В общем, исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно философская революция пересмотрела статус разума.
Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет "плоского рационализма". Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает "второе дыхание" в 20 веке, воспринимаясь, иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом.
Но это совсем другая история………
Список использованной литературы
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009 г.
Б. И. Краснобаев "Очерки истории русской культуры" М., 1987г.
В.О. Ключевский "Исторические портреты", 1990 г.
Энциклопедия "Википедия"
Приложения
Значение слов
1. Гуманисты1 (от лат. humanus — человеческий, человечный)- это человек, признающий ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений
2. Атеизм2 (франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный)- исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.
3. Деизм3 (от лат. deus — бог)- религиозно-философская доктрина, которая признает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т. е. "промысел божий", чудеса и т. п.) и не допускает иных путей к познанию бога, кроме разума.
4. Масонство4 (франц. franc mason, англ. free mason — букв. "вольный каменщик")- религиозно-нравственное движение, связанное с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе.
5. Квази-церковь5 (от лат. quasi — якобы, как будто)- "мнимая", "ненастоящая" церковь, основана на учении масонов.
6. Гносеология6 (от греч. gnosis — познание и logos — слово, учение) - то же, что теория познания.
7. Эмпиризм7 (от греч. empeiria — опыт)- направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания; противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания.
8. Сенсуализм8 (от лат. sensus — восприятие, чувство)- направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания; противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах".
9. Онтология9 (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение)- раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
10. Позитивизм10 (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный)- философское направление, исходящее из того, что все подлинное знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.
11. Догматизм11 (греч. Dogmatikos, от dogma — учение)- одностороннее, схематичное, окостеневшее мышление. В основе догматизма — слепая вера в авторитеты, защита устаревших положений.
12. Либерализм12 (от лат. liberalis — касающийся свободы, свободный)- идейное и общественно-политическое течение, провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод.
13. Клерикализм13 - стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.
14. Рококо14 ("причудливый", "капризный"; франц. rococo от rocaille — осколки камней, раковины)- стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в., он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко.
Иллюстрации
Екатерина II:
Новиков:
Радищев:
Вольтер:
Гете: