Смекни!
smekni.com

Творчество Иеронима Босха (стр. 6 из 7)

Художник предельно индивидуализирует образы мучителей Христа. Многочисленные характеры, темпераменты, запечатленные на их лицах, обусловливают их отношение к происходящему. Садистская жестокость, готовая перейти в сладострастие у палача, обнимающего и готового, как Иуда, поцеловать свою жертву, добродушно-жестокая ухмылка палача, затягивающего терновый венец на голове Христа. Можно смело сказать, что никогда до Босха искусство не опускалось в такие темные глубины человеческой психики и не поднималось до такой виртуозной конкретности тончайших нюансов души человеческой.

11. ИНТЕРПРЕТАЦИИ

В последние годы Босх стал едва ли не самым популярным и загадочным западноевропейским художником прошлого. О нем написаны десятки книг, сотни статей и брошюр. Любопытно, что ни один художник не воспринимался столь различно. Каждый автор высказывает о нем собственные мысли, и никакого намека на согласованную оценку пока не наблюдается. Его работы истолковывали в связи с алхимией и учением об элементах природы (Ж. Комбе), в связи с астрологией (А. Пиглер), объясняли фантастические образы художника больной психикой (А. Шовьер), наркотическими галлюцинациями (Р. Делвей).

1604 г. ВАН МАНДЕР – «Разнообразны и нередко странны бывают склонности, / способы писания и сами работы художников, и все ради того, чтобы стать еще лучшим мастером, / к чему повлекла его Природа / Кто был бы в состоянии рассказать о чудесных и странных фантазиях ума Босха, которые он передавал своею кистью. И о призраках и чудовищах Ада, которые больше пугали, чем услаждали смотревшего».

1645 г. ДЕ КЕВЕДО – Сброшенный в Ад как атеист, Босх рассказывает дьяволу, что он не верил в существование настоящих демонов: «Я никогда не думал, что бывают настоящие демоны».

1719 г. ОРЛАНДИ – «Художник большой глубины и причудливой изобразительности…создавший странный мир, расцвеченный фантазией…»

1753 г. ДЕСКАМПС – «Какая жалость, что он воспринимал лишь чудовищное и жуткое: удивительно то, что его картины были ценимы очень высоко. Сколько бы за них платали, когда бы он обратился к радостным темам?»

1776 г. ДЕ ФОНТЕНЕ – «Гений этого художника был весьма своеобразен: он находил удовольствие в изображении странных фантазий и давал волю своему воображению. Таково «Искушение Св. Антония», где можно увидеть монстров животных, химер, драконов, причудливых птиц, которые вызывают одновременно ужас и восхищение».

НУГАРЕ – «Не сумев сравниться с величайшими итальянскими мастерами, такими как Рафаэль, Тициан и другими в подражании, этот художник догадался представить себя странным и добился, по крайней мере, того, что стал непохож на прочих». В его указателе рядом с именем Босха значится: «Итальянец или испанец. Плохой художник».

1842 г. ИММЕРЦЕЛ – «Хотя как художник он показал огромное мастерство и не только легкостью мазка, но и насыщенностью палитры, его работы вызывают скорее страх, смешанный с благоговением, нежели действительное удовольствие…но не смотря на то, что его сюжеты не приятны, его живопись все же ценится высоко и платят за нее все также дорого».

1888 г. ХЕЗЕНМАНС – «Его стремление ко сему мрачному, наполненному неизъяснимым, причудливым, насмешливым юмором, который часто ослабляет силу воздействия произведения искусства, является основной чертой его таланта и именно она поражает историков искусства сильнее всего. И всё же во многих отношениях он очаровательный художник, хотя ему и не надо подняться до высокой поэтической красоты».

1903 г. МЕТЕРЛИНК – «Иеронима Босха, несмотря на его готичность, можно признать новатором. Он первым среди нидерландских художников преобразовал религиозное искусство, до тех пор остававшееся более или менее холодным и каноничным; он сумел вдохнуть в свои композиции народную жизнь, приблизив их ко вкусам большинства современников.

1935 г. ВАН ГЕЛДЕР – Этот исследователь видел в Босхе самоистязателя, наказывающего самого себя за чувственность плотских желаний, недопускающего в себе никаких чувственных соблазнов, клеймящего собственные греховные помыслы жестокой насмешкой, извращая и изничтожая их самым мучительным образом. Босх изгоняет своих бесов, порабощая их при помощи кисти.

1948 г. ФОМ РАТ – Босх «видит человечество устремленным к гибели и сознательно отказывающимся по легкомыслию от наивысшего блага – надежды на вечное спасение». Будучи пессимистом, он проклинает род человеческий как «дураков, отвернувшихся от Бога». Поразительно, что в своих работах он изображает только Зло и совершенно не обращается к Добру: «Сатана выиграл».

1951 г. ЯКОБСОН – Не следует одинаково серьезно относится ко всему в его творчестве и дотошно выискивать скрытое значение, зловещую символику в каждой детали.

1952 г. КАСТЕЛЛИ – Босх – пессимист, изображавший бессилие человеческого знания в трагичных, глубоко символических картинах. Он моралист, который выражает свои идеи посредством искусства. Нет оснований сомневаться в его ортодоксальности. В триптихах «Искушение Св. Антония», «Воз Сена» и «Сад земных наслаждений» Босх изобразил три вида дьявольских искушений: искушение ума, чувства и желание мирских благ.

1969 г. БАЗЕН – Значение его творчества заключается в высвобождении сил подсознательного. Подобное использование символов снов в качестве выразительных средств можно вновь встретить лишь у сюрреалистов.

12. ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптих «Воз Сена», который существует в двух версиях. Параллельно с чисто ремесленными подражателями, не претендовавшими на оригинальность, работали и другие мастера, создавшие под впечатлением картин Босха собственные интересные композиции.

Все живописное наследие Босха – около семидесяти произведений – ограничено довольно узким кругом тем. Главное действующее лицо его произведений – само человечество, шествующее по мрачному пути сквозь дебри греха и разврата. Частые обращения к темам Страшного суда и адских мук указывают на неизбежность для большей части человечества вечного осуждения. Однако в пессимистическом взгляде автора есть место для надежды – она проглядывает в произведениях, посвященных отшельникам или в сценах Страстей Христовых: лишь примеры созерцательной жизни святых и размышление о крестной жизни. Христа дают возможность избежать зла, пронизавшего общество. Лишь только с этой точки зрения фантасмагорический мир Босха приобретает завершенность и понятность вопреки причудливости символов и знаков. Мастер скончался в Хертогенбосе в 1516 году. 9 августа «Братство Богоматери» торжественно его похоронило.

В середине XVI в. (спустя несколько десятилетий после смерти Босха) началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии живописца. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, проникшего в мир мастера, сделав его отправной точкой в создании собственного самостоятельного стиля, был подкреплен широким распространением гравюры. Это увлечение длилось несколько десятилетий, вся образованная Европа интересовалась прежде всего продукцией Иеронимуса Кока, умелого гравера и печатника из Антверпена, которому мы обязаны рядом бесценных гравюр с ныне утраченных оригиналов. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечестии», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Все эти изображения были хотя бы выдержаны в духе Босха – с обилием чудесных и чудовищных созданий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной сильной, но прежде считалось, что его «чертовщина» призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. В XX веке ученые, придя к выводу, что в творчестве Босха заключен куда более глубокий смысл, предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Леонардо да Винчи. Они были ровесниками, художники вполне могли встречаться. Но если оставаться на почве реального, то единственное, пожалуй, что может поставить их рядом, – это одинаково сильное, невероятно острое ощущение бесконечности, из которой их фантазия могла извлечь новые, ни с чем не сравнимые образы, запечатлев их на плоскости, будь то плоскость доски, сиены или холста. Как и в картинах Босха, в работах Леонардо, особенно в графике, соседствуют противоположности – возвышенное и низменное, прекрасное и уродливое. В творчестве обоих мастеров ярко выражена идея мировой гармонии, постоянно подвергаемой угрозе со стороны сил Ада. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» - алхимию, астрологию, черную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшие в ту эпоху. Примеры тому можно найти в монографии Вильгельма Френгера: помимо того, что его теории заслуживают внимания уже в силу своей популярности, они наглядно демонстрируют, с какими проблемами сталкивается любой искусствовед, желающий интерпретировать творчество Босха.