Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра истории экономики, политики и культуры
Текст лекций
Культурология
Н.О. Воскресенская
Лекция 1. Культурология - это наука о культуре
Это сложная научная дисциплина, включающая ряд самостоятельных разделов:
- историография изучает возникновение и эволюцию культурологических концепций и взглядов;
- философия культурыисследует культуру как явление и законы ее развития;
- социология культуры исследует культуру различных социальных и профессиональных групп, присущие им модели поведения и стили общения;
- прикладная культурология изучает то, как организована культурная жизнь общества: как функционируют культурные учреждения, каковы особенности культурной политики, проводимой в данном обществе;
- культурная антропология анализирует взаимоотношения человекаи общества, национальный характер, особенности национального менталитета и их влияние на культуру;
- история культурыисследует вклад конкретных народов в мировую культуру, развитие и взаимодействие культур во времени и пространстве.
Так как мировая культура многообразна и неисчерпаема в своих проявлениях, то и культурологии требуется помощь других наук — истории, социологии, психологии, этики,эстетики, этнографии, искусствоведения, философии, психолингвистики, религиоведения и многих других. Таким образом, культурологическое знание базируется на междисциплинарных исследованиях: именно здесь возможны самые неожиданные и интересные открытия.
Базовым понятием для культурологии является слово "культура", от латинского «cultura», что означает возделывание почвы, улучшение, воспитание, развитие. Однозначного определения этого термина учеными до сих пор не выработано, а общее количество определений достигает многих сотен. Эта ситуация не случайна - за ней стоит сложность явления "культура". Однако обычным является все же следующий взгляд на культуру.
Культуру противопоставляют природе, подчеркивая, что природа — реальность, возникшая до человека и не им созданная; культура же, напротив, напротив, всегда есть результат целенаправленных усилий человека. В целом термин "культура" означает достигнутый к определенному периоду времени уровень развития: общества и человека в данном обществе, что выражается в системе организации жизни людей и созданных ими материальных и духовных ценностях. Словом «культура» также обозначают воспитание, улучшение самого человека.
В данном курсе упор сделан на изучение следующих вопросов:
- культура как явление;
- культурная жизнь народов в различные периоды истории;
- крупнейшие цивилизации на Земле, вклад отдельных народов в общемировую культуру;
- развитие научной и религиозно-философской мысли данного народа, его система высших ценностей и приоритетов;
- созданные данным народом мифология и литература;
- выдающиеся произведения живописи, скульптуры, архитектуры;
- особенности морали, повседневного быта и нравов данного народа - того, что и составляет суть каждой цивилизации.
Культурология как наука о культуре начинает складываться в Западной Европе в 18 в. Тогда же появляются первые культурологические концепции. Французские мыслители Вольтер, Тюрго, Кондорсе утверждали, что культурность (или цивилизованность) народа проявляется в разумности политической системы общества, норм морали, зрелости науки, религии и искусства. Показателем степени развития культуры народа является совокупность его достижений в важнейших сферах человеческой деятельности, прежде всего в науке и искусстве. А главная цель культуры — сделать людей более счастливыми. Их оппонентом выступил Жан-Жак Руссо. Культура, утверждал он, есть очень эффективное средство подавления, порабощения и морального развращения личности, и сделать человека счастливее она не может.
В 19 в. русский ученый Н.Я. Данилевский выдвинул теорию обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), самостоятельно развивающихся подобно биологическим организмам. Следовательно, полагал он, усилия человечества должны быть направлены на сохранение многообразия культур разных народов.
Фридрих Ницше, немецкий философ второй половины 19в., определил культуру как способ реагировать на мир, и выделил два возможных варианта — эмоционально-чувственный и интеллектуально-рассудочный; лучший тип культуры построен на балансе этих начал.
Английский культуролог Эдуард Тайлор (конец 19 — начало 20 вв.), создатель эволюционной школы в истории культуры, автор анимистической теории религии, определил культуру как совершенствование человеческого рода путем высшей организации всего общества и отдельного человека. Поэтому он резко разграничивал и противопоставлял народы первобытные и цивилизованные.
Австрийский врач-психиатр, основатель психоанализа Зигмунд Фрейд (конец 19 — начало 20 вв.) отметив рост числа неврозов, пришел к выводу, что они являются следствием неблагополучных отношениях, складывающихся между человеком и обществом. Причина их в том, что культура противостоит подсознанию, биологическим основам человеческой психики. Таким образом, неизбежны конфликты между общественной культурой и природным началом в человеке, состоящим преимущественно из сексуальных и агрессивных импульсов бессознательного.
Русские мыслители 20 в. - П.А. Флоренский, Е.Н. Трубецкой предложили теологические концепции культуры: смысл культуры в том, что именно через культуру человек созидает себя по образу и подобию Бога, и, преобразуя природу в культуру, человек продолжает процесс сотворения мира.
Английский ученый Арнолд Тойнби (20 в.) видел смысл и назначение культуры в бесконечном духовном совершенствовании людей и переходе от примитивных первобытных верований через мировые религии к единой для всего человечества религии будущего.
Сферы духовной и материальной культуры
Культуру принято делить на две сферы - материальную и нематериальную, т.е. духовую. К материальной культуре обычно относят орудия труда, транспорт, средства связи, здания, предметы домашнего обихода, пищу, одежду. К нематериальной культуре причисляют науку, образование, литературу, мифологию, мораль, право, традиции и обычаи, произведения искусства, живописи, скульптуры, архитектуры, музыку, эстраду, театр. Это деление может быть удобно при анализе специфики культуры того или иного народа в определенный период времени, но надо помнить, что оно условно - так как вся культура - и материальная, и духовная - есть совокупный результат деятельности человека.
Функции культуры
Культура в жизни человека и общества выполняет ряд очень важных задач: содействуя духовное развитию личности, она выполняет общегуманитарнуюфункцию; помогая человеку приспосабливаться к данное обществу, выполняете функцию социализации или адаптации; действуя как система норм и правил, регулируя жизнь людей, удерживая их в определенных границах - культура выполняет нормативную или регулятивную функцию. Ценностная функция культуры проявляется в том, что культура, будучи по сути своей системой ценностей, формирует у каждого члена данного общества личную систему ценностей. Пoзнaвaтeльнaя функция культуры выражается в развитии наук и нацеливает человека и общество на дальнейшее познание мира. Наконец, именно культура служит средством передачи от поколения к поколению накопленногоопыта. У людней нет генетической памяти на то, что сделано, изобретено, открыто, и другого способа передать потомкам информацию о мире, кроме как через культуру, просто не существует. Поэтому культуру справедливо называют социальной памятью человечества.
Законы развития культуры
Признается, что существуют законы развития культуры - как в целом, так и ее отдельных элементов — литературы, живописи, моды, пр. К наиболее важным законам относятся следующие: