Смекни!
smekni.com

PR в сфере культуры (стр. 2 из 3)

Формирование этических принципов существования организации, выработка ценностных ориентиров развития – первоочередная задача пиар-службы.

Деонтология – система и процесс взаимного обоснования и согласования этических, моральных, нравственных, правовых и профессиональных норм поведения специалистов.

Деловая этика концентрирует правила, определяемые, с одной стороны, этическими моральными нормами, а с другой стороны – требованиями определенной системы управления.

Профессиональная этика – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и обществу в целом.

Проблема этики пиара носит дуальный характер. С одной стороны, пиар как самостоятельный социальный институт, как отдельно взятый сегмент рынка подчиняется законам профессиональной этики, с другой – пиар служит инструментом этического регулирования взаимодействия между субъектами общественных отношений. Необходимо интегрировать морально-этические ценности в систему целей и предпочтений организации.

Формирование этических принципов, выработка ценностных ориентиров развития организации прерогатива пиар-службы в цивилизованном обществе. Основанная на социальных и этических принципах стратегия позволяет обеспечить высокую репутацию.

Необходимым условием развития социальных и этических программ бизнеса является наличие принятых правил, зафиксированных в кодексах, а также практических методик и процедур их реализации.

К обязательным культурным и коммуникативным условиям функционирования пиара как социального института относятся:

- достаточный уровень образованности и компетентности населения;

- наличие общего языкового пространства, способность участников публичной коммуникации единообразно кодировать и декодировать информацию;

- наличие и поддержание культурных традиций в области социальной коммуникации.

Глава II.Взаимосвязь технологий социально-культурной деятельности и PR

2.1 Характеристика современной социально-культурной деятельности и особенности её технологии

Социально-культурная деятельность занимает одно из ведущих мест в практической деятельности учреждений культуры. Понятие «социально-культурная деятельность» складывается из двух понятий: социальная деятельность и культурная деятельность.

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий, которые помогли бы каждому человеку в различные возрастные периоды его жизни успешно проходить процессы социализации и социальной адаптации.

Социализация – процесс освоения личностью различных социальных ролей и усвоения его нравственных норм, правил поведения, обычаев и традиций данного общества.

Социальная адаптация – процесс приспособления индивида к изменяющимся условиям жизни.

Культурная деятельность – деятельность по выявлению, сохранению, распространению, освоению и созданию культурных ценностей. Это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведении, языки, диалекты, говоры, обряды, фольклор, художественные промыслы, здания, предметы, имеющие историко-культурную значимость.

Сферы культурной деятельности:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в сфере культуры;

- занятия творчеством: музыкой, хореографией, театром, изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством.

Таким образом, социально-культурная деятельность – это процесс реализации социальной активности человека или группы людей через выявление, сохранение и создание культурных ценностей путем занятия различными видами творчества, а также деятельность, направленная на саморазвитие, самореализацию и самосознание личности.

Функции социально-культурной деятельности:

- развивающая (направлена на приобретение знаний в различных отраслях науки, культуры и искусства);

- творческая (направлена на реализацию творческих способностей человека);

- рекреационная (направлена на восстановление физических сил человека и корректировку его психологического состояния)

Социокультурная ситуация в современной России.

Сейчас впервые российская интеллигенция – научная и творческая – обрела подлинную свободу творчества политическую независимость, гарантируемые Конституцией страны.

Однако благодатная идеологическая атмосфера переплетается с «утечкой мозгов», нищетой творческой и научной интеллигенции, коммерциализацией культуры.

Поэтому происходит пересмотр отношения к отечественной истории, в том числе к истории отечественной культуры.

Принципиально иные отношения складываются между между государственными структурами культуры и религией – исчезает противопоставление материалистического и идеалистического взглядов на человека, противостояние искусства и религии. Все сферы материальной и духовной жизни общества охватывают рыночные отношения.

С одной стороны, это расширение экономической свободы и сферы культурного предпринимательства, появление новых форм досуга, расширение дополнительных платных услуг населению с ориентацией на индивидуальные запросы, развитие спонсорства и меценатства.

Реализация федеральной программы «Культура России» (2001-2005 г.г.) способствует более широкому доступу населения к произведениям отечественной и мировой культуры, позволяет сохранить историко-культурное наследие народов Российской Федерации, поддерживать высокий престиж российской культуры за рубежом. Один из приоритетов программы – поддержка талантливой молодежи.

С другой стороны, образовался мощный слой маргиналов среди жителей сельских регионов России ввиду неблагополучного социально-экономического положения сельскохозяйственных производств. Поэтому происходит резкое сокращение предоставления услуг сельским учреждениям культуры (нет платежеспособного спроса). Происходит экспансия продукции западной, американской культуры, как правило, далеко не высокого уровня. Происходит передача значительной части площадей учреждений культуры под коммерческие структуры, снижаются возможности для занятий в коллективах художественной самодеятельности. Органы управления культурой на всех уровнях потеряли большое число опытных кадров, ушедших в более оплачиваемые коммерческие структуры.

Вместе с тем, для современной соиокультурной ситуации характерно углубление процесса культурной дифференциации, появление множества субкультур.

Главные особенности социокультрной ситуации в сегодняшнее время – демократизация государственного культурой, курс на адаптацию её к рыночным условиям, сохранение национальных культурных ценностей.

Структура органов управления культурой.

В Российской Федерации в настоящее время действуют 3 уровня власти: федеральная, региональная и местная.

До последнего времени единым органом, руководящим отраслью культуры на федеральном уровне, является Министерство культуры Российской Федерации.

Его задачи: определение путей и направлений развития российской культуры; координирование федеральной программы «Культура России»: решение кадровых вопросов по руководящему составу учреждений, обеспечение финансирования их деятельности, выплата заработной платы, ремонт, закупка оборудования и т.п.

Такие же функции выполняют для региональных и муниципальных учреждений культуры органы управления культурой регионального и муниципального уровня.

По стране нет единообразия в структуре и названиях этих органов: Министерство культуры Московской области, комитет по культуре города Москвы, а также в ряде регионов – Департамент культуры, Управления культуры.

На муниципальном уровне орган управления культурой – Отдел культуры администрации города или района.

Руководители органов управления культурой назначаются вышестоящими руководителями: на федеральном уровне – Президентом, на региональном – Губернатором, на муниципальном – Главой муниципального образования.

Проблемы текущего финансирования полностью лежат на учредителе, а никак не на федеральных ведомствах.

Однако Федеральная целевая программа «Культура России» старается охватить как можно большее число субъектов Российской Федерации и учреждений культуры.

С 2004 года новый трехуровневый принцип формирования федеральной власти: министерства, службы по надзору и федеральные агентства. За каждым уровнем власти закрепляется собственный круг вопросов.

Технологии социально-культурной деятельности.

Технология – совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в готовое изделие. С точки зрения социально-культурной деятельности, технология – это система методов решения социальных проблем, направленных на формирование:

- условий жизни и развития общества;

- общественных отношений;

- социальных структур (целью которых является обеспечение потребностей человека и создание условий для реализации его потенциальных способностей и интересов с учетом установленной обществом системы ценностей).

Социальные технологии направлены на:

1) выявление механизмов и процессов, целью которых является гуманизация действительности;