрос об информационной культуре общества и личности, о включении интеллектуальных систем в различные сферы жизни общества, а это уже требует и другие подходы к анализу культуры. Поскольку феномен культуры является полифункциональным явлением, то, более плодотворным при его рассмотрении будет выделение, анализ реальных подходов, где так или иначе "присутствовали" бы характерные черты, признаки, особенности данного явления. Рассмотрение нескольких подходов позволит избежать субъективизма и произвола в объяснении данного феномена, позволит более полно охватить все связи и взаимодействия данного явления с другими.
Прежде всего феномен культуры следует рассматривать как особый способ человеческой жизнедеятельности. Здесь - и единство объективного и субъективного, и раскрытие в актах самой деятельности сущностных сил человека: знаний, умений, навыков, опыта, способностей и т.д.
В данном случае культура будет выступать, как способ организации, регуляции. Самой жизнедеятельности общественного человека, повышения уровня его общественной активности. Культура и будет "направлять", регулировать эту самую деятельность, являясь своего рода технологией .
Культура - это и совокупность знаковых систем, сложившихся в обществе. Посредством символов, знаков как ценностей и смыслов культуры осуществляются коммуникационные процессы в обществе, сохраняются его социальная память и опыт.
Кроме того, культура - это и особый мир ценностей. В культуре и посредством культуры реализуются идеально-ценностные цели, идеалы, представляющие ценность как для отдельного человека, так и для человечества в целом. Совокупность материальных и духовных ценностей - это не только реализация субъектно-объектных отношений, но и определение идеалов, целей и смысла жизни.
Но культура - это не только ценности, знаки и символы, но это и определенное социальное образование - институт, как своего рода система, некая целостность несовпадающая с природой, регулирующая поведение людей, определяющая нормы и роли их поведения.
Так как носителями ценностных отношений, регулирующих человеческую жизнедеятельность является семья, брак, обычаи, традиции, язык и символы, то культуру можно рассматривать и как совокупность этих общественных элементов, составляющих структуру целостного общественного организма.
Культуру можно рассматривать и как процесс творчества. В процессе творчества человек совершенствуется как идейно-духовный субъект культуры.
Поэтому все возрастает значение хобби. Любимое занятие отвлекает от жизненных неурядиц, востанавливает душевное равновесие.
Хобби играет очень важную роль в жизни человека, способствует постоянному развитию личности, проявлению индивидуальности. Благодаря ему мы находим единомышленников, друзей, с которыми всегда есть о чем поговорить, тех, кого волнуют те же проблемы, что и нас.
В зависимости от темперамента, условий проживания, воспитания, природных склонностей и социального круга человек выбирает себе увлечение. Для многих это отдушина, поддерживающая в трудные жизненные ситуации, наполняющая существование новым смыслом, позволяющая проявить себя, овладеть новыми навыками, обогатиться дополнительными знаниями.
О нас можно многое узнать лишь зная круг интересов, любимое увлечение. Есть счастливцы, для которых хобби является работой, за которую они получают деньги. Вот уж воистину замечательный вариант!
Исконное значение английского слова hobby, отодвинутое временем на вторые позиции с пометкой «устар.», — маленькая лошадка, пони, игрушечный деревянный конь. Отсюда и выражение to ride a hobby, обернувшееся в нашем языке известным фразеологизмом «сесть на своего конька». В русский речевой обиход слово «хобби» вошло сравнительно недавно, уже в ХХ столетии, и долгое время употреблялось на правах модного англицизма вроде современных «мониторинг», «промоушн» и т. п. Узаконили эту новинку русского лексикона и ввели в толковые словари лишь полвека назад, когда несколько спал ужас перед растлевающим влиянием Запада. Современная редакция «Словаря русского языка» С. И. Ожегова определяет значение слова хобби так: «Увлечение, любимое занятие для себя, на досуге».
Трудно сказать о хобби в масштабах всего человечества лучше, чем это сделал Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души». Вот что он пишет: «У всякого есть свой задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому кажется, что он сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней; третий мастер лихо пообедать; четвертый сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена; пятый, с желанием более ограниченным, спит и грезит о том, как бы пройтись на гулянье с флигель-адъютантом, напоказ своим приятелям, знакомым и даже незнакомым; шестой уже одарен такою рукою, которая чувствует желание сверхъестественное заломить угол какому-нибудь бубновому тузу или двойке, тогда как рука седьмого так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков, — словом, у всякого есть свое…»
Действительно, хобби невозможно без увлечения, азарта, страсти и даже некоторого фанатизма — одним словом, без того, что классик называет задором, — и страсти не порочной, не пагубной, а допущенной всеми моральными системами, дозволенной законом и приветствуемой обществом. Если некто ежедневно посещает публичный дом или игорный клуб, едва ли можно назвать это «хобби». Зато когда человек занят коллекционированием марок или проводит отпуска и уик-энды на горнолыжном курорте, предполагается, что он не пойдет грабить банк или убивать сограждан. Не потому ли во всех современных анкетах, заполняемых при поиске работы, присутствует графа «Ваше хобби» или «Ваше любимое занятие»?
Хобби — будь то коллекционирование, путешествия или поглощение изысканных блюд — не просто любовь, пристрастие к чему-то, но пристрастие действенное, то есть выливающееся в занятие. Однако это занятие не может быть основной работой, службой, профессией. В противном случае оно автоматически перестает быть хобби. Неслучайно ведь понятие хобби никогда не применяется по отношению к детям, ибо все занятия ребенка равноправны и одинаково несерьезны (с точки зрения взрослых). У ребенка нет еще «настоящего», «серьезного», «главного» дела, то есть нет основной деятельности или профессионального статуса — только на их фоне другое постоянное занятие может быть определено как хобби. Так что хобби — всегда альтернатива по отношению к профессии. Иногда, особенно если человек выполняет рутинную работу или его обязанности тяжелы для него, именно это свойство оказывается наиболее важным и привлекательным, и тогда хобби подчеркнуто контрастирует с профессией. Например, у Льюиса Кэрролла — а точнее, у профессора математики Чарлза Доджсона — было два больших увлечения, имеющих очень мало общего с математикой: фотография и литература.
Но все в этой жизни неустойчиво и подвижно: нередки случаи, когда увлечение становится профессиональным занятием. Скажем, для русского дворянина музыкальное образование было делом обычным, а профессия музыканта — почти невозможным, и если увлечение музыкой оказывалось серьезным, то это не могло до поры до времени восприниматься иначе, чем хобби. Так, Александр Порфирьевич Бородин по университетскому образованию химик, на этом поприще строил свою профессиональную карьеру, а музыкой занимался, что называется, для себя, хотя и вполне серьезно. Автор «Князя Игоря» посещал кружок, впоследствии названный «Могучей кучкой», сочинял сам и имел учеников, но по занятости научными делами не успевал закончить многие произведения — их уже после смерти композитора завершали его преемники-профессионалы. Петр Ильич Чайковский служил по юридической линии. А Николай Александрович Римский-Корсаков был потомственным моряком, ходил в кругосветное путешествие. Будучи уже признанным мэтром в мире музыки, преподавателем композиции в петербургской Консерватории, он одновременно являлся и ее студентом по другим дисциплинам, ликвидируя пробелы в своем музыкальном образовании. Не всегда, правда, переход от увлечения к профессиональной деятельности заканчивается триумфом: вспомним полунищего испанского идальго, чьим хобби было чтение рыцарских романов...