Музыка, которую можно назвать вредной, отличается частым диссонансом, отсутствием формы, нерегулярностью ритмов или же примитивным грубым ритмом, усиливающим в человеке животные инстинкты. К такой музыке относятся поп-музыка и рок-музыка, которые воздействуют ультра- и инфразвуками и которые мы не слышим, но их воспринимают наши органы, и это может действовать разрушающе на мозг по принципу “25-го кадра”. Экспериментально установлено, что если бой барабанов типа “там-тама” превышает 100 децибелов, некоторые слушатели падают в обморок. Рок-н-ролл и родственные ему музыкальные формы имеют около 120 ударов в минуту, то есть около 2 Гц. Впрочем, в последнее время всё большее распространение получают музыкальные направления, где частота ударов в минуту достигает 240, то есть приближается к 4 Гц. Образно говоря, она – прямой удар непосредственно по мозгу (недаром такую музыку слушают именно с целью “сноса крыши”), по желудочно-кишечному тракту. Профессиональным заболеванием немалого процента среди эстрадных музыкантов является язва желудка, возможно, связанная с обсуждаемыми параметрами музыки. Также эта частота затрагивает сердечно-сосудистую, иммунную и нервную системы.
Популярность рок-музыки стала источником серьезных проблем. В США под руководством Боба Ларсена были проведены медицинские исследования, которые позволили определить особенности воздействия тяжелого рока на организм человека и его психику. Было установлено, что низкочастотные колебания оказывают воздействие на спинномозговую жидкость, состояние которой влияет на слизистые железы и гормональную сферу. В период прослушивания тяжелого рока нарушается равновесие половых и надпочечных гормонов, увеличивается содержание инсулина в крови, что приводит в свою очередь к нарушению процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Известно, что нередко поклонники такой музыки отличаются неадекватным поведением, как на концертах, так и после них. Дисгармоничная музыка оказывает деструктивное влияние на психику человека и на весь организм в целом. Некоторые образцы рок-музыки способны подтолкнуть психику человека к отрицательной динамике, к саморазрушению. До сих пор не выяснены истинные мотивы самоубийства солиста группы “Лесоповал”, гитариста группы “Черный кофе”, сотрудника группы “Технология”, гитариста рок-группы “Алиса”.
Психолог Азаров в результате исследования на компьютере всех сочинений этих коллективов обнаружил, что в их музыке часто повторялось одно роковое сочетание нот, ведущее к самоуничтожению. Психолог считает, что это тот “звуковой яд”, который способен довести человека до сумасшествия. Но, возможно, все происходит как раз наоборот: люди, склонные к суициду, и пишут определенную музыку.
Ощущения, возникающие при прослушивании многих произведений современной рок- и поп-музыки, аналогичны тем, которые вызывает алкогольное и наркотическое опьянение. Впрочем, в древности также была широко распространена практика “ритуального опьянения”, и это лишний раз напоминает нам о неоднократно выдвигавшейся многими исследователями идее: сама музыка имеет ритуальное происхождение, а потом уже она становится светской, сугубо утилитарной.
Архаические ритмы постепенно как бы “возрождаются” в современных музыкальных жанрах и направлениях, но утрачивают при этом своё первоначальное содержание. В итоге получается так, что человек входит в транс, но за этим не следует собственно того, ради чего некогда это делалось. Казалось бы, возникает своего рода диссонанс между физиологической и психологической реакциями человека. Культовые ритмы, утратив своё священное наполнение, стали своего рода наркотиком. Не правда ли, любопытный пример духовной деградации, которую не могут заменить ни достаток, ни культурный и образовательный уровень?
Кто-то скажет: "Если такая музыка существует - значит, она кому-то нужна." Да, наш земной мир соткан из совершенства и несовершенства. Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И все же, чтобы уберечь себя, окружающих нас людей и нашу Землю от разрушения, есть смысл наполнять мир прекрасным с помощью живописи, музыки, кино и других видов искусств разумно. И гармоничная музыка явится особой панацеей от многих бед, ибо ее звуки, проникающие всюду, способны сделать мир прекрасней, а человека - совершенней.
"Массовая культура" – это чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое.
Борьба с "массовой культурой", с её открыто антидемократическим содержанием стала одной из важных задач в программах и практике прогрессивных, демократических сил в капиталистических странах. С середины 60-х годов анализ и критика "массовой культуры" во всех формах её проявления успешно развиваются в работах философов и социологов — марксистов.