Смекни!
smekni.com

Культурология (стр. 14 из 15)

В русской науке и технике этого времени наиболее крупными фигурами были Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Иванович Ползунов, Иван Петрович Кулибин.

Главными направлениями развития русской общественной мысли и литературы были патриотическое и просветительское, их представляли Иван Тихонович Посошков, Феофан Прокопович, Гаврила Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин, Николай Иванович Новиков. В конце века зарождается революционное направление в общественно-политической мысли, у истоков которого стоял Александр Николаевич Радищев.

В архитектуре основным событием стало строительство Санкт-Петербурга.

Его городская застройка впервые в истории страны велась по плану, возводились ансамбли городских зданий.

Основными архитектурными стилями были барокко и классицизм. К 18 столетию относится и расцвет деревянного зодчества, когда постройки сооружались без железных гвоздей; пример — Кижи.

Живопись становится все более светской по своему характеру. Самым популярным жанром в светской живописи является портрет парадный, а также исторический и бытовой.

Основным художественным стилем первой половины 18 века является классицизм (Никитин, Угрюмов, Шибанов), во второй половине широко распространяется романтизм (Левицкий, Рокотов, Боровиковский). Зарождается русская скульптура (Шубин, Козловский).

К восемнадцатому столетию относиться создание первого национального народного театра в России, его организатором был Федор Григорьевич Волков, актер и театральный деятель. Особенностью театрального искусства в России было существование крепостных театров — в конце 18 века крупных крепостных театров было более десятка.

Культурный взлет России в 19 веке

Культурный взлет России в девятнадцатом столетии был подготовлен всем ходом предыдущего развития; высокие результаты были достигнуты во всех сферах культуры; поэтому по отношению к 19 веку используется термин «золотой век» русской культуры.

Факторами, более всего повлиявшими на развитие культуры, были Отечественная война 1812 года, движение декабристов, распространение в русском обществе оппозиционной и революционной идеологии, рост национального самосознания, повышение качества образования для высших сословий, медленное распространение образования среди крестьян.

В 1802 году было создано министерство народного просвещения, в 1804 году была формально введена доступность образования. В 60-е годы 19 века в ходе реформ Александра II были созданы народные воскресные школы, земские начальные школы, вольные крестьянские школы, реальные училища, первые женские гимназии, общедоступные библиотеки. Увеличилось число церковно-приходских школ, расширилось число университетов. Однако общий уровень грамотных в стране, который в середине века составлял 6,5 % от общей численности населения, в конце 19 века так и не вышел за рамки 25 %. Вместе с тем уровень образования российской элиты находился на европейском уровне. Это было достаточным для развития науки, центрами которой были университеты.

Славу российской науки 19 века составили Николай Иванович Лобачевский, Пафнутий Львович Чебышев, Дмитрий Мванович Менделеев, Павел Петрович Аносов, Иван Михайлович Сеченов, Климент Аркадьевич Тимирязев, Илья Ильич Мечников, Александр Михайлович Бутлеров, Александр Григорьевич Столетов, Павел Николаевич Яблочков, Александр Степанович Попов, Василий Васильевич Докучаев, Василий Яковлевич Струве, Отто Васильевич Струве, Николай Николаевич Зинин, Николай Иванович Пирогов, Тимур Николаевич Грановский, Николай Михайлович Карамзин, Сергей Михайлович Соловьев, Василий Осипович Ключевский.

На новые рубежи вышли русская архитектура и живопись. Основным стилем в архитектуре в начале 19 века был классицизм и его разновидность — русский ампир, в конце века распространяется стиль модерн. Обычным художественным приемом было также смешивание стилей — эклектика.

Разные художественные стили представлены и в русской живописи — это были классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм, символизм. Знаменитые художники первой половины 19 столетия — Карл Павлович Брюллов, Орест Адамович Кипренский, Василий Андреевич Тропинин, Александр Андреевич Иванов, Павел Андреевич Федотов. Широко известным было творчество Ивана Константиновича Айвазовского. В 70-е годы сложилось Товарищество передвижников — художников, которые были несогласны с основными принципами и идеологией официального направления — классицизма и выразивших против него протест. Наиболее известными передвижниками были Иван Николаевич Крамской, Илья Ефимович Репин, Николай Николаевич Ге, Василий Иванович Суриков, Иван Иванович Шишкин, Виктор Михайлович Васнецов, Архип Иванович Куинджи, Исаак Ильич Левитан. Для передвижников было характерно стремление к реализму, желание показать жизнь «как она есть».

Литература, переживающая бурный расцвет на протяжении всего столетия, дала самые яркие имена за всю литературную историю России; в их числе Александр Сергеевич Грибоедов, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Николай Васильевич Гоголь, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Алексеевич Бунин, Антон Павлович Чехов, Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Большинство произведений были созданы в стиле реализма.

Достоянием мировой культуры стала русская музыка 19 века; это был период расцвета творчества Петра Ильича Чайковского, Михаила Ивановича Глинки, Модеста Павловича Мусоргского, Николая Андреевича Римского-Корсакого, Александра Порфирьевича Бородина. Оживилась концертная жизнь; в Санкт-Петербурге и Москве были открыты консерватории. Всемирную известность получает русский балет. Больших успехов добился в 19 веке и русский театр.

Отечественная культура в 20 веке

Формируясь под влиянием важнейших политических и социально-экономических событий в стране и в мире — русских революций и мировых войн, «оттепели» и «перестройки», длительной самоизоляции и недавнего вхождения в мировое сообщество, отечественная культура на протяжении 20 века была неоднородной по своему характеру и темпам развития.

«Серебряный век» В начале 20 века культурная ситуация в целом укладывалась в рамки, заложенные в предшествующие столетия: Россия оставалась христианской православной страной, в литературе и искусстве существовало множество художественных стилей и направлений, была обеспечена свобода творчества. Это было время новых и успешных свершений в культуре, особенно в философии, поэзии и живописи; позднее этот период получил название «серебряного века».

В искусстве «серебряного века», характеризующимся поиском утонченных, элитарных форм выражения чувства и мысли, одним из наиболее популярных направлений был футуризм (от латинского futurum - будущее) - разновидность авангардизма. Футуристы, стремясь создать искусство будущего, отрицали традиционную деревенскую культуру, особенно ее нравственные и художественные ценности, и восхищались эстетикой большого города с его стремительным ритмом, сложной и многоплановой жизнью. Сторонники другого популярного направления — акмеизма (от греческого akme — высшая степень чего-либо) ратовали за возврат к земному, материальному миру, поэтизировали чувства первозданного человека. Яркие и талантливые деятели «серебряного века» - в литературе - Александр Блок, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Степанович Гумилев, Анна Андреевна Ахматова, Марина Ивановна Цветаева, Зинаида Николаевна Гиппиус, в живописи — Василий Васильевич Кандинский, Михаил Александрович Врубель, Михаил Васильевич Нестеров, Константин Алексеевич Коровин, Евгений Евгеньевич Лансере, Лев Самуилович Бакст.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года культурная атмосфера в стране резко изменилась. В Советской России, поставившей цель построить коммунизм, единственной официально признанной идеологией становится марксизм; все, что не укладывалось в марксистские трактовки или противоречило им, подлежало осуждению и запрету. Такая политика привела к значительной интеллектуальной эмиграции из страны, среди уехавших — Иван Алексеевич Бунин, Владимир Владимирович Набоков, Сергей Васильевич Рахманинов, Питирим Александрович Сорокин.

Советская власть взяла также курс на вытеснение из жизни народа и религии. Десятки тысяч священников были подвергнуты репрессиям и казнены, разрушено множество храмов, а атеизм возведен в ранг государственного мировоззрения.

На смену стилевому многоголосию начала века пришел социалистический реализм. Особенно сильно эти изменения затронули литературу и живопись. В стиле соцреализма работали практически все деятели отечественной культуры вплоть до начала 90-х годов 20 века. Однако наиболее талантливые мастера смогли и в этих жестких условиях создавать значительные произведения. Это в литературе - Максим Горький, Михаил Афанасьевич Булгаков, Алексей Николаевич Толстой, Михаил Александрович Шолохов, Евгений Александрович Евтушенко, Владимир Семенович Высоцкий, Владимир Дмитриевич Дудинцев, Анатолий Игнатьевич Приставкин, Александр Исаевич Солженицын, Владимир Алексеевич Солоухин, Виктор Петрович Астафьев, Борис Львович Васильев; в в живописи и скульптуре — Петр Николаевич Филонов, Александр Александрович Дейнека, Аркадий Александрович Пластов, Татьяна Ниловна Яблонская, Вера Игнатьевна Мухина, Сергей Тимофеевич Коненков, в кинематографе и театре — Сергей Михайлович Эйзенштейн, Всеволод Илларионович Пудовкин, Михаил Ильич Ромм, Григорий Васильевич Александров; в музыке — Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Исаак Осипович Дунаевский, Сергей Сергей Прокофьев.