Зиккураты строились в честь богов. В святилище, гденаходилась статуя божества,небесного покровителя города, могли входить только жрецы, а доступ народу был запрещен. Постройки в древней Месопотамии отличались тяжеловесностью и простыми прямоугольными формами. Однако именно здесь возникли такие архитектурные элементы, как арки, купола, сводчатые потолки, перешедшие потом в европейскую архитектуру. Для подачи воды во дворцы сооружались акведуки — вода подавалась по трубам, герметично изолированным с помощью битума и камня.
Фасады величественных дворцов были украшены яркими рельефами, изображающими, как правило, сцены охоты, исторические сражения с неприятелем, а также наиболее почитаемых за силу и мощь животных. Для изобразительного искусства типичным было изображение зверей - прежде всего льва и быка, олицетворяющих силу и мощь — важнейшие ценности древневосточного общества.
Культура Древнего Китая
Начало формирования Китайской цивилизации, самой большой из обособленных цивилизаций и самой обособленной из больших, относится к третьемутысячелетиюдо н.э. Представления древних китайцев о происхождении мира и устройстве Вселенной сводились к следующему. Первоначальное состояние мира - хаос, образованный из мельчайших частиц: Ян, светлых и легких, олицетворяющих мужское начало, и Инь, темных и тяжелых, олицетворяющих начало женское. Постепенно частицы Ян поднялись вверх и образовали Небо, а частицы Инь опустились вниз и сформировали Землю. Таким образом, мир возник из неотделимых друг от друга противоположных сил —положительной мужской (Ян) и отрицательной женской (Инь). В результате их взаимодействия возникла жизнь и появился человек, и все на свете происходит из-за столкновения этих сил. Древние китайцы поклонялись многим божествам, главным из которых было божество Неба. Свою божественную волю Небо проявляло не мистическим сверхъестественным способом, а через обычные природные явления - тепло, дождь, ураганы, засуху. Хороший урожай говорил о благосклонности Неба к правителю страны, засуха и голод — о том, что Небо требует отстранить данного императора от власти. Это известно как учение о Мандате Неба.
В древнем Китае существовал культ предков — это обожествление общего предка — мужчины — по мужской линии. Элементом этого культа были обязательные жертвоприношения предкам. Если о душе никто не заботится, полагали китайцы, она станет злобной и мстительной и нашлет на живых болезни и несчастья. Второй важнейшей частью культа предков была заблаговременная подготовка главы семьи к смерти. В первом тысячелетии до н.э. в Китае зародились основные философско-религиозные системы, которые восприняли многие народные религиозные идеи культы и многих народных богов. Это были конфуцианство и даосизм.Они будутопределять развитие национальной культуры в течение многих столетий.
Важнейшей ценностью в Китае всегда было государство; оно стоялонесоизмеримо выше человека, и все общество жило по принципу: "личное - ничто по сравнению с государственным и коллективным". Отсюда - исключительное внимание к социальным наукам и отсутствие подлинного интереса к естественно - научному знанию. Однако за долгие века существования китайской цивилизации китайские ученые сделали ряд важных открытий в области точных и технических наук: ввели понятие отрицательных чисел, составилипервый в мировой истории звездный каталог, первыми описали солнечные пятна, составили карту звездного неба. Сильной областью китайской науки была медицина. Врачи стали применять иглоукалывание и прижигание для лечения различных болезней. Популярностью пользовались книги о женских болезнях и ветеринарные справочники.
Древнекитайская архитектура, скульптура и изобразительное искусство отличались большим своеобразием. Китайцы строили здания в два-три этажа с многоярусной крышей; основным культовым строением была пагода, всегда строящаяся на возвышении для борьбы со злыми духами. Значительное распространение получила резьба по нефриту - он считался священным "вечным камнем", а также живопись на шелке и бумаге. Важнейшим элементом живописи было изображение дракона — традиционного символа власти и могущества. В целом вся китайская живопись была очень символична, каждая деталь несла в себе определенный смысл: так, сосна олицетворяла мужество, ива — покорность, баран — благополучие и богатство.
Каждое сословие в Древнем Китае имело свой «дресс-код».
Всегда популярной была в Китае яркая расписная лаковая утварь - изящные лаковые подносы, подставки, чаши, вазы, туалетные коробочки. Они получили широкую известность далеко за пределамиКитая и составляли важную статью его экспорта. На экспорт шли и изделия из фарфора: в четвертом веке н.э. китайские ремесленники первыми в мировой практике открыли секрет его изготовления.
Древнейшая живопись и письменность в Китае имеют общее происхождение. Китайская письменность возникла во втором тысячелетии до н.э., в ее основе лежала система иероглифического письма. Во втором веке до н.э. число китайских иероглифов составило около 10 тыс., тогда же появились первые китайские словари. Китайцы использовали различный материал для письма: кости животных, стенки бронзовых сосудов, пластинки из бамбука. После того как китайцы первыми в мире освоили культуру шелкопряда и научились изготовлять шелк, его также начинают использовать для записи текстов. В105 г. н.э. китайцынаучились варить бумагу - из древесной коры, старого тряпья, конопли. Примерно тогда же была создана тушь, материалом для которой служили сажа, растительные масла и смолы.
Культура Древней Индии
В третьем тысячелетии до н.э. в бассейне рек Инд и Ганг возникла одна из древнейшихнаЗемле цивилизаций, основателями которой былииндоарийские племена,пришедшие с севера. Они покорили туземные племена и создали общество, жестко делившееся на сословия — варны, высшим из которых были брахманы — жрецы. Они оказали самое сильное влияние на развитие индийской религии, философии, науки.
Сначала, полагали индийцы, в мире не было ничего существующего и несуществующего, не было ни смерти, ни бессмертия, ни дня, ни ночи — была только тьма, окруженная тьмой. Потом в этом Нечто пробудилась воля, и это было первое свидетельство духа, потом из него появились все божества и человек. Таким образом, процесс сотворение мира — это его самовозникновение из духа. Весь мир для индийцев был пронизан сверхъестественными силами — духи присутствовали везде и ежеминутно, и все было подвластно их воле.
Важнейшим достижением индийцев было изобретение в третьем тысячелетии до н.э. письменности, основанной на применении символических рисунков – пиктографови слоговых знаков. Первые литературные памятники в Индии – Веды — были созданы во втором тысячелетии до н.э. Ведийская литература очень обширна. Она включает в себя священные песнопения, руководства к совершению богослужебных обрядов, философские трактаты. Важную и заключительную часть Вед составляли Упанишады, призванные объяснить тайный внутренний смысл Вед. Именно в этих книгах были впервые сформулированы вечные философские вопросы: «Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы движемся… по чьему повелению существуем мы здесь то в страданиях, то в удовольствиях? Будет ли тому причиной время, или природа, или тот, кто называется… верховный дух?» На основе Вед были написаны сутры. Они служили руководством для школьного обучения и представляли собой наборы лаконичных, кратко изложенных и удобных для запоминания.
Важнейшими памятниками древнеиндийской литературы были "Трипитаку"- свод буддийских текстов, эпические поэмы "Рамаяма" и "Махабхарата", а также сборники басен, притч и новелл - "Памча-тантра". Тексты нередко давались в стихотворной форме, это было характерно даже для математических сочинений.
Литература была тесно связана с музыкой. Так, эпический цикл "Махабхарата", содержащий сказания фольклорного характера, произносился в сопровождении музыки. Первые века нашей эры были временем господства вокальной музыки. На рубеже нашей эры появились специальные трактаты о музыке. Одним из первых и наиболее известных был "Бхаратиянатьяшастра". В нем была сделана попытка понять, как музыка воздействует на общественную мораль и нравы, каковы законы красоты и соразмерности звуков, выявить закономерности в сочетании высоты звуков, их длительности и ритмов. Музыке приписывались многие магические свойства, именно с этой точки зрения подбирались инструменты в придворный оркестр.