Частные гробницы саисского времени порой отличаются большой величиной и своеобразием планировки. На земле обычно располагались один-два двора, окруженные стеной со входом-пилоном. Сами же погребальные помещения вырубали в скале. Тут на разной глубине располагались колонные залы, молельни, коридоры - иногда больше 20 помещений.
Древнейшие городские святилища строили из дерева и тростника и окружали оградой. Храмы Среднего царства частично разрушились, частично были перестроены, а многие были разобраны на более поздние сооружения. Храмы возводились из кирпича и камня. Симметрия в планировке, входы-пилоны, сады с прудами, граненые колонны, стелы с рельефами, часто террасы, иногда обелиски перед входом - важнейшие элементы их облика.
К Новому царству ведущая роль в художественной жизни окончательно закрепляется за Фивами. Постепенно складывается тип городского храма: вытянутый в плане прямоугольник, обычно обращенный фасадом к Нилу, со входом в виде двойного пилона, ведущим в колонный двор, за которым следовали колонный зал с более высокой средней частью и верхним светом, ряд комнат-молелен, библиотека и проч. Рядом располагались и хозяйственные постройки. Весь комплекс окружали стеной. Как видим, основные элементы храма повторяют основные элементы жилых строений. Это и понятно, поскольку храм мыслился как жилище бога, которому он был посвящен и который был представлен в нем культовой статуей. Статуи, пестро раскрашенные рельефы, золоченые обелиски, мачты с флагами делали облик храма нарядным и богатым. Дороги к ним часто окаймляли ряды сфинксов. Подобным сооружением был главный фиванский храм бога Амона, так называемый Карнакский, который строился и перестраивался веками на месте находившегося тут небольшого святилища Среднего царства. Многие фараоны реконструировали и расширяли этот храм, прибавляя к нему залы и пилоны. С Карнакским комплексом, в который входили храмы ряда божеств, дорогами сфинксов был соединен Луксорский храм, посвященный культу фиванской триады богов и выстроенный по описанному выше плану, с центральным залом, с изящными колоннами в виде пучков папируса. В возведении этих храмов принимали участие жившие в разное время и строившие не только в Фивах архитекторы Инени, Хапусенеб, Аменхетеп, сын Хапу, братья Гори и Сути, строитель Луксора Аменхетеп и многие другие.
В период Нового царства получает распространение тип храма-периптера: небольшое прямоугольное здание на каменном цоколе, окруженное колоннами.
Еще со Среднего царства появляются, а в Новом царстве получают распространение пещерные храмы - вначале небольшие, похожие на скальную гробницу с портиком перед ней. При Рамсесе II это уже храмы грандиозных размеров, со сложным планом, с гипостилями, молельнями, колоннами и статуями, вырубленными внутри скалы. Вход в пещерный храм в Абу-Симбеле, высеченный в виде пилона, украшали четыре двадцатиметровые статуи Рамсеса II, воплощавшие идею прославления мощи фараона.
Заключение
Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом. Нельзя недооценить значение всей древнеегипетской культуры: искусства, архитектуры, живописи, скульптуры и прочих достижений в различных отраслях научной и культурной жизни .
При всем количестве материалов по данной теме, многие тайны египетского народа и по сей день остаются не разгаданными.
Используемая литература
1. "История Востока" (Восток в древности) Л. Гумилев. Электронное издание.
2. Культура Древнего Египта. М.,1976
3. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.,1970
4. Немировский А.И.Мифы и Легенды Древнего Востока. М., 1994
5. Померанцева Н.Эстетические основы исскуства древнего Египта. М., 1985
6. Сказки и повести Древнего Египта, Л., 1979
7. Целлар К.Архитектура страны фараонов. М., 1990.