В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника.
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси и Летний дворец там же.
Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия). Ярким примером Барокко является Версальский дворец во Франции.
Chateau de Versailles - резиденция французских монархов. С момента постройки она была эталоном, на который ориентировались монархи Европы, сооружая свои дворцы. На сегодняшний день Версаль включен в список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.
Прообразом послужил охотничий домик, который был возведен на месте "Мраморного Двора" по велению Людовика ХIII.
В России барокко появляется еще в XVII веке ("нарышкинское барокко", "голицынское барокко"). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини - так называемое "петровское барокко", и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С.И. Чевакинского и Б. Растрелли.
Русское барокко - стиль в искусстве (в первую очередь, в архитектуре, скульптуре и живописи); российская "реплика" европейского стиля барокко в полной мере сложившаяся в русском искусстве к концу первой половины XVIII века.
Этот стиль, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления - Ф.Б. Растрелли.
Русское барокко было первой ступенью связи русской архитектуры с европейскими течениями. В качестве примера можно привести ранние работы В.И. Баженова в Москве, такие как дом Пашкова (1784 - 1787) и грандиозный проект перестройки Кремля. Примером служить может также носящая черты и барокко, и классицизма архитектура резиденций в окрестностях Петербурга - Царское село (ныне г. Пушкин) и Петродворец, в сооружение которых, включая обширные окружающие парки, большой вклад внесли итальянцы Б. Растрелли (автор проекта Зимнего дворца в Петербурге) и Д. Кваренги, шотландец Ч. Камерон и русский архитектор И. Старов.
Главным представителем классицизма в Москве был М.Ф. Казаков - автор проекта зданий Московского сената в Кремле, Голицынской больницы (1801), Московского университета (1785) и ряда летних резиденций в окрестностях Москвы.
Одной из особенностей русского варианта стиля является полихромия фасадов, где интенсивно окрашенные стены служат декоративным деталям. Стиль барокко прекрасно прижился не только на западноевропейской, но и на российской почве. Воспроизведенный в дереве и камне, он сделался символом роскоши и пышности, избыточности и чрезмерности.
Симфония барочного изобилия (или хотя бы отдельные ее ноты) звучит в наших интерьерах уже три столетия. Причем фрагменты стиля могут проявляться на всех ступенях социальной лестницы и на всех уровнях вкуса - и во дворцах, и в хижинах. Так, сувенирно-расписная хохлома с золотыми цветами и сдержанно-синяя гжель были, по сути, вариантами наивного народного подражания великолепной "дворцовости", однако дешевыми материалами. Яркие цветы на крестьянских платках и кофтах также запечатлели пусть упрощенное, но непосредственное народное понимание барокко. Итак, что же такое русское барокко и чем оно отличалось от, скажем, итальянского? Во-первых, это все же отраженный свет "далекой европейской звезды" первоисточника, воображаемого счастья некой прекрасной и благополучной земли. Причем многократно переосмысленный европейский образец изменился настолько, что впору говорить о самобытном и вполне самостоятельном явлении русского барокко.
Повсюду - и в мебели, и в украшении интерьеров - мы видим обилие декора, текучие и в то же время динамичные формы, пластичные линии. Не менее важна для отечественного варианта стиля яркость цветового пятна. Асимметричные детали декора или конструктивных элементов служили для передачи движения.
Русское барокко конца XVII - начала XVIII веков - первый большой европейский стиль, легко и органично вписавшийся в нашу национальную традицию. Вместе с тем это было время первого масштабного вторжения европейской культуры в русскую жизнь.
Франческа Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Отец Франческа, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником. Франческа Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.
Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Наиболее ярко проявился в середине XVIII в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления - Ф.Б. Растрелли - сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675 - 1744). Наиболее яркий представитель русского барокко. Ф.Б. Растрелли соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им прежде всего из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение. В 1716 году Растрелли приехал со своим отцом в Санкт-Петербург, куда его отец был приглашён Петром I на работу по строительству императорского дворца. С 1730 по 1763 год был архитектором императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Построил дворцы герцога Бирона в Рундале (1736 - 1740) и Митаве (1738 - 1740). Оба дворца расположены в Латвии.
Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741 - 1744 годы; не сохранился). Затем последовали многочисленные городские дворцы и пригородные усадьбы, такие как дворец Воронцова, Строгановский дворец, с 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1752 - 1757 - перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне - город Пушкин).
Ярким примером Русского барокко является Большой Екатерининский дворец в городе Пушкин (ранее Царское Село). История Ленинграда и пригородов тесно взаимосвязана. Город на Неве и многочисленные дворцы и парки вокруг него представляют по сути своей единое целое. Да и застраиваться они стали практически одновременно. С освобождением русских земель от шведских завоевателей и началом строительства Петербурга начинается освоение и прилегающих к нему территорий. Так, уже в начале XVIII веке появляются первые сооружения - прообразы будущих дворцов - в пригородной зоне - там, где ныне разместились целые города: Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Павловск, Гатчина.
Создание блистательного ожерелья дворцов и парков вокруг города ознаменовало собой великое торжество русского народа, его победу в многолетней борьбе с иноземными захватчиками. Эта торжественность претворена и в оформлении дворцов, особенно петергофской резиденции царя. Именно это стремление было первопричиной столь пышного облика пригородных новостроек, характерного для стиля русского барокко с его подчеркнутой представительностью и праздничностью; именно торжество вновь свободной земли, а не стремление, как считают некоторые исследователи, царя и его приближенных перещеголять западноевропейцев.
Загородные резиденции возводились руками многих тысяч русских умельцев, согнанных сюда из различных уголков России. Великие замыслы выдающихся зодчих, скульпторов и художников воплощали в жизнь замечательные мастера, народные умельцы, искусство которых служит образцом для современников.
Большой Екатерининский дворец - это бывший императорский дворец. Он один из самых крупнейших в окрестностях Санкт-Петербурга.
В 1724 г. это сельское поселение стало называться Царским Селом.
Эта территория была подарена Петром I его жене Елизавете Александровне. В 1717 - 1723 годах для нее был выстроен небольшой каменный дворец и разбит регулярный сад. В период царствования Елизаветы в Царском Селе еще шире развернулись строительные работы, в которых принимали участие выдающиеся архитекторы М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский. Затем по проектам Б. Растрелли Царское Село превратили в один из самых грандиозных архитектурно-парковых ансамблей.
Дворец в Царском Селе был так украшен, что при ярком солнечном освещении на него нельзя было смотреть. Это вполне вероятно, так кактолько на наружное покрытие было потрачено "6 пудов, 17 фунтов и два золотника" червонного золота - более 100 кг.
Здание дворца было заложено по приказу Екатерины Великой в 1717 году, представляя собой позднее барокко.